Иванова Ольга Вячеславовна
Сценарий спортивного мероприятия ко Дню защитника Отечества «Рыцарский турнир» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники
Взрослые: Король, Глашатай, Почетный судья. Дети: 2 команды мальчиков-рыцарей, девочки.
Цель
Объяснить детям понятия «честь», «отвага», «достоинство».
Задачи
Познакомить детей с традициями и историей рыцарских турниров; расширить словарный запас; стимулировать творческую активность.
Материалы
Свиток и музыкальный инструмент – рог (для Глашатая); «трон» Короля; бумажные гербы-табло, закрепленные на подставках (для обеих команд); кубок – главный приз рыцарского турнира; 2 «коня» (голова лошади на палке) и кегли – для конкурса «Наездники»; 2 корзины и теннисные мячи (по количеству мальчиков) – для конкурса «Тир»; 2 набора мягких модулей – для конкурса «Построй замок»; канат – для конкурса «Сражение»; 2 набора разрезных картинок с изображениями прекрасных дам – для конкурса «За прекрасных девочек!».
Темочки:
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Сценарии к 23 февраля
- Подготовительная группа
- Рыцарский турнир. Сценарии развлечений
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2025
Оборудование
Проектор, флешка с изображениями рыцарей.
Примерное время
55 минут.
Проведите предварительную работу по направлениям:
1. Познавательное развитие:
рассмотреть иллюстрации «Рыцарский турнир»;
просмотреть презентации «Рыцари и принцессы», «Рыцарский турнир»;
посмотреть отрывок из м/ф «Алиса в Зазеркалье» (сцена встречи Алисы с белым рыцарем) (реж. – Е. Пружанский, 1982);
рассказать о том, кто такие рыцари, их атрибутах;
провести дидактические игры: «Кому что нужно», «Найди пару».
2. Речевое развитие:
прочитать и обсудить «Сказку о маленьком рыцаре» М. Шкуриной;
совместно с воспитателем составить рассказы на темы: «Если бы я был рыцарем», «Если бы я была принцессой»;
обсудить пословицу: «Умение коня узнается на войне, а верный друг – в беде».
3. Художественно-эстетическое развитие:
провести занятие по рисованию на тему «Рыцари»;
провести занятие по лепке на тему «Конь для рыцаря»;
выполнить коллективную работу «Герб для рыцаря»;
прослушать песни: «О рыцарях в наше время» из к/ф «Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» (муз. Т. Островской, сл. В. Аленикова, «Песня принцессы» («Турниры отменили») из к/ф «Не покидай» (муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева).
4. Социально-коммуникативное развитие:
провести беседу на тему «Храбрость и достоинство»;
совместно составить «Правила для рыцарей»;
провести сюжетно-ролевую игру «В гостях у принцессы»; рассказать о правилах этикета.
5. Физическое развитие:
проведите комплекс утренней гимнастики «Славные рыцари».
Вступительная часть
Длительность: 10 минут.
На проекторе сменяются изображения быта, доспехов и военных походов средневековых рыцарей. Параллельно педагог читает текст.
Педагог
Рыцарские турниры проводились в Европе со 2-й половины XI века. На них рыцари демонстрировали боевые качества. Турниры устраивались по торжественным случаям: в честь бракосочетания королей, рождения наследника, заключения мира.
Для состязания избиралось ристалище – четырехугольное поле вблизи большого города. Его обносили деревянным барьером. Рядом сооружали скамейки, палатки для зрителей, ложу для знатных феодалов и дам. Вокруг ристалища устраивались поселения из шатров, которые каждый участник или зритель мог взять с собой для себя и своей свиты. Торговцы открывали ярмарку съестных припасов, одежды, оружия, доспехов, лошадей.
Чтобы выглядеть ярко и красиво, рыцари на доспех надевали красочную гербовую накидку, на боевого коня – попону с изображениями своего герба, на шлем – украшение. Дама дарила рыцарю, который ей понравился, перчатку, платок, иногда отрывала ленты с верхних рукавов платья. Деталь дамской одежды рыцарь прикреплял к своему шлему или доспеху.
Правила рыцарского турнира были строгими. За их соблюдением следили герольды. Участники делились на две равные по мастерству группы. Их возглавляли зачинщик турнира и защитник. Перед турниром зачинщик посылал защитнику тупой меч и грамоту, где указывал имена и звания своих судей. Защитник мог отказаться, но если он принимал вызов и брал меч, то назначал своих судей. Перед схваткой зачинщик и защитник произносили клятву о том, что никто не будет умышленно ударять мечом ниже пояса и нападать на того, кто потерял шлем.
За ходом турнира следил почетный судья. Самая красивая дама вручала ему шарф, который он привязывал к своему копью. Если во время боя дамы замечали, что кто-либо из участников в турнире ослабевал, почетный судья касался копьем шлема рыцаря, и никто не осмеливался тронуть его.
Турнир начинался с поединка оруженосцев, только что посвященных в рыцарское звание. Они старались выбить друг друга из седла или преломить свое копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание – имитация сражения двух отрядов с помощью булав установленного веса и затупленных мечей. Победители отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп. Рыцарь-победитель выбирал царицу турнира.
Турниры прекратились в XVI веке, когда рыцарскую конницу вытеснила пехота стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян. Формальным поводом для запрета стал несчастный случай: в 1559 году граф Монтгомери смертельно ранил короля Франции Генриха II обломком копья, который попал монарху в глаз.
Звучит музыка из средневековой пьесы XIII века Адама-де ла Аля «Игра о Робене и Марион» (V). Дети парами (мальчик и девочка) входят в зал, рассаживаются на места. Выходит Глашатай, разворачивает свиток и читает.
Глашатай
Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Сегодня в славный этот час
Не зря собрали мы здесь вас!
Не зря мы письма разослали
На крыльях белых голубей,
Не зря сюда вас приглашали
Из самых дальних деревень!
Не зря сегодня флаги вьются,
Мечи, щиты, клинки вокруг,
Мелодии из рога льются,
И рукоплещет много рук.
Сей праздник лишь для вас, друзья!
А мы встречаем Короля!
Под торжественную музыку (по выбору музыкального руководителя) выходит Король, проходит кругом по залу, останавливается около девочек.
Король Добро пожаловать, миледи,
Прелестней нежного цветка!
Мы знаем, что для вас дорога
Была не очень-то легка!
Девочки встают, делают реверанс.
Король подходит к мальчикам.
Король Вы, рыцари, в доспехах
Проделав дальний путь
И наконец приехав,
Не вправе отдохнуть!
Сегодня покажите доблесть,
Смелость, мужество и ловкость!
Мальчики отвечают низким поклоном.
Король проходит в центр зала, садится на «трон».
Король Пусть рог гремит на целый мир –
Мы начинаем наш турнир!
Глашатай дудит в рог.
Глашатай Сегодня посетили нас
Рыцари двух славных графств.
Поборются они за главный приз,
Сейчас услышим их девиз!
Выходят две команды рыцарей, по очереди произносят свой девиз.
Глашатай А вот гербы обоих графств,
О них поведайте нам без лукавств.
Капитаны выходят на середину зала, по очереди рассказывают, что изображено на гербах
Король Чтоб рыцари сражались честно,
Почетный к нам пришел судья.
Его справедливость всем известна.
Его побаиваюсь даже я!
Он славные победы огласит,
На рыцарских гербах отметит,
Любые споры разрешит
И на вопросы всем ответит.
Король представляет Почетного судью рыцарского турнира.
Глашатай Устав турнира соблюли,
Как нам велели короли.
Глашатай кланяется Королю и продолжает.
Глашатай Теперь – внимание! Оглянитесь!
Вот главный приз – вы за него боритесь!
Глашатай выносит кубок – главный приз турнира, за который будут бороться участники.
Король Сей драгоценный кубок
Получит лишь сильнейший.
А кто из вас им станет,
Узнаем мы в дальнейшем!
Пусть рог гремит на целый мир –
Мы начинаем наш турнир!
Глашатай дудит в рог.
Король Глашатай Коль, рыцарь, ты силен в бою,
Покажешь ловкость нам свою.
Сумей коня ты приручить
И путь тернистый проскочить.
Конкурс «Наездники»
Длительность: 10 минут. Участники команд встают друг за другом на линии старта. Первые игроки от каждой команды «садятся верхом на коня» и по сигналу «скачут», огибая кегли, к флажку на противоположном конце зала. Обходят флажок и возвращаются обратно. Передают «коня» следующему участнику, который проходит аналогичный путь. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее пройдут эстафету и заденут меньше кеглей.
Глашатай Давайте подведем итог:
Кто победить на скачках смог?
На гербах-табло команд появляются результаты конкурса «Наездники».
Глашатай Продолжаем наш турнир:
Вас ожидает меткий тир!
Забросить мяч в мишень вам надо,
И ждет за это вас награда!
Конкурс «Тир»т Длительность: 6 минут
Участники команд встают напротив своих корзин и по очереди забрасывают в них теннисные мячи. Выигрывает команда, игроки которой забросили больше мячей за отведенное время – 2 минуты.
Глашатай Давайте подведем итог:
Кто самый меткий тут стрелок?
На гербах-табло команд появляются результаты конкурса «Тир».
Глашатай Перерыв в турнире объявляю,
На танец девочек прекрасных приглашаю.
Звучит музыка французского композитора XIV века Филиппа де Витри «Композиция для органа». Девочки исполняют средневековый танец.
Глашатай Турнир наш продолжается,
Победа приближается.
Доверие, рыцарь, свое подтверди
И нам без утайки скорей покажи,
Как за короткий срок
Ты замок бы воздвигнуть смог.
Конкурс «Построй замок»Длительность: 7 минут.
Участники команд строят замки из мягких модулей. Побеждает та команда, игроки которой быстрее построят замок. Почетный судья добавляет очки за прочность и оригинальность постройки.
Глашатай Давайте подведем итог:
Чей замок крепок и высок?
На гербах-табло команд появляются результаты конкурса «Построй замок».
Глашатай Перерыв вновь объявляю,
Девочек прекрасных вопрошаю.
Смекалку вы нам покажите,
Умом своим всех удивите!
Король наш мудр и хитер,
Кто сможет дать ему отпор?
Король Вам, девочки, загадки загадаю
Кто самая умная, я быстро узнаю.
И если умная красавица найдется,
Принцессой турнира она назовется!
Сильнейших с победой поздравит,
Кубок вручит, на весь мир прославит.
Конкурс «Загадки»Длительность: 5 минут.
Король задает девочкам вопросы, связанные с оружием и одеждой рыцарей. Та девочка, которая даст наибольшее число правильных ответов, объявляется Принцессой турнира.
Король Как называется рубаха, сплетенная из металлических колец?
Правильный ответ: «Кольчуга».
Король Что защищает голову рыцаря от ударов?
Правильный ответ: «Шлем».
Король Как называется металлическая решетка, закрывающая лицо рыцаря?
Правильный ответ: «Забрало».
Король Назовите части лат, защищающие шею, верхнюю часть груди и спины, локти.
Правильные ответы: «Нашейник, наплечник, налокотник».
Король Перечислите оружие рыцаря.
Правильные ответы: «Меч, копье, щит, нож, кинжал».
Король Объявляем Принцессу турнира!
Король награждает девочку, которая дала наибольшее число правильных ответов, и присуждает ей титул Принцессы турнира.
Глашатай Турнир наш продолжается.
Победа приближается.
О рыцарской силе теперь мы узнаем.
На поле вас, герои, приглашаем.
Конкурс «Сражение»Длительность: 6 минут.
Участники команд берут концы каната с каждой стороны и по сигналу Глашатая стараются перетянуть противников на свою сторону. Выигрывает та команда, все участники которой переступят обозначенную за ними черту.
Глашатай Давайте подведем итог:
Кто победить в сражении смог?
На гербах-табло команд появляются результаты конкурса «Сражение».
Глашатай Сильны, умны вы, капитаны!
Однако мы хотим узнать,
Кто портрет прекрасной дамы
Сможет правильно собрать.
Заключительная часть: конкурс капитанов «За прекрасных девочек!»
Длительность: 7 минут. В конкурсе участвуют капитаны команд. По сигналу Глашатая они начинают собирать разрезные картинки. Выигрывает тот, кто справится с заданием быстрее и правильно соберет картинку.
Глашатай Давайте подведем итог:
Кто победить из капитанов смог?
Король Судья, решение примите,
Рыцари, прекрасных девочек на танец пригласите.
Под музыку И. С. Баха «Менуэт» рыцари и девочки исполняют парный танец.
Почетный судья Итак, пусть слышит целый мир!
Да славен будет наш турнир!
Победило графство!
Оно трудилось не напрасно.
Рыцарей мы поздравляем!
Им главный приз вручаем!
Звучат фанфары. Принцесса турнира вручает победителям главный приз.
Король Всех рыцарей и девочек мы благодарим,
Призы и сувениры им с гордостью вручим!
Король вручает сувениры всем участникам турнира.
Глашатай Закончился наш рыцарский турнир!
Теперь вас ждет прекрасный пир!
Под музыку из саундтрека к фильму «Робин Гуд» (реж. – Р. Скотт, 2010, муз. М. Страйтенфельда) дети уходят в группу на чаепитие.