Приложение МААМ

Сценарий спектакля с участием взрослых и детей «Двенадцать месяцев» по сказке С. Маршака (1 фото)

Лилианна Бушкина
Сценарий спектакля с участием взрослых и детей «Двенадцать месяцев» по сказке С. Маршака
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий спектакля с участием взрослых и детей «Двенадцать месяцев» по сказке С. Маршака

Сказку мы сильно сократили, оставив лишь основную сюжетную линию, и адаптировали для детей старшего дошкольного возраста.

Действующие лица:

Королева, Профессор, Мачеха, Дочка (Марфуша, Падчерица (Настя, Декабрь, Январь, Февраль – взрослые;

остальные Месяцы, явления природы – дети подготовительной группы.

Картина 1

Декорации зимнего леса.

(Декорации леса - подвижные, т. е. их ставят и убирают в течение спектакля действующие лица или помощники).

Входят Январь и Февраль.

Темочки:

Декабрь: Ну что ж, братья-зимние месяцы, я, Декабрь, леса и поля снежком запорошил.

Январь: Я, Январь, реки льдом покрыл. Твоя очередь, братец Февраль, морозцем потрещать да вьюгой повьюжить.

Февраль: Да и то, пора хозяйство принимать, я – Февраль – последний зимний месяц, мне зиму заканчивать да сказку нашу начинать.

Сказку про 12 месяцев.

Раздвигают декорации и уходят.

Картина 2.

Классная комната Королевы.

Профессор: Начнем наш урок, Ваше величество. Попрошу Вас написать без ошибок…

Королева: Я – королева! Как хочу, так и пишу.

Профессор: Но, ваше величество, существуют правила…

Королева: Я придумаю свои правила. Пусть все пишут, как кто хочет.

Профессор: Но, ваше величество, тогда люди перестанут понимать друг друга.

Королева: Не спорьте со мной, а то я прикажу вас казнить.

Профессор (пугается): Ах, ваше величество, я больше никогда не буду спорить с вами.

Королева: Ну ладно, спрашивайте скорее, а то я целый век не выйду из

классной!

Профессор: Осмелюсь спросить, ваше величество: сколько будет три плюс два?

Королева: Сколько да сколько! Какой вы любопытный человек. Спрашивает, спрашивает… Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.

Профессор: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев.

Месяцы идут один за другим. Каждый месяц приносит нам свои подарки и

Забавы. Зимние месяцы – Декабрь, январь и февраль — катанье на коньках, новогоднюю елку, масленицу. Весной, в марте, начинает таять снег. В апреле из-под снега выглядывают первые подснежники…

Королева: Я хочу, чтобы уже был апрель. Я очень люблю подснежники. Я их никогда не видала.

Профессор: До апреля осталось совсем немного, ваше величество. Всего каких-нибудь два месяца, или шестьдесят дней…

Королева: Я не могу ждать и трех дней. Чтобы завтра же у меня на

столе были эти — как вы их там назвали? — подснежники.

Профессор: Ваше величество, но законы природы.

Королева (перебивая его): Я издам новый закон природы! Садитесь, пишите:

«Повелеваем доставить во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски…» (Задумывается). Что бы им такое пообещать? (Задумывается). Пишите: «Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине».

Давайте перо — я начертаю свое высочайшее имя! (Быстро ставит закорючку и машет листком, чтобы чернила скорее высохли.)

И позаботьтесь о том, чтобы все в городе знали мой приказ.

Уходит за ширму.

Картина 4

(Действие происходит в секторе домика Мачехи.)

В зал входят Мачеха и Марфушка с корзинками и Настенька с веником. Настенька сразу начинает подметать. Мачеха и Марфушка бросают корзинки на пол перебирают их и рассматривают.

Марфуша (держа в руках маленькую корзинку): Маменька, в эту корзинку много золота войдет? На шубку хватит?

Мачеха: Там и на шубки, и на юбки. Да еще на чулочки и платочки останется.

Марфуша: А в эту сколько войдет?

Мачеха: В эту еще больше. Тут и на дом каменный хватит, и на коня с уздечкой, и на барашка с овечкой.

Марфуша: Ну, а в эту?

Мачеха: А уж тут и говорить нечего. В золото оденешься, в золото обуешься, в золотых санях покатаешься.

Марфуша: Ну, так я эту корзинку и возьму! (Вздыхая) Одна беда – подснежников не найти. Надену-ка я свою шубу да попробую поискать.

Мачеха: Замерзнешь в лесу.

Марфуша: Тогда сама в лес иди. Набери подснежников, а я их во дворец отнесу.

Мачеха: Что же тебе, доченька, родной матери не жалко?

Марфуша: Пусть тогда Настька сходит. Дадим ей корзину побольше,

а я дома у печки посижу, а то вон на дворе какая метель разыгралась.

Мачеха: И то правда. Настька, бросай метлу, иди в лес за подснежниками.

Настя: Да какие же теперь подснежники – ведь зима.

Мачеха: Ну, что там разговаривать! Вот тебе корзинка.

Иди и без подснежников не возвращайся! (Подталкивает ее к выходу).

Да смотри у меня: если узнаю, что ты у соседей где-нибудь просидела, в дом не пущу, — замерзай на дворе!

Марфушка: Иди и без подснежников не возвращайся!

Настенька закутывается в платок, берет корзинку и уходит.

Мачеха (как бы оглянувшись на дверь): И дверь-то за собой как следует не прихлопнула. Дует как! Прикрой дверь хорошенько, доченька да пойдем ужинать.

Уходят.

Картина 5.

Зимние месяцы передвигают декорации для лесной сцены, за одну из елей ставят костер.

Настя (обходит круг по залу): Одна я в лесу. Холодно, страшно. Куда же идти дальше? Кажется, там вдалеке что-то светится. Золотой огонек. Так и

дрожит, так и мерцает, будто звездочка в ветвях запуталась… Побегу!

Уходит за ёлку-кулису.

Зимние месяцы отодвигают елку, закрывающую костер.

Держась за руки, цепочкой Месяцы входят в зал, обходят вокруг костра.

Месяцы: Гори, гори ярче —

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Входит Настя.

Настя: Здравствуйте, хозяева. Разрешите у вашего огня погреться. (Греется).

Январь: Здравствуй, красная девица! Зачем пожаловала?

Настя: За цветами. Обещала наша Королева целую корзину золота тому,

кто принесет ей во дворец подснежники.

Февраль: Так ведь зима. Не время теперь для подснежников, — надо Апреля-месяца ждать.

Настя: Я и сама знаю, дедушка. Да деваться мне некуда. Ну, спасибо вам

за тепло и за привет. Если помешала, не гневайтесь… (Берет свою корзинку и медленно идет к деревьям.)

Апрель: Погоди, девочка, не спеши! (Подходит к Январю и кланяется ему.) Братец Январь, уступи мне на час свое место.

Январь: Я бы уступил, да не бывать Апрелю прежде Марта.

Март: Ну, за мной дело не станет. Что ты скажешь, братец Февраль?

Февраль: Ладно уж, и я уступлю, спорить не буду.

Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю ледяным посохом.)

Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье замораживать,

Человечье жилье выхолаживать!

Ну, теперь твой черед, братец Февраль! (Передает свой посох Февралю.)

Февраль (ударяет посохом о землю):

Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею!

Теперь твой черед, братец Март!

Март: Снег теперь уже не тот, —

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Январь: Ну, теперь ты бери посох, братец Апрель.

Апрель (берет посох):

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник!

Январь: Что же ты стоишь, Настенька? Беги, собирай подснежники.

В зал вбегают девочки с цветами. Танцевальный этюд «Подснежники».

После танца Настя снова выходит на полянку.

Декабрь: Быстро ты управилась.

Настя: Так их там видимо-невидимо! Спасибо вам, братья-месяцы!

Февраль: Только дорожку заповедную к нам никому не показывай.

Настя: Никому не скажу!

Январь: Братец Апрель, подари Настеньке колечко на память.

Апрель протягивает Насте колечко.

Январь: Если случится беда, брось его, Настенька, на землю или в воду, или в снежный сугроб и скажи:

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

Декабрь: Мы и придем к тебе на выручку — все двенадцать придем, как один, — с грозой, с метелью, с весенней капелью!

Настя: Спасибо вам, братья-месяцы! До свидания!

(Уходит в сектор «дом мачехи»).

Все месяцы: До свидания, сестрица!

Месяцы, держась за руки цепочкой уходят.

Картина 6.

Зимние месяцы открывают сектор «дом мачехи».

Мачеха и Марфуша подходят к Насте.

Марфуша: Цветочки? А еще говорила, зимой не бывает подснежников. Ты где их набрала?

Настя: В лесу.

Мачеха: Где в лесу? Говори! Вдруг во дворце спросят.

Настя: Не скажу.

Мачеха: Как это не скажешь?

Марфуша: Да чего там! Пошли скорее во дворец, а то цветы завянут!

Картина 7.

(Сцена во дворце.)

Звучат фанфары.

Входят Королева и Профессор.

Королева: Где эти особы, которые принесли цветы?

Мачеха и Марфуша: Мы здесь, ваше величество!

Королева (смотрит в корзину): Так это и есть подснежники?

Мачеха: Да еще какие, ваше величество! Свеженькие, лесные, только что из-под сугробов! Сами рвали!

Королева: Ах, какая прелесть! Насыпьте им такую же корзину золота!

Профессор берет пустую корзину из-за ёлки-кулисы.

Королева: Нет! Постойте! Пусть сначала расскажут, где они зимой нашли цветы.

Мачеха: Как услышали мы с дочкой королевский указ, взяли по метелке да по лопатке и пошли себе в лес. Метелками перед собой тропинку расчищаем, лопатками сугробы разгребаем. Как дошли, сами не помним. Пришли на полянку, а там озеро круглое, как тарелка.

Марфуша: А по берегам цветов видимо-невидимо, будто ковром цветным вся земля устлана.

Королева: А грибы там тоже растут?

Марфуша: И грибы, и ягоды!

Профессор: Как? Подснежники, грибы и ягоды — в одно время? Не может быть!

Королева (хлопая в ладоши): Вот замечательно! Сейчас же ступайте в лес и принесите мне оттуда грибов и ягод!

Мачеха: Ваше величество, помилуйте! (Плачет). Мы и сами не знаем, где всё это растет.

Марфуша: Ничего не знаем.

Королева: Как же это так? Нарвали целую корзину подснежников, и не знаете, где?

Мачеха: Не мы рвали!

Королева: Ах вот как? Не вы рвали? А кто же?

Мачеха: Это падчерица моя, Настя, ваше величество! Это она, негодница, за меня в лес ходила. Она и подснежники принесла.

Королева: Пусть она дорогу нам покажет.

Мачеха: А если она не захочет?

Королева: Тогда пошлите её снова в лес, сами за ней тихонько проследите. А мы уж по вашим следам доберемся. Все одевайтесь! Едем в лес!

Картина 8.

Мачеха и Марфушка бегут к своему дому.

Мачеха: Настька, а ну бегом снова в лес! За ягодами!

Настя: Так ведь зимой ягоды не растут.

Мачеха: Цветы зимой тоже не растут, а ты целую корзину принесла. Иди без разговоров!

Мачеха подталкивает Настю к выходу из дома.

Картина 9.

Лес. Настя идет по лесу, Марфуша за ней крадется.

Настя (замечает Марфушу): Ах, вот ты как? Обманом решила следить за мною? Так вот, я больше никуда не пойду!

Марфуша: Поздно! Сюда уже едет сама королева!

Звон колокольчиков. Ржанье лошадей.

Из-за деревьев выходят Мачеха, Марфуша и Настя.

Королева: Наконец-то! (Насте): Это ты зимой в лесу цветы нашла? Ты должна показать нам, где они растут!

Настя: Я не могу, Ваше величество, исполнить вашу просьбу.

Королева: Это не просьба, а приказание. Ну-ка, снимите с нее платок и

варежки!

Мачеха и Марфуша подскакивают к Насте, срывают с нее варежки,

на пол падает кольцо.

Королева: Какое красивое колечко! Дайте мне его сюда!

Марфуша подает Королеве кольцо.

Королева: Красивое колечко. Откуда оно у тебя?

Настя: Мне его дали.

Королева: А кто дал?

Настя: Не скажу.

Королева: Ну, так и быть, отдам тебе твое колечко, но за это ты покажешь мне место, где вчера собирала подснежники. Да поскорее!

Настя: Тогда не надо.

Королева: Что? Не надо? Ну, так ты никогда его больше не увидишь! Я его в воду брошу, в прорубь! И тебя вслед за ним! Ну! В последний раз спрашиваю, покажешь дорогу к подснежникам?

Настя: Нет.

Королева: Хватайте её!

Мачеха и Марфуша хватают Настю.

Королева с размаху бросает колечко «в воду».

Настя (рванувшись вперед):

Ты катись, катись, колечко,

На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру!

Фонограмма ветра, метели. Крутится зеркальный шар.

Все стараются укрыть головы, защитить лица от снежного вихря.

Месяцы увлекают за собой Настю.

На сцене остаются Королева, Профессор, Марфуша и Мачеха.

Фонограмма щебета птиц.

Профессор: Не может быть: лето посреди зимы!

Мачеха и Марфуша: Солнце так и печет.

Все снимают шубы и обмахиваются платками.

Королева: Жарко как! Воды! Воды!

Фонограмма удара грома и дождя.

Осенние месяцы потихоньку уносят снятую одежду за ширму.

Профессор: Дождь!

Танцевальный этюд «Дождь – снег».

(Сначала девочки танцуют с голубыми султанчиками, потом меняют их на серебристые).

Марфуша: Не дождь – снег!

Все: Опять зима…

Мачеха: Ой! Холодно мне!

Королева: И мне холодно. Принесите мне шубу!

Профессор: Да где же её взять, Ваше величество, если все шубы ветром унесло.

Марфуша: Ой, пропали мы!

Мачеха: Ой, ножки мои!

Марфуша: Ой, ручки мои!

Королева: Тише вы! Идет кто-то…

Входит Январь.

Январь: Вы зачем сюда пожаловали?

Королева (жалобно): За подснежниками…

Январь: Не время теперь для подснежников.

Королева: Я и сама вижу, что не время. Научите нас, как отсюда выбраться! Я вас по-королевски награжу!

Январь: А мне ничего не надо, у меня все есть. Вон сколько серебра, — вы столько и не видывали! (Поднимает руку – крутится зеркальный шар, выключается свет). Не вы меня, а я вас одарить могу. Говорите, у кого какое к Новому году желание.

Королева: Я одного хочу — во дворец. Да только ехать не на чем!

Январь: Будет на чем ехать.

Королева: И зачем только мы сюда приехали!

Январь: Ну, ты сама виновата: то тебе цветы, то грибы, то лето посреди зимы подавай. Вот слушала бы своего учителя, тогда и не оказалась бы зимой в лесу, и не замерзла.

(Профессору.) Ну, а ты чего хочешь?

Профессор: Я бы хотел, чтобы все опять было на своем месте и в свое время: зима — зимою, лето — летом, а мы — у себя дома.

Январь: Исполнится.

Мачеха: А нам по шубке.

Марфуша: Хоть какие. Хоть на собачьем меху!

Январь: Ну, что ж, на собачьем так на собачьем. Вот. (Достает шубы).

Мачеха: Ой, не надо нам этих шубок. Она не то сказать хотела!

Январь: Что сказано, то сказано. Надевайте шубы. Носить вам их — не сносить!

Мачеха (держа шубу в руках): Ии-э-эх! Уж если шубу просить, так хоть соболью! Мало что себе собачью шубу раздобыла, еще и мне навязала!

Марфуша: А коли не нравится, вы мне и свою отдайте, теплее будет.

Мачеха: Так я и отдала, держи карман шире!

Обе быстро одеваются, переругиваясь.

Поторопилась! Собачью шубу выпросила!

Марфуша: Вам собачья как раз к лицу! Лаетесь, как собака!

Мачеха: Сама ты собака!

Начинают гоняться друг за другом вокруг одной из ёлок. Забежав за ёлку по второму кругу, надевают шапки-маски собак и выходят, лая и повизгивая.

Королева: Ой, собаки, держите их! Они нас искусают!

Январь: Запрягайте собак в сани да правьте на огонек, там, в лесу костер горит.

Все уходят за ширму.

Отодвигают ёлку, закрывающую костер.

Входят месяцы и Настя. Настя в красивой шубке.

Декабрь: Братья-месяцы, к нам гости едут, принимайте!

Настя: Ой! Это же Королева. И учитель с ней. И собаки.

Декабрь: А королева какая злая!

Настя: Злая-то злая, да, может, злость у нее на морозе уже вымерзла. Вон какой у нее голосок жалобный стал!

Королева и профессор въезжают на "санях", которые тянут собаки.

Профессор (Королеве): Подходите ближе к огню, Ваше Величество!

Королева (Профессору): Смотрите, ведь это та самая девушка, что

подснежники нашла… Только какая она нарядная!

Настя: Это мне братья-месяцы подарили.

Собаки ластятся к Насте.

Настя: А собаки какие-то знакомые.

Профессор: Конечно, знакомые. С вами в одном доме жили.

Настя: У нас собак не было.

Профессор: А вы получше приглядитесь. Это ваша мачеха и сестрица.

Настя: Ах! Да быть не может. Что же, им так навсегда собаками и оставаться?

Декабрь: Зачем? Пусть они у тебя три года поживут, дом и двор сторожат. А через три года, если станут они посмирнее, приведи их под Новый год сюда. Снимем мы с них собачьи шубы.

Январь: А теперь, гости дорогие, пора мне своим хозяйством заняться. Без меня и мороз не трещит, и ветер не так дует, и снег не в ту сторону летит. Да и вам пора в путь-дорогу собираться — вон уж месяц высоко поднялся! Он вам посветит. Только езжайте быстрее — поторапливайтесь.

Профессор: Мы бы и рады поторопиться, дедушка, да лошадки наши

мохнатые больше лают, чем везут. На них и к будущему году до места не дотащишься. Вот если бы нас на тех конях, что за деревьями стоят, подвезти.

Февраль: Эти кони – наш подарок Настеньке, её и просите.

Королева (насупившись): Да и не умею я просить, меня этому не учили. Я умею только приказывать.

Февраль (Профессору): Что ж вы ее такому простому делу не выучили? Приказывать умеет, а просить не умеет!

Профессор: Ее величество учились только тому, чему им угодно было учиться.

Королева: Зато за сегодняшний день я многому научилась!

(Идет к Насте.) Послушай-ка, милая, подвези нас, пожалуйста, в своих санях. Я тебя за это по-королевски награжу!

Настя: А мне ничего не надо, меня братья-месяцы так одарили, что до конца жизни хватит.

Королева: Вот видите, она не хочет.

Февраль: Видно, ты не так просишь.

Профессор: А вы, Ваше величество, не по-королевски приказывайте, а попросите. Скажите попросту: «Подвези, сделай милость!»

Королева: А! Я поняла! (Насте): Довези нас, пожалуйста, до дома, мы очень замерзли.

Настя: Конечно, довезу. Я-то знаю, что такое мороз новогодний.

Все «садятся» в сани.

Настя: Прощайте, братья-месяцы! Не забуду я вашего гостеприимного костра!

Королева: А я бы и рада забыть, да не забудется!

Все месяцы: Добрый путь!

«Сани» с седоками уезжают.

Остаются Месяцы.

Май: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Июнь: Догорай, костер, дотла,

Будет пепел и зола.

Июль: Разлетайся, синий дым,

По кустарникам седым,

Август: До вершин окутай лес,

Поднимайся до небес!

Сентябрь: Тает месяц молодой.

Гаснут звезды чередой.

Октябрь: Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Ноябрь: Солнце красное ведет

Новый день и Новый год!

Все месяцы: Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Публикации по теме:

Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в младшей группеЧтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» в младшей группе Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев». В младшей группе. Цель: Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Поддерживать.

Дидактическая игра по математике для детей 6–7 лет «Двенадцать месяцев»Дидактическая игра по математике для детей 6–7 лет «Двенадцать месяцев» Цель:Закрепить названия месяцев, знать, что двенадцать месяцев составляют год. Материал: Карточки с изображением цифр от 1 до 12 В игру.

Адвент-календарь по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и работа с ним ВидеоАдвент-календарь по сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и работа с ним Видео Здравствуйте, уважаемые коллеги! В публикации, где я подробно описала, как мы создавали зимнюю сказку в нашей приемной, (подробнее можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий спектакля с участием взрослых и детей «Двенадцать месяцев» по сказке С. Маршака
Опубликовано: 28 января 2025 в 16:43
+49Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий спектакля с участием взрослых и детей «Двенадцать месяцев» по сказке С. Маршака» (включая файлы) размещена пользователем Лилианна Бушкина (УИ 778838) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД