наталья зюбина
Сценарий совместной деятельности с родителями и детьми по решению противоречий «Как человек ночь победил»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий совместной деятельности по решению противоречий
«Как человек ночь победил»
Цель: Уточнить представления об источниках света, о свете как источнике тепла развивать воображение и логическое мышление продолжать учить разрешать противоречия.
Материал и оборудование: Филя и Степашка (игровые персонажи) картина с изображением ночной реки, поляны, костра и палатки макет комнаты с различными осветительными приборами лучина свеча.
Публикация «Сценарий совместной деятельности с родителями и детьми по решению противоречий „Как человек ночь победил“» размещена в разделах
Ход деятельности
Педагог. Поздняя осень, холодно, сыро. Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто где отдыхал. (Рассказы детей.) Значит, многие из вас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки это хорошо, потому что….
Дети. Можно купаться и загорать, ловить рыбу даже в жару прохладно.
Педагог. Но отдых у реки это плохо. Почему?
Дети. Комары кусают можно обгореть ночью темно, страшно.
Педагог. В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало страшно и грустно. Как вы думаете: Почему?
Дети: Ночью все спят, поэтому должно быть темно иначе свет будет мешать.
Педагог. В то же время ночью не должно быть темно. Как вы думаете: Почему?
Дети. Чтобы не было грустно и страшно тем, кто спит. Свет дает тепло, так необходимое в ночное время.
Педагог. Что же делать Филе и Степашке?
Дети. Развести костер будет тепло, светло и весело.
Педагог. Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать свое недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошел дождь. Все живое обрадовалось ему, потому что….
Дети. Костер погаснет, Филе и Степашке придется перебраться в палатку, станет тихо и природа опять погрузится в сон.
Педагог. В палатке было холодно. Филя решил разжечь в ней костер, но Степашка стал бурно возражать. Раз идет дождь, рыбалку придется отложить, поэтому можно спать свет
не нужен. А вот тепло необходимо. Как его добыть?
Дети. Нагреть камни, ведро с водой они обогреют палатку. Перенести палатку на то место, где разжигали костер. Поставить печку с трубой.
Педагог. Друзья так и сделали и спокойно проспали до утра. Вернувшись на следующий день домой, они решили в своей городской квартире поставить печку. Печка должна быть, чтобы было тепло, и ее не должно быть, потому что…
Дети. Некрасиво, если из окна будет выглядывать труба. Дым, копоть, гарь все это неприятно.
Педагог. Чем же заменить печку? Костер разжечь нельзя, ведра с горячей водой дом не обогреют.
Дети. В квартирах есть трубы и батареи, по которым течет горячая вода.
Педагог. А поступает она в дома из теплоэлектростанций. Но вернемся к Филе со Степашкой. Костер, который они разожгли вечером на берегу реки, давал им не только тепло, но и свет. Если сидеть в палатке вечером, то нужен свет. Значит костер в палатке это хорошо?
Дети. Хорошо. Светло дым отпугивает комаров.
Педагог. Но костер в палатке — это и плохо. Почему?
Дети. Может начаться пожар. От дыма глаза слезятся.
Педагог. Значит, источник света должен быть гораздо меньше. Чем же можно осветить палатку?
Дети. Свечу или лучину зажечь.
Педагог, (зажигая свечу и лучину и наблюдая вместе с детьми за тем, как они горят). Свеча, лучина это хорошо. Почему?
Дети. Огонь меньше чем у костра, света хватает и пожара не будет
Педагог. Свеча, лучина это плохо, потому что…
Дети. Они быстро сгорают. При ветре могут погаснуть.
Педагог. Дома у Фили со Степашкой было светло. Да и вы обходитесь без свечей и лучин, потому что…
Дети. Есть электрические лампочки.
Педагог. Действительно, много лет назад было открыто электричество и изобретена электрическая лампочка. Лампочка это хорошо. Почему?
Дети. Безопасный источник света.
Педагог. Лампочка это плохо, потому что…
Дети. Может перегореть, ослепляет.
Педагог. Лампочка должна гореть ярко, чтобы в помещении было светло, и не должна гореть ярко, чтобы не слепить глаза. Как быть?
Дети. Спрятать ее в плафон.
Педагог. Наступил вечер. Степашка улегся перед телевизором, а Филя улегся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка все телевизор смотрит и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. И так, свет должен быть и его не должно быть.
Дети. Света должно быть меньше, можно включить торшер или настольную лампу.
Педагог. Степашка так и сделал. И Филя быстро заснул. Посмотрите на их комнату (показывает макет, сколько у них разных осветительных приборов. Зачем?
Дети. Каждый светильник нужен для своих целей: настольная лампа, чтобы читать ночник, когда спать ложишься.
Педагог. Если все светильники разместить рационально, то в помещении будет всегда достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.
(Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением).