МААМ-картинки

Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе (4 фото)

Таисия Швыденко
Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий ситуационно-ролевой игры по теме : «Моя семья»

в 5 классе МКОУ Данильской

Подготовила и провела: Швыденко Т. И., кл. руководитель 5 класса.

Форма проведения: ситуационно-ролевая игра «Моя семья».

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

Темочки:

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Целевая аудитория: учащиеся 5 класса, количество 4 человека.

Лейтмотив игры : песня Ларисы Долиной «Погода в доме».

Оборудование: ватман, фломастеры, раздаточный материал (набор слов, проблемные задачи, тексты тематических стихотворений); оценочный материал (лучи солнца, облака, дополни фразу); музыкальное оборудование, флешкарта с аудиозаписями.

Вступительное слово учителя: Ребята, посмотрите какая погода за окном? Что вам хочется делать в такую погоду? (ответы учащихся) А какая погода сегодня у вас дома? (ответы учащихся). В жизни каждую семью поджидает множество реальных семейных проблем, которые необходимо решить в семейном кругу для сохранения мира и благополучия, то есть хорошей погоды в доме.

Сегодня на игре вы – одна дружная семья и вы будете создавать погоду в вашем доме. Ваш дом может светиться солнечным светом или в него могут забегать облака. Если вы нашли правильное решение проблемы, то солнечного света в вашем доме будет больше.

Сегодня на игре присутствуют взрослые (жюри, у которых уже есть жизненный опыт, они сталкивались с подобными ситуациями в жизни, и поэтому смогут решить, какая семья нашла более удачное решение проблемы. Взрослые будут решать, солнышко или облачко поселилось в вашем доме.

И нашей «Семье» первое задание: выберите, кто, кому и кем в вашей семье приходится. Например, мама, папа, бабушка, дедушка, и т. д. вам нужно придумать себе общую фамилию вашей семьи и распределить семейные обязанности. А теперь давайте знакомиться по порядку.

Выполняя задания, дети примеряют на себя роль взрослого и разбираются во взаимоотношениях семьи. Отвечают на вопросы кто глава семьи? Кто должен первым представиться? Почему? Приходят к выводу о том, что глава семьи тот, кто её обеспечивает, а к пожилым в семье надо относиться с уважением. Им как старшим в семье первое слово.

Второе задание: составить цепочку жизни. Дается набор слов (РОДИНА, ДОМ, СЕМЬЯ, РОДИТЕЛИ, Я)

Цепочка жизни: Я, родители, семья, дом, Родина.

На доске карточки со словами ребята работают в группе, обсуждают, как выстроить цепочку жизни. Всё большое начинается с малого, каждый из нас часть семьи, семья это часть малой родины (села, посёлка, а из таких частей и складывается понятие Родины – государства в котором мы живём. И любовь к Родине начинается с любви к семье, к окружающим нас людям.

Третье задание: решение проблемных задач.

1. Родители заняты домашними делами, а сын (дочь) просит уделить внимание. Предложите своё решение проблемы?

2. Родители заметили, что дочь (сын) курят. Что им делать?

3. Ребёнок был на дне рождении у друга. Пришёл домой, и родители почувствовали запах алкоголя. Предположите, какая будет реакция у родителей.

4. Родителям не нравиться друг (подруга) ребёнка. Надо ли как-то влиять на эту дружбу?

5. Надо ли знать ребёнку, как родители распределяют свой семейный бюджет?

6. В каком возрасте ребёнок должен иметь семейные обязанности? Ответ поясните.

Проходит в форме диалога. Каждый из участников решает свою проблемную задачу, но если кто то желает высказаться, поэтому же вопросу, то его обязательно выслушивают.

Четвё ртое задание: физкультминутка «Глава семьи», под музыку каждый из членов семьи предлагает своё упражнение и все дружно его выполняют.

Наряду с физической активностью ребята учатся взаимодействию в коллективе, приобретают коммуникативные навыки. Учатся быть лидерами, взяв на себя роль главного, но и подчиняться, выполняя предложенное другим, уважать чужой выбор.

Пятое задание: вспомним одну притчу…

«Умирал древний старик. Перед смертью его спросили: «Ты прожил много лет, так скажи, что в жизни самое главное: деньги, друзья, слава или что-то еще?» Старик ответил: «У меня было много друзей, но все они умерли. Меня знают многие люди, но через год-два после моей смерти меня вряд ли кто-нибудь вспомнит. Деньги… зачем мне сейчас деньги? Единственное, что со мной останется навсегда – ….»

…. предложите свой ответ.

Размышление на данную тему должны привести учащихся к выводу о том, что главное это память о прожитых годах, она остаётся с человеком до конца его дней. А вот какой будет эта память зависит от самого человека, от того какую он прожил жизнь, какой след оставил на Земле, что сделал хорошего.

Шестое задание: творческое упражнение «Семейные ценности»

Я предлагаю вам определить главные ценности вашей жизни, которые вы считаете очень важными для счастья семьи.

Работа над формированием главных семейных ценностей. В семье должны царить : любовь, понимание, дружба, взаимовыручка, доброта и т. д.

Седьмое задание: в течение игры вы попытались встать на позицию взрослых, принять взрослое решение, договориться. Не бывает жизнь, состоящая только из светлых сторон, и какой бы не получился дом, он – ваш.

Ребята смотрят на ватман, где располагаются лучики солнца и тучки. Тучек меньше, но они есть.

И последнее задание – расскажите нам, что для вас главное в семье, воспользовавшись текстами стихотворений о семье. Стихи о семье.

Текст выбранного учеником стихотворения служит классному руководителю материалом для анализа семейной ситуации, для ответа на вопрос, почему ученик выбрал данное стихотворение, каковы его семейные ценности и приоритеты.

Рефлексия: Дополни фразу «Я понял, что семья - это…»

Учащиеся дополняют фразу, из их ответов складывается вывод о том, семья очень нужна каждому ребёнку, опора для человека на протяжении всей жизни. Жить в семье надо без конфликтов и ссор, проблемы можно решить в доверительном разговоре.

Подведение итогов игры. Слово экспертам. Слово жюри. Награждение участников памятными призами.

Деловая игра проходила накануне Праздника Пасхи. Все учащиеся получили от классного руководителя сладкие подарки – пасхальные куличи.

Описание методики проведения урока «Моя семья»

Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.

Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.

Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.

Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.

Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.

Алгоритм сюжетно – ролевой игры :

I. Этап подготовки, разработка игры :

• разработка сценария (постановка проблемы, целей)

• план игры (условия, общее описание, правила)

• подготовка материального обеспечения

II. Этап проведения игры :

• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства

• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач

• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения

III. Анализа и обобщения:

• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации

В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:

1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..

2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).

3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.

7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.

Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :

- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;

- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;

- задания с инсценировкой;

- работа с притчей;

- предъявление ситуаций;

- классификация признаков на основе анализа;

- проживание и осмысление роли;

- работа с литературным текстом (стихи о семье);

- дополни рисунок на основе полученных знаний.

Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.

Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.

Описание методики проведения урока «Моя семья»

Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.

Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.

Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.

Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.

Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.

Алгоритм сюжетно – ролевой игры :

I. Этап подготовки, разработка игры :

• разработка сценария (постановка проблемы, целей)

• план игры (условия, общее описание, правила)

• подготовка материального обеспечения

II. Этап проведения игры :

• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства

• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач

• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения

III. Анализа и обобщения:

• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации

В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:

1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..

2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).

3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.

7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.

Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :

- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;

- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;

- задания с инсценировкой;

- работа с притчей;

- предъявление ситуаций;

- классификация признаков на основе анализа;

- проживание и осмысление роли;

- работа с литературным текстом (стихи о семье);

- дополни рисунок на основе полученных знаний.

Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.

Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.

Описание методики проведения урока «Моя семья»

Форма проведения: сюжетно - ролевая игра.

Цель и задачи:

1. Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

2. Формирование понятия о семье, как о нравственной опоре в жизни любого человека.

3. Воспитание культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей.

4. Развитие личностных качеств обучающихся (умение договориться, умение общаться, уважительно относиться к тем, кто тебя окружает, необходимых для успешной социализации личности в обществе.

Работа педагога строится на взаимоотношении между ним ребёнком и его родителями. Чтобы выстроить эту работу грамотно и эффективно педагог должен знать, в каких условиях воспитывается ребёнок, социальный статус семьи, семейные проблемы.

Семья была, есть и будет важной жизненной ценностью. Воспитание культурных семейных отношений, как нравственной опоры в жизни человека есть одна из главных задач педагога.

Для достижения поставленных целей и задач была выбрана форма игры. В игре, реализуется системно-деятельностный подход, направленный на усвоение и воссоздание общественного опыта, складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В процессе сюжетно – ролевой игры решаются комплексные задачи по развитию творческих способностей, формируются знания и умения, рассматриваются различные позиции в решении проблем.

Сюжетно – ролевая игра применяется для сюжетного моделирования реальных социальных микрогрупп и изучения процессов их взаимодейтсвия, в данном случае рассматривается модель семьи и семейных отношений. В процессе игры отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, сотрудничества и принятия совместного решения участниками игры, проявляется уровень их социализации и усвоение ими семейных ценностей.

Общие сведения об игре. В игре моделируется семья, как ячейка общества. Участники играют роли мамы, папы, детей, бабушек и дедушек. Игра моделирует распределение семейных обязанностей, ответственность за благополучие семьи, личностные отношения между членами семьи. Участники игры создают свою модель семьи и выстраивают в ней взаимоотношения, решают проблемы.

Алгоритм сюжетно – ролевой игры :

I. Этап подготовки, разработка игры :

• разработка сценария (постановка проблемы, целей)

• план игры (условия, общее описание, правила)

• подготовка материального обеспечения

II. Этап проведения игры :

• введение в игру, в предлагаемые обстоятельства

• выполнение групповых и индивидуальных заданий, решение проблемных задач

• осознание, подведение к этапу анализа и обобщения

III. Анализа и обобщения:

• вывод из игры (какой получился дом, как взаимодействовали участники в своей роли)

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения

• рекомендации

В создании проблемных ситуаций в игре используются следующие методические приемы:

1. Предварительные задания. До начала игры ребята оформили выставку рисунков и фотоальбомов по теме «Моя семья». Это позволило подготовить почву для решения воспитательных проблем на уроке, т. к..

2. Использование жизненных наблюдений учащихся (осознание неточности своих представлений, либо противоречий между фактом и теорией, вызывает потребность в новых знаниях).

3. Решение проблемных задач. Постановка проблемных вопросов при решении проблемных задач и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Различные, иногда противоположные, высказывания учеников усиливают ситуацию проблемности и активизируют поиск.

5. Создание ситуации выбора при выполнении заданий. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, ребятам предстоит сделать выбор в соответствии с нравственно-этическими нормами общества.

7. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей. При проведении игры учащиеся применяют навыки и умения приобретённые на уроках ИЗО, физической культуры, литературы, русского языка.

Были использованы приёмы создания проблемных ситуаций :

- введение в проблему, через проблемные вопросы, решение через диалог;

- выражение учащимися ценностных суждений по проблеме на основе нравственно-этических норм;

- задания с инсценировкой;

- работа с притчей;

- предъявление ситуаций;

- классификация признаков на основе анализа;

- проживание и осмысление роли;

- работа с литературным текстом (стихи о семье);

- дополни рисунок на основе полученных знаний.

Планируемый результат. Осознание участниками важности семьи и семейных ценностей; формирование установки на активные коммуникативные взаимодействия, бесконфликтное общение; развитие представления об ответственности за свои поступки и осознание того, как эти поступки отражаются на членах семьи.

Для мониторинга результатов игры педагогом используются методы наблюдения за действиями учащихся в решении проблемных ситуаций и анализа выполненных работ, в том числе выбор учащимися литературного текста в период подведения итогов.

Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе
Фото «Моя семья»
Сценарий ситуационно-ролевой игры  в 5 классе - фото
Фото №1 Сценарий ситуационно ролевой игры по теме Моя семья в классе МКОУ Данильской Подготовила и провела Швыденко Т
Публикации по теме:

Сценарий праздника «Моя семья — моя радость» Сценарий праздника «Моя семья – моя радость» Ц • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада, воспитание у учащихся.

Классный час по теме «Моя семья» во 2 классе Классный час на тему: «Моя семья». 2 класс Подготовила: Литвинова Н. В. 2018г Цель: • доведение до сознания детей, что.

Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Семья» Конспект ООД сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе на тему: «Семья». воспитатель Локтионова Л. А. МКДОУ «Д/С№17» Тема: «Семья» Цель: организация.

Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы на тему «Семья» Конспект организации и проведения сюжетно-ролевой игры с детьми подготовительной группы МКДОУ детский сад №22 «Алёнушка» Тема: «Семья» Дата.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Дом, семья» в средней группе Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» в интеграции с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группеКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе Конспект сюжетно — ролевой игры «Семья» в средней группе. Программное содержание Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Моя семья»Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Моя семья» Цель игры: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи;. учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую.

План проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе «Семья» План проведения сюжетно-ролевой игры в средней группе «Семья» Цель: обогащение социально- игрового опыта между детьми; развитие игровых.

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Семья. Дочки-матери» на основе деятельностного подхода Сценарий сюжетно-ролевой игры: «Семья», «Дочки-матери» на основе деятельностного подхода Возрастная группа: средняя группа, старшая группа,.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группеКонспект сюжетно-ролевой игры «Семья» в средней группе Конспект сюжетно – ролевой игры «Семья» в средней группе. Воспитатель:Серганова. Ю. С. Цель: обогащение социально - игрового опыта между детьми;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе
Опубликовано: 12 октября 2018 в 08:59
+51Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий ситуационно-ролевой игры «Моя семья» в 5 классе» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Швыденко (УИ 1172597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД