Наталья Скельсара
Сценарий русского народного праздника «14 сентября — Семен Летопроводец»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий русского народного праздника «Семен - Летопроводец» для детей старшей и подготовительной групп.
Вед: Здравствуйте, ребята. Сегодня – 14 сентября – Семенов день. Окончание лета. Первый день бабьего лета. Мушиные похороны и первая встреча осени, поэтому в старину этот день называли еще Семен - Летопроводец. И я открою вам секрет – он хочет придти к нам в гости. Давайте дружно позовем его!
Публикация «Сценарий русского народного праздника „14 сентября — Семен Летопроводец“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии календарных праздников
- Семёнов день, Семён Летопроводец. Первые Осенины
- Сценарии летних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2016
(под русскую народную музыку выходит Семен)
Семен : Здравствуйте, дети! Я пришел к вам с подарками, песнями, шутками и прибаутками, ведь сегодня мой праздник и называется он Семен –день или Семен-именинник, так что будем веселиться! Но сначала я вам расскажу о том, что на Руси делали в этот день.
Вед: Нет, нет, Семен, раз у тебя именины, то без именинного хоровода мы тебя не оставим!
(дети водят Семену хоровод :
«Как на Семины именины испекли мы каравай…и т. д.)
Семен : спасибо, ребята, порадовали меня. Ну а теперь слушайте…. На Семен день люди провожали лето и встречали осень. В этот день принято было справлять новоселье. Если на Семена не был убран урожай, то, считай он пропал, а если в этот день улетали гуси, - жди ранней зимы. В народе об этом дне говорили: «Семен день — сеялка с плеч» или: «Семен день — семена долой».
Вед: А давайте встречать осень радостно, с песней!
(дети поют песню «Наступила осень»
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
С неба льется чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее
Зонтик, зонтик.
Плачут-плачут тучки
Кап-кап-кап.
Лица грустные у мам и пап.
Лица грустные у детворы
От осенней слякотной поры.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Ля-ля-ля-ля.
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль. - 3 раза).
Семен : Во многих местах с днем Семена-летопроводца был связан обычай хоронить мух, тараканов, одолевающих крестьянина в избе.
Потешные похороны устраивали девушки, для чего вырезали из репы или моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали горсть пойманных мух, закрывали их и «торжественно» выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто-нибудь должен был гнать мух из избы полотенцем и приговаривать: «Мухи вы мухи, Комаровы подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь»(по желанию можно провести обряд).
Затем у девушек начинались посиделки, которые назывались «Засидки». Они брали в руки веретено и ткали до полуночи. Вот и у меня в корзине лежит веретено и я приглашаю девочек поиграть в игру «Горячее веретено».
(все девочки встают в круг и под веселую плясовую передают веретено друг другу по кругу, как только музыка замолкает, та, у которой осталось в руках веретено, - покидает круг…и так продолжается до победительницы)
Семен : Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет теплая. А если в этот день сухо - вся осень сухая.
(дети отмечают, какая сегодня погода и решают,- какими будут зима и осень)
Семен : Вся неделя с 14 сентября называется «Семинскою».Если погода теплая стоит семь дней, то говорят: «Вот и бабье лето!» А еще в этот день охотники с собаками выезжали на поля, на ловлю зайцев. Но это чисто мужская забава, поэтому прошу сюда мальчиков,- поиграть в игру «Бездомный заяц», а девочки пусть накинут платки да на завалинке посидят.
(подвижная игра «Бездомный заяц»
Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Другие игроки-зайцы чертят себе круги, и каждый становится в свой. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, если забежит в какой-либо круг. Тогда заяц, что стоял в кругу должен сразу же убегать, потому что теперь он становится бездомным, и охотник будет теперь охотится на него. Как только охотник поймал зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником).
Семен : Воробья знают все. И, казалось бы, – что может быть интересного у такой знакомой птички? На самом же деле, эта птица не зря встречается во многих сказках.
Первая тайна воробьев – это почему их так называют? «Вора – бей! Вора – бей!» Ой, так ведь получается «вора бей». Значит, воробушек-то наш воришка! Что же он ворует? Наверное, зернышки. А еще что? Крошки. У кого воробей зерна да крошки ворует? У голубей, собак, кошек и даже у людей. Получается, что пока другие зазеваются, воробей тут как тут – зернышко утащит. И в этом «вора бей» звучит характер птички – шустрый, проворный, хитрый, драчливый, смелый.
Вед: А вот ученые думают иначе. Они считают, что вовсе и не вор наш воробей. Они говорят, что слово «воробей» произошло от древнего «вор». От этого «вор» произошли такие известные нам слова как «забор» или «ворота». Почему же тогда «воро — бей»? Потому что воробей — это птичка, которая на заборе и на воротах сидит, рядом с человеком давно живет. Есть и другое мнение. Что в основе слова «воробей» слово «ворк» — ворковать, ворчать. И получили свое название воробьи за то, что они беспокойные и все время чирикают.
Вед: Семен, а ты почему разговор о воробьях завел?
Семен : А вот почему… В этот день нечистая сила меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого воробьи все собираются в одном месте, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть.
Вед: А наши «воробьи» здесь! Погляди, Семен, сколько их прыгает.
(дети под музыку изображают воробьев)
Вед: Давайте поиграем в игру «Воробышек». Кто у нас хочет быть воробышком? Поможет нам считалка!
Чирик –чири – воробей!
Клюй, клюй конопель.
Трещи, пищи,
Конопель тащи!
(русская народная игра «Воробышек»
Сначала выбирают водящего. Это будет воробышек. Все другие игроки должны придумать, каким деревом или кустарником они будут называться. Например, кто-то будет сиренью, кто-то березой, кто-то рябиной и т. д.
Все игроки кроме воробышка садятся в круг. В центре круга нужно поставить стул (табурет или скамеечку) для воробышка. Это будет «столбик».
Каждый игрок должен громко сказать всем, кем он будет в этой игре: «Я осина. А я дуб. Я сосна». Эти слова нужно всем запомнить.
Воробышек сидит «на столбике» и приговаривает ритмично. Остальные играющие ему подпевают – приговаривают с ним.
Чив-чив-чив, воробышек
Сидел-сидел на столбике,
Слетел-слетел воробышек на… малину!
Тот игрок, кто в этой игре назвал себя «малиной», должен подхватить песню:
Чив-чив-чив, воробышек
Сидел-сидел на столбике.
Слетел-слетел воробышек на ….березку!
Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется и не скажет «на столбик» или не назовет то дерево, которого нет в игре! Когда произойдет ошибка, все игроки должны быстро поменяться местами, в том числе и воробышек. Столбик занимать нельзя!
Кто остался без места, в следующей игре становится воробышком. Он садится на столбик, и игра продолжается.)
Семен : Как же мне, ребята, понравилось у вас в гостях, да пора и честь знать, пойду птицам в дальнюю дорогу помогать собираться, ведь уже завтра они начнут улетать на юг. Но, прежде чем уйти, поведаю вам, что в старину в этот день выбирали старшую женщину и водили ей хоровод, а после этого она угощала всех по обычаю овсяным хлебом.
(дети водят вокруг ведущей хоровод)
Вед: Вот и закончился наш праздник. Спасибо тебе, Семен! Прощай, - до следующего года! Да хлебушка овсяного возьми с собой в дорогу!
(дети прощаются с Семеном)
Вед: Угощайтесь, ребята (раздает детям хлеб и сушки).
Понравился вам праздник? Расскажите о нем друзьям и родителям. А теперь давайте скажем лету «До свидания»!
(дети под песню «До свиданья, лето» прощаются и уходят)
Предварительная работа:
-чтение сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка о том, как жила последняя муха»
-разучивание игры «Воробышек»
-разучивание игры «Бездомный заяц»