Лучший педагог года

Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или посиделки в горнице»

Светлана Наумкина
Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или посиделки в горнице»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или Посиделки в горнице»

Действующие лица:

Хозяйка (в сарафане или в народном костюме) Василиса (в сарафане с лукошком)

Публикация «Сценарий развлечения в старшей группе „Как работали и отдыхали на Руси или посиделки в горнице“» размещена в разделах

Цели: - закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чём готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; - рассказать о характере русского человека; - обогатить словарь детей: изба, горница, красный угол, бабий кут, середа, спочаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.

Подготовка: - беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях гончара, пекаря, ткача, приметах времён года, об истории вещей; - рассказ о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; - кукольные представления по народным сказкам; - рисование, лепка на темы народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома, городец); - вечера русской народной песни вместе с бабушками; - разучивание песни «Пряха», игра «Плетень», повторение песни «Блины», пляски «Мужичок с гармошкой».

Ход развлечения.

Хозяйка: Наша изба ровно тепла

На дворе капель, так и у нас тепель.

Мальчики: Заиграй-ка, балалайка, Заиграй-ка, звончата! Дома ль Дома ль

23 девочки выглядывают из-за печи

Девочки: Мы – туточки!

Мальчик: А что вы здесь делаете?

Девочки: А мы в доме прибираемся,

Гостей дожидаемся, Созывать собираемся!

1-я девочка: Ото всех дверей,

Ото всех ворот Приходи скорей, народ!

2-я девочка: Приходи, кому охота!

А кому неохота – тоже приходи! Нашу беседу послушай, погляди!

Стук в дверь.

Хозяйка и девочки: Слышим! Слышим!

- Здравствуйте гости дорогие! Милости просим. - Проходите в горницу.

Под русскую народную песню «На горе-то калина» в зал входят остальные дети, садятся на стульчики.

Хозяйка: Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказ свой поведу, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети: Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал

Хозяйка: Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети: Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Хозяйка: Правильно, делали одно дело

Дети: Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в НИХ хорошо.

Хозяйка: Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Горница

Хозяйка: Кого в ней принимали?

Дети: Гостей.

Хозяйка: Как гости в избу ходили?

Дети: Кланяясь.

Хозяйка: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.

Хозяйка: Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тeрeме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка», - что главным было в горнице?

Дети: Печь.

Хозяйка: В избе – печка, в печке - зола, ав золе – жар.

1. Как уютно в нашей горнице!

Спочаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается!

2. На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

3. Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Хозяйка: Почему так говорили: «Печи нет — жизни нет»? Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки. Хозяйка: А что ещё сушили? Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды. Хозяйка: А как печь лечила больного? Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Хозяйка: Как в старину про печку говорили?

1. Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

2. И сверчок поёт где-то рядышком,

Как тепло с тобой, печка-матушка!

Хозяйка: Поведём беседу дальше.

1-я девочка: Правый от печки угол назывался бабьим кутом, или середой. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи. Отсюда и слова «закуток», т. е. особенное место (обособленное).

Показывает на печь.

2-я девочка: Другой левый от печки, угол назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей.

Хозяйка: Русский народ всегда славится гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете.

1-й ребё нок: «Что есть в печи, все на стол мечи».

2-й ребё нок: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Хозяйка: Почему так говорят?

3-й ребё нок: Умей в гости звать, умей и угощать.

Песня «Блины» Ік. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, вы блиночки мои 2к. В квашне новой растворили 2 часа блины ходили

Ой, блины, блины, вы блиночки мои 3к. Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица

Ой, блины, блины, вы блиночки мои 4к. Напекла она поесть сотен пять, наверно, есть

Ой, блины, блины, вы блиночки мои 5к. На поднос она кладёт, и сама к столу несёт

Ой, блины, блины, вы блиночки мои бк. Гости будьте же здоровы, вот блины мои готовы

Ой, блины, блины, вы блиночки мои

Хозяйка: Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали (изображает). Любой труд был почтё н: взрослый и детский.

1-я девочка: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вышивать, вязать, вышивать с 5-7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, родна дочь, что на всякой работе видно», - гласит пословица.

2-я девочка: В 10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне.

3-я девочка: С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучались мастерству в прядении и вышивании, а также обязательно песням, танцам.

Две девочки за прялкой. Пятеро вышивают на пяльцах.

1 девочка: Игла – барыня, Княгиня

Весь мир нарядила,

Нарядила, обшила

Сама ногая ходила

2 девочка: Она тонка, да длинна однауха,

остра однауха остра

Всему миру красна

3-я девочка: А я тычу – потычу!

В носик стальной,

В носик стальной

В хвостик льняной

4-я девочка: Хвостик Питяной

Тяну-потину за собой

Сквозь холст он проходит

Конец себе находит

5 ребё нок: А как Шили-вышивали,

Так и песню напевали.

Пели, правда от души,

Но и песни хороши!

6 ребё нок: Где песня поётся,

Там счастливо живётся

С песней и труд спорится,

Хорошо живётся – хорошо поётся.

Хозяйка: Дело за песней.

Песня «Пряха» 1к. В низенькой светёлке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит. 2к. Молода, красива – карие глаза!

По плечам развита русая коса 3к. В низенькой светёлке огонёк горит,

Молодая пряха у окна сидит.

Хозяйка: Приучали к труду мальчиков. Их подготовка к труду была более длительной и заканчивалась к 17 годам.

1-я девочка: В 7-8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.

2-я девочка: С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Они знали много разных игр.

Хозяйка: Давайте и мы поиграем. Засиделись ребятишки, девчонки и мальчишки. Давайте Бабу Ягу дружно позовём да игру с ней заведём. Посмотрите, Баба Яга оставила платок для игры. А кто хочет быть Бабой Ягой, тот должен скороговорку сказать: Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки. У зайки Бубы заболели зубы.

Дети по очереди исполняют скороговорки.

Молодцы! Удальцы! Скороговорить мудрецы!

По желанию детей «Бабе Яге» можно завязать глаза платком. Дети становятся в круг и поют песню-дразнилку, а Баба Яга в центре круга с завязанными глазами.

- В тёмном лесе, есть избушка – (дети идут по кругу) Стоит задом наперёд!

А в избушке той старушка — Бабушка Яга живёт! — останавливаются

- Нос крючком, - согнутый палец у носа Глаза большие — показывают пальцами «большие глаза»

Огоньки в глазах горят! Фу! Противная какая! – машут кистью на «Бабку Ёжку»

Все ребята говорят. - А у Ежки костяная (с окончанием слов дети прыгая на одной ножке, уворачиваются от Бабы Яги, которая тоже догоняет их, прыгая на одной ноге)

И поломана нога! Никогда нас не догонишь, Злая бабушка Яга!

3-я девочка: Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, молотить. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и Пожнёшь. Ребёнок поначалу работал с отцом, дедом или старшим братом.

Хозяйка: Чем занимались внуки и дедушки:

Дети: Зимними вечерами деды плели лапти, а внуки помогали им. Это занятие занимали много времени.

Хозяйка: Расскажите, когда появились лапти.

Дети: Лапти появились на Руси в глубокой древности. В других странах их не носили.

Хозяйка: А знаете, из чего плели лапти?

Дети: из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба.

Хозяйка: Как готовили лыко?

Дети: Размачивали, очищали от коры, разрезали на полосы и на специальной колодке начинали плести.

Хозяйка: Лапти были одинаковые?

Дети: Плели разные лапти: будничные – из широкого лыка, праздничные – из вяза. А для прочности внутрь клали солому, подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в такой обуви не мёрзли и не промокали. Хозяйка: Когда носили лапти, ребята?

Дети: Их носили в любую погоду.

Хозяйка: Различали ли лапти на левую и правую ногу?

Дети: Нет, иХ плели без различия правой и левой ноги.

Хозяйка: Хорошо, а какие пословицы вы знаете о лаптях?

Дети: «Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни».

Хозяйка: На сколько дней хватало одной пары лаптей.

Дети: На 4 дня — осенью, на 10 дней – зимой.

Хозяйка: Как про лапти говорили?

Дети: «В дорогу идти 5 пар плести».

Хозяйка: Да, народ анна Руси был мудрый. Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, отдыхе, веселье! Выходи-ка, Василиса с лукошком, и собери ты их немножко!

Выходит Василиса.

Василиса: Девицы и молодцы, много ли вы знаете пословиц и поговорок? Я их в корзину положу. Кому хочешь отнесу! Начинайте-ка, ребята.

1. «Сделал дело — гуляй смело». 2. «Делу время – потехе час». 3. «Мастера по работе видно». 4. «Труд человека кормит, алень портит». 5. «Почёт и труд рядом живут». 6. «С песней и дело спорится»

Хозяйка: А теперь, выходите, молодцы, покажите нам свою удаль молодецкую!

Мальчик: Будем кругом ходить,

Дружно пляску заводить. Развесёлое гулянье

Всех зовёт за ворота. Эй, сыпь веселей Лаптей не жалей!

Парная пляска «Паренёк с гармошкой»

Хозяйка: А чтоб лапти дольше служили, где их сушили?

Дети: У печи.

Хозяйка: Вот пока мастера работали : сеяли, пахали, лыко драли, скот пасли, хозяйки дома в своём закутке хлеб и пироги им пекли. Где же пекли пироги, хлеб?

Дети: В печи.

Хозяйка: Правильно. А где наша Василиса с лукошком? Выходи и наши поговорки собери.

1. «Покуда есть хлеб да вода – все не беда». 2. «Худой обед, коли хлеба нет». 3. «Хлеб на стол – так и стол престол, хлеба ни куска – стол доска». 4. «Будет хлеб — будет и обед».

Хозяйка: А кроме хлеба что на Руси выпекали?

Дети: пироги с начинкой, калачи, ватрушки, расстегаи, кулебяки.

5

Хозяйка: Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал все праздники - с песнями, танцами и угощением. Умел показать свой наряды: красивые рубахи, сарафаны, кокошники. Выходите-ка, девицы-красавицы, покажите свой наряд!

Эй, девчонки хохотушки, Затевайте-ка частушки! Запевайте поскорей Чтоб порадовать гостей!

3 Частушки.

1. Начинаю я припевку

Первую начальную

Я хочу развеселить публику печальную.

2. Говорят я боевая

Боевая, ну и что ж?

Моя мама боевая

Ну, а я тогда в кого ж?

3. Я сирени наломаю

Набросаю у ворот

Заплету я русу косу

Пусть завидует народ

4. На окошке два цветочка

Голубой да аленький

Я мальчишка боевой

Хоть и ростом маленький.

Василиса: Что с ногами, не пойму, вправо-влево носятся! Не стоят они на месте, Так плясать и просятся!

Танец-импровизация под русскую народную песню.

Дети: Засиделись мы у вас. Домой пора. Спасибо, что пустили погреться, спасибо за угощенье, за веселье! Дай Бог тому, кто в этом дому! Жить вам вместе лет до двести! Счастья вам, хозяюшки! Крепкого здоровья!

Хозяйка, Василиса: Вам, ребятки, вашим родителям, всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, мягоньких блинов. Доброго здоровья, маслица коровьего!

Публикации по теме:

«Покровские посиделки». Сценарий развлечения в средней группе«Покровские посиделки». Сценарий развлечения в средней группе "Покровские посиделки". Развлечение в средней группе. Ход развлечения. (Под музыку группа детей в русских народных костюмах заходят в зал.

Сценарий праздника «Новогодние посиделки» для детей старшей группы Муниципальное автономное учреждение детский сад №5 «Родничок», Обухова Наталья Анатольевна воспитатель высшей квалификационной категории,.

«Осенние посиделки». Сценарий совместного с родителями развлечения с старшей группе«Осенние посиделки». Сценарий совместного с родителями развлечения с старшей группе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Осенью традиционно во всех садах и группах проходят осенние праздники. В этом году я пригласила своих родителей.

Сценарий фольклорного праздника «Весенние посиделки» в старшей группеСценарий фольклорного праздника «Весенние посиделки» в старшей группе Сценарий фольклорного праздника «Весенние посиделки» в старшей группеЦель: создание обстановки общей радости, хорошего настроения. Ход.

Сценарий праздника «Деревенские посиделки» в старшей группеСценарий праздника «Деревенские посиделки» в старшей группе Ведущая: Посмотрите-ка, ребята, в этой избе живут Дед, Баба и курочка Ряба. Что-то они хлопочут. Ой, да ведь это они избу к празднику прибирают.

Сценарий развлечения «Посиделки у самовара»Сценарий развлечения «Посиделки у самовара» Развлечение «Посиделки у самовара»Итоговое мероприятие по проекту «Чудеса с чайного куста» Цель: создать условия для праздничного настроения.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» в старшей группе Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит Хозяюшка горницы. Хозяюшка: Добрый день, гости желанные! Милости.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки»Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Посиделки» Цель -приобщить детей к народному музыкальному искусству; Задачи - продолжать обогащать музыкальные впечатления детей; способствовать развитию.

Сценарий развлечения «Рождественские посиделки» в младшей группеСценарий развлечения «Рождественские посиделки» в младшей группе Сценарий развлечения «Рождественские посиделки» в младшей группе Цель: Знакомство детей с традициями празднования Рождества Христова Задачи:.

Сценарий совместного мероприятия в старшей группе для детей и родителей «Посиделки у самовара» В день празднования всемирного Дня Семьи, 15 мая, в нашей группе было проведено совместное мероприятие для воспитанников и их родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или посиделки в горнице»
Опубликовано: 10 марта 2022 в 18:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или посиделки в горнице»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Наумкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД