Светлана Наумкина
Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или посиделки в горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения в старшей группе «Как работали и отдыхали на Руси или Посиделки в горнице»
Действующие лица:
Хозяйка (в сарафане или в народном костюме) Василиса (в сарафане с лукошком)
Темочки:
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2022
Цели: - закрепить знания о том, как жили на Руси, чем питались, на чём готовили еду, как одевались, чем занимались в свободное от работы время, как работали и отдыхали; - рассказать о характере русского человека; - обогатить словарь детей: изба, горница, красный угол, бабий кут, середа, спочаранку, лапти, лукошко, веретено, балалайка, расстегай, кулебяка.
Подготовка: - беседы о хлебе, об уме и глупости, профессиях гончара, пекаря, ткача, приметах времён года, об истории вещей; - рассказ о традициях праздников: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; - кукольные представления по народным сказкам; - рисование, лепка на темы народных художественных промыслов (гжель, дымка, хохлома, городец); - вечера русской народной песни вместе с бабушками; - разучивание песни «Пряха», игра «Плетень», повторение песни «Блины», пляски «Мужичок с гармошкой».
Ход развлечения.
Хозяйка: Наша изба ровно тепла
На дворе капель, так и у нас тепель.
Мальчики: Заиграй-ка, балалайка, Заиграй-ка, звончата! Дома ль Дома ль
23 девочки выглядывают из-за печи
Девочки: Мы – туточки!
Мальчик: А что вы здесь делаете?
Девочки: А мы в доме прибираемся,
Гостей дожидаемся, Созывать собираемся!
1-я девочка: Ото всех дверей,
Ото всех ворот Приходи скорей, народ!
2-я девочка: Приходи, кому охота!
А кому неохота – тоже приходи! Нашу беседу послушай, погляди!
Стук в дверь.
Хозяйка и девочки: Слышим! Слышим!
- Здравствуйте гости дорогие! Милости просим. - Проходите в горницу.
Под русскую народную песню «На горе-то калина» в зал входят остальные дети, садятся на стульчики.
Хозяйка: Слава нашей стороне, Слава русской старине! И про эту старину, Я рассказ свой поведу, Чтобы дети знать могли О делах родной земли! Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?
Дети: Потому что принимал гостей, чаем, пирогами угощал
Хозяйка: Дружный и отзывчивый – это как понимать?
Дети: Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.
Хозяйка: Правильно, делали одно дело
Дети: Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в НИХ хорошо.
Хозяйка: Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети: Горница
Хозяйка: Кого в ней принимали?
Дети: Гостей.
Хозяйка: Как гости в избу ходили?
Дети: Кланяясь.
Хозяйка: А почему?
Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.
Хозяйка: Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тeрeме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка», - что главным было в горнице?
Дети: Печь.
Хозяйка: В избе – печка, в печке - зола, ав золе – жар.
1. Как уютно в нашей горнице!
Спочаранку печка топится.
Котик лапкой умывается,
Наша сказка начинается!
2. На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская.
3. Вьётся из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе – значит, жизни нет.
Хозяйка: Почему так говорили: «Печи нет — жизни нет»? Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки. Хозяйка: А что ещё сушили? Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды. Хозяйка: А как печь лечила больного? Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.
Хозяйка: Как в старину про печку говорили?
1. Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
2. И сверчок поёт где-то рядышком,
Как тепло с тобой, печка-матушка!
Хозяйка: Поведём беседу дальше.
1-я девочка: Правый от печки угол назывался бабьим кутом, или середой. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи. Отсюда и слова «закуток», т. е. особенное место (обособленное).
Показывает на печь.
2-я девочка: Другой левый от печки, угол назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей.
Хозяйка: Русский народ всегда славится гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете.
1-й ребё нок: «Что есть в печи, все на стол мечи».
2-й ребё нок: «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Хозяйка: Почему так говорят?
3-й ребё нок: Умей в гости звать, умей и угощать.
Песня «Блины» Ік. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, вы блиночки мои 2к. В квашне новой растворили 2 часа блины ходили
Ой, блины, блины, вы блиночки мои 3к. Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, вы блиночки мои 4к. Напекла она поесть сотен пять, наверно, есть
Ой, блины, блины, вы блиночки мои 5к. На поднос она кладёт, и сама к столу несёт
Ой, блины, блины, вы блиночки мои бк. Гости будьте же здоровы, вот блины мои готовы
Ой, блины, блины, вы блиночки мои
Хозяйка: Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали (изображает). Любой труд был почтё н: взрослый и детский.
1-я девочка: К труду девочку приучала мать. Девочка училась прясть, вышивать, вязать, вышивать с 5-7 лет. «Не та родна дочь, что бежит от дома прочь, родна дочь, что на всякой работе видно», - гласит пословица.
2-я девочка: В 10 лет девочка умела прясть на маленькой прялке, училась ткать, помогала в стряпне.
3-я девочка: С маленькой прялкой она отправлялась на первые свои посиделки, где обучались мастерству в прядении и вышивании, а также обязательно песням, танцам.
Две девочки за прялкой. Пятеро вышивают на пяльцах.
1 девочка: Игла – барыня, Княгиня
Весь мир нарядила,
Нарядила, обшила
Сама ногая ходила
2 девочка: Она тонка, да длинна однауха,
остра однауха остра
Всему миру красна
3-я девочка: А я тычу – потычу!
В носик стальной,
В носик стальной
В хвостик льняной
4-я девочка: Хвостик Питяной
Тяну-потину за собой
Сквозь холст он проходит
Конец себе находит
5 ребё нок: А как Шили-вышивали,
Так и песню напевали.
Пели, правда от души,
Но и песни хороши!
6 ребё нок: Где песня поётся,
Там счастливо живётся
С песней и труд спорится,
Хорошо живётся – хорошо поётся.
Хозяйка: Дело за песней.
Песня «Пряха» 1к. В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит. 2к. Молода, красива – карие глаза!
По плечам развита русая коса 3к. В низенькой светёлке огонёк горит,
Молодая пряха у окна сидит.
Хозяйка: Приучали к труду мальчиков. Их подготовка к труду была более длительной и заканчивалась к 17 годам.
1-я девочка: В 7-8 лет мальчика сажали на коня, и он приучался ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой.
2-я девочка: С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Они знали много разных игр.
Хозяйка: Давайте и мы поиграем. Засиделись ребятишки, девчонки и мальчишки. Давайте Бабу Ягу дружно позовём да игру с ней заведём. Посмотрите, Баба Яга оставила платок для игры. А кто хочет быть Бабой Ягой, тот должен скороговорку сказать: Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл. У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки. У зайки Бубы заболели зубы.
Дети по очереди исполняют скороговорки.
Молодцы! Удальцы! Скороговорить мудрецы!
По желанию детей «Бабе Яге» можно завязать глаза платком. Дети становятся в круг и поют песню-дразнилку, а Баба Яга в центре круга с завязанными глазами.
- В тёмном лесе, есть избушка – (дети идут по кругу) Стоит задом наперёд!
А в избушке той старушка — Бабушка Яга живёт! — останавливаются
- Нос крючком, - согнутый палец у носа Глаза большие — показывают пальцами «большие глаза»
Огоньки в глазах горят! Фу! Противная какая! – машут кистью на «Бабку Ёжку»
Все ребята говорят. - А у Ежки костяная (с окончанием слов дети прыгая на одной ножке, уворачиваются от Бабы Яги, которая тоже догоняет их, прыгая на одной ноге)
И поломана нога! Никогда нас не догонишь, Злая бабушка Яга!
3-я девочка: Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, молотить. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и Пожнёшь. Ребёнок поначалу работал с отцом, дедом или старшим братом.
Хозяйка: Чем занимались внуки и дедушки:
Дети: Зимними вечерами деды плели лапти, а внуки помогали им. Это занятие занимали много времени.
Хозяйка: Расскажите, когда появились лапти.
Дети: Лапти появились на Руси в глубокой древности. В других странах их не носили.
Хозяйка: А знаете, из чего плели лапти?
Дети: из липового лыка, ракиты, ивы, вяза, берёзы, дуба.
Хозяйка: Как готовили лыко?
Дети: Размачивали, очищали от коры, разрезали на полосы и на специальной колодке начинали плести.
Хозяйка: Лапти были одинаковые?
Дети: Плели разные лапти: будничные – из широкого лыка, праздничные – из вяза. А для прочности внутрь клали солому, подошвы подшивали конопляной верёвкой. Ноги в такой обуви не мёрзли и не промокали. Хозяйка: Когда носили лапти, ребята?
Дети: Их носили в любую погоду.
Хозяйка: Различали ли лапти на левую и правую ногу?
Дети: Нет, иХ плели без различия правой и левой ноги.
Хозяйка: Хорошо, а какие пословицы вы знаете о лаптях?
Дети: «Только лапоть на обе ноги плетётся, а рукавички - розни».
Хозяйка: На сколько дней хватало одной пары лаптей.
Дети: На 4 дня — осенью, на 10 дней – зимой.
Хозяйка: Как про лапти говорили?
Дети: «В дорогу идти 5 пар плести».
Хозяйка: Да, народ анна Руси был мудрый. Сколько пословиц и поговорок сложил о труде, отдыхе, веселье! Выходи-ка, Василиса с лукошком, и собери ты их немножко!
Выходит Василиса.
Василиса: Девицы и молодцы, много ли вы знаете пословиц и поговорок? Я их в корзину положу. Кому хочешь отнесу! Начинайте-ка, ребята.
1. «Сделал дело — гуляй смело». 2. «Делу время – потехе час». 3. «Мастера по работе видно». 4. «Труд человека кормит, алень портит». 5. «Почёт и труд рядом живут». 6. «С песней и дело спорится»
Хозяйка: А теперь, выходите, молодцы, покажите нам свою удаль молодецкую!
Мальчик: Будем кругом ходить,
Дружно пляску заводить. Развесёлое гулянье
Всех зовёт за ворота. Эй, сыпь веселей Лаптей не жалей!
Парная пляска «Паренёк с гармошкой»
Хозяйка: А чтоб лапти дольше служили, где их сушили?
Дети: У печи.
Хозяйка: Вот пока мастера работали : сеяли, пахали, лыко драли, скот пасли, хозяйки дома в своём закутке хлеб и пироги им пекли. Где же пекли пироги, хлеб?
Дети: В печи.
Хозяйка: Правильно. А где наша Василиса с лукошком? Выходи и наши поговорки собери.
1. «Покуда есть хлеб да вода – все не беда». 2. «Худой обед, коли хлеба нет». 3. «Хлеб на стол – так и стол престол, хлеба ни куска – стол доска». 4. «Будет хлеб — будет и обед».
Хозяйка: А кроме хлеба что на Руси выпекали?
Дети: пироги с начинкой, калачи, ватрушки, расстегаи, кулебяки.
5
Хозяйка: Наш народ отличался не только гостеприимством. Он работал дружно и отмечал все праздники - с песнями, танцами и угощением. Умел показать свой наряды: красивые рубахи, сарафаны, кокошники. Выходите-ка, девицы-красавицы, покажите свой наряд!
Эй, девчонки хохотушки, Затевайте-ка частушки! Запевайте поскорей Чтоб порадовать гостей!
3 Частушки.
1. Начинаю я припевку
Первую начальную
Я хочу развеселить публику печальную.
2. Говорят я боевая
Боевая, ну и что ж?
Моя мама боевая
Ну, а я тогда в кого ж?
3. Я сирени наломаю
Набросаю у ворот
Заплету я русу косу
Пусть завидует народ
4. На окошке два цветочка
Голубой да аленький
Я мальчишка боевой
Хоть и ростом маленький.
Василиса: Что с ногами, не пойму, вправо-влево носятся! Не стоят они на месте, Так плясать и просятся!
Танец-импровизация под русскую народную песню.
Дети: Засиделись мы у вас. Домой пора. Спасибо, что пустили погреться, спасибо за угощенье, за веселье! Дай Бог тому, кто в этом дому! Жить вам вместе лет до двести! Счастья вам, хозяюшки! Крепкого здоровья!
Хозяйка, Василиса: Вам, ребятки, вашим родителям, всем людям добрым желаем добра, золота и серебра! Пышных пирогов, мягоньких блинов. Доброго здоровья, маслица коровьего!