Козырева
Сценарий развлечения «Карельские гулянья» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Рябинка» форма НОД занятие –развлечение.
Направленность НОД: социально – нравственное воспитание
Организация НОД: фронтально со всей группой
Воспитатель: Козырева Роза Ивановна.
Тема: «Карельские гулянья».
Публикация «Сценарий развлечения „Карельские гулянья“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Республика Карелия
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Ознакомление дошкольников, через игру с жизнью карельского народа, с его промыслами и ремеслами, традициями и особенностями культуры.
Основные задачи:
- Обогатить словарь детей по теме: «Карельские гулянья», продолжать знакомить с традициями
карельского народа и особенностями национальных карельских игр.
- Показать детям, что народная игра – основа игровой культуры.
- На доступном фольклорно – этнографическом материале показать роль и место праздников и
гуляний в жизни карелов.
Образовательные задачи:
- Познакомить с правилами карельских игр, особенностью культуры и быта карельского народа.
- Расширить представление детей о родном крае.
Развивающие задачи :
- Развивать общую моторику координации речи с движением.
- Развивать понимание и умение ценить народное творчество,поддерживать интерес детей к
познанию жизни своих предков по средствам игр, танцев, стихов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к народным карельским играм.
- Формировать навыки доброжелательности.
- Воспитывать любовь к родному краю.
Работа с родителями:
- Пошив карельских костюмов (северных и южных карел).
- Чтение карельских сказок, произведений современных писателей.
- Проведение мастер- класса «Изготовление головных уборов и поясов».
Предварительная работа:
- Мастер класс - «Испеку я лодочку – жареную корочку» (выпека калиток с чаепитием).
- Совместная работа с краеведческим музеем, цикл занятий: «Карелия моя».
- Конкурс стихотворений: «Мы в Карелии живем».
- Чтение карельских сказок, разучивание карельских скороговорок и пословиц, безобидных
дразнилок и небылиц.
- Рисование иллюстраций к сказке «Красавица - Насто».
- Сбор информации, материалов в уголок краеведения, выставка рисунков: «Природа Карелии» - - Создание картотеки: «Карельские игры».
Материал для НОД:
- Мультимедийное оборудование.
- Фонограммы карельской, финской музыки.
- Карельские костюмы.
Ход развлечения:
Дети в костюмах северных и южных карел под музыку / «Карельская полечка» входят в зал. Образуют круг. Их встречает ведущий, переодетый в карельский костюм – юноша Хома. Дети встают в круг.
Хома приветствует гостей праздника:
Пяива. Пяива. Солнце, солнце!
Всем добра желаю люди.
К вам, я рад приехать в гости
Рад вас, видеть здесь сердечно.
Тервех, мейне хювят гостят!
–Меня зовут Хома. Я живу я в Карелии, а вы в какой республике живете? /ответы детей/. Да, мы
с вами живем в Карелии. Хома : - дорогие дети,я сегодня пришел к вам на гулянье, но сначала может вы, расскажите мне, что это за Карелия.
Айно: Конечно, мы тебе расскажем, но сначала присоединяйся к нашему танцу. /дети вместе с
ведущими исполняют карельский танец : «Два круга».
Айно: Ну, теперь Хома, слушай, что дети тебе расскажут о нашей Карелии. /Айно задает
детям вопросы:
- Какие народы проживают в Карелии?
- Чем занимались люди в старину?
- Какую пищу употребляли?
- Что готовили из рыбы?
- Что готовили из муки?
- Как одевались?
Айно: (а посмотри на нас, /дети демонстрируют костюмы/
Хома: Ай да молодцы, много знаете о родном крае, а нарядно наделись как. Да карелы, много трудились, но после ратных трудов они собирались на посиделки, как мы с вами сегодня, водили хороводы и играли в игры. И мы будем веселиться, приглашаю вас на веселый перепляс. /Хома проводит игру «Перепляс»/.
-Покружись, покружись у скамеек очутись. Дети делятся на две группы, одна садится у одной стены, другая напротив. Один из игроков подходит к игроку из другой группы, кланяется и меняется местами, так перелетают игроки с места на место. (дети сидят на скамейках)
Айно: Хома а не хочешь ли послушать как дети стихи читают о нашей Карелии.
-первый ребенок:
Лес, лес, лес - до небес
Да озера – словно синяя чаша.
Да лесные скалистые горы
Это край наш Карелия.
- второй ребенок:
Столь велик наш дом народов
Где веками в дружбе жили
Поколенья наших предков
Душу нам согрей веселье
Хома: Вот сейчас и согреем душу, и поиграем в игру «Волк». Выбираем волка, быть которым никто не отказывается. Остальные игроки –овцы. Овцы приходят к волку и говорят:
- Позволь нам, царь. погулять в твоем лесу?
- Пойдите погуляйте. - отвечает волк,- да только травку не щиплите, а то мне не на чем будет спать. Овцы нарушают данное слово, начинают щипать траву приговаривая:
Щиплем, щиплем травку.
Зеленую муравку
Бабушке на рукавичку
Дедушке на кафтанчик
Серому волку-
Грязи на лопату.
Волк бросается на них, и тот, кого он поймает, заступает на его место.
Хома: Встаньте дети встаньте в круг! /дети встают в круг начинают играть в игру «Олень».
/Участники образуют круг. Один из участников - ведущий в центре круга. Он «Олень». Дети г
двигаются по кругу под песню:
Уж ты батюшка олень,
Отпусти меня на день.
С утра до вечера.
Вот тебе хомут.
Вот тебе дуга.
Больше я тебе не слуга.
Дети разбегаются в разные стороны, а «Олень» бросается за ними. Кого поймает, тот «Олень. /Игра повторяется 3-4 раза/
Хома: Какие ловкие! Сейчас отдохните и послушайте стихи о нашем крае
Карелия, Карелия страна чудес и грез
Высоких сосен, елей
И маленьких берез
И солнцем озаренные
Стоят леса твои
И птицы распевают
В них песенки свои
Хома: Сейчас, под пенье птиц мы пойдем на рыбалку. /Игра «Щука/.
/Щука - деревянная палочка с острым концом. Её бросают по очереди острым концом вперед,
чья щука укатится дальше, тот победил, и с того места снова бросают щуку в обратном
направлении.
Айно: А теперь переходим к следующей игре. Известно всем, что петухи большие драчуны.
Поиграем в игру «петухи». Выходи, кто смелый?
Двое мальчиков сходятся, прыгая на одной ноге, Сблизившись пытаются оттолкнуть один другого.
Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска.
Хома: Молодцы, дружно и весело мы провели время!
Айно: Весело мы отдохнули! Давайте поблагодарим наших мам и бабушек за их золотые, умелые
руки, которые сшили нам красивые карельские костюмы. /дети встают в круг и идут в хороводе
демонстрируя костюмы, затем выстраиваются в полукруг и аплодируют/.
Хома: Вот и игрищам конец. Всем спасибо до новых встреч.
-Какие народы проживают в Карелии?
-А чем занимались люди в старину?
-Какую пищу употребляли?
- что готовили из рыбы?
-что готовили из муки?
-как одевались, что носили?
-Какие вы молодцы, так много знаете о нашей Карелии. Да, карелы много трудились, но и после ратных трудов они собирались на посиделки, как мы с вами сегодня, где водили хороводы и играли в игры.
-Пришла пора и нам повеселиться. Встаем в кружок поведем хоровод (дети водят карельский хоровод. (Два круга). После хоровода дети садятся на скамейки).
-Воспитатель- «Хома а теперь дети прочтут тебе стихи о Карелии.
- первый ребенок:
-Лес, лес – до небес,
Да озера – словно синие чаши
Да лесные скалистые горы
Это край наш Карелия.
- второй ребенок:
-Столь велик наш дом народов
Где веками в дружбе жили
Поколенья наших предков душу нам согрей веселье.
Хома:-Вот сейчас согреем душу игрой, которая называется:» Яша».
(Дети встают в круг, игра «Яша»-2раза.)
Кто-нибудь добровольно становится «Яшей»
Ему завязывают глаза, сажают в центр круга.
Остальные берутся за руки и идут против часовой стрелки под песню:
Сиди, сиди. Яша,
Ты – забава наша.
Погрызи орешки
Для моей потешки.
Руки на темь положи
И словечко нам скажи:
Раз, два, три – ищи!
После этих слов «Яша» вскакивает - и все разбегаются. «Яша» старается кого- нибудь поймать. Пойманный становится «Яша». Игра продолжается.
-Хома: - Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг! Хома предлагает поиграть в игру: «олень»
Участники игры взявшись за руки, образуют круг. Один из участников –ведущий в центре круга. Он олень. Круг движется вперед под песню,
Уж ты батюшка олень
Отпусти меня на день.
С утра до вечера.
Вот тебе хомут, вот тебе дуга.
Больше я тебе не слуга.
Дети разбегаются в разные стороны, а олень бросается за ними, кого поймает, тот олень. (дети садятся на скамейки)
-Хома: - ну вот какие вы ловкие, да смелые, отдохните и послушайте стихотворение о нашей Карелии.
Карелия, Карелия!
Страна чудес и грез,
Высоких сосен, елей
И маленьких берез
И солнцем озаренные
Стоят леса твои
И птицы распевают
В них песенки свои.
Хома:
Вот сейчас и поиграем мы с вами в танцевальную игру: «перепелка». Покружись, покружись в перепелку превратись (дети делятся на две группы, одна группа садится у одной стены другая напротив,один из игроков подходит к игроку из другой группы, кланяется и местами меняются, так перелетают игроки с места на место.
-воспитатель: ребята карелы не только охотились на дичь (птиц, но разводили птиц дома и любили наблюдать за их поведением и так подсмотрев раз, как дерутся во дворе петухи они придумали смешную игру, а как название этой игры в загадке которую я вам, загадаю.
- Хвост узорами
Сапоги со шпорами
Ночью распевается,
Время считает. (петух)
Правильно это петух
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Петушки»./ Дети и взрослые играют в игру «Петушки»/
Петухи - известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на правой ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и стал на обе ноги.
Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло. К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается. Особенно азартным «петушиный бой» был в присутствии девочек.
Воспитатель:- все вы ребята знаете, что карелы занимались разведением домашних животных и поэтому переносили свой жизненный опыт в игру. Сейчас Оля прочитает нам стихотворение, а вы догадайтесь как будет называться следующая игра.
Ребёнок читает стихотворение «Стрегу овечку».(дети называют игру)
- Хома: – Да правильно, эта игра очень распространена в Карелии и называется «Стерегу овечку». Дети играют в игру 2-3 раза.
Стерегу, стерегу овечку
По золотому крылечку.
Не трожь моей овечки
Ни зверь, ни медведь,
Ни лихой человек.
Кыш, овечка, в поле!
Все разбегаются, а водящий бросается вдогонку. Тот, кого он поймает, становиться водящим.
Хорошо поиграли, молодцы, и я с вами повеселился, но я знаю, что вы приготовили для меня танец. Так станцуйте мне его.
Дети исполняют танец: «Это Карелия».
Вы все сегодня молодцы, хорошо играли и плясали. Вот так, в далекие времена отдыхали карелы.
-Воспитатель:- Дорогих гостей встречаем, калитками угощаем! Они на блюдце расписном, с карельским рушником,калитки подносим, поклоном отведать просим. (детям предлагается чаепитие с карельскими калитками, вниманию гостей выставка рисунков: «Природа Карелии»,» Карельские узоры».