Наталия Михайлова
Шашки, шахматы и домино в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня многие педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.
Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу (Совершенствуют логическое и абстрактное мышление; развивают память и пространственное воображение; вырабатывают усидчивость, собранность; игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику; ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины; воспитывают самостоятельность в принятии решений; данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу).
Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам –
5 лет. Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.
Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но, как показывает опыт работы с детьми, для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.
Опыт подтверждает эффективное использование при работе с игрой в шашки следующих методов и приемов:
- использование демонстрационного пособия «Магнитные шашки» (педагогу и всем детям удобно следить за показом правил и ходом игры, дает возможность ребятам двигаться);
- придумывание сказочных образов;
- использование дидактических игр;
- использование загадок, сказок и стихов;
- рассматривание схем ходов.
Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:
1. Знакомство с шахматной доской. Дошкольники узнают такие понятия, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Педагог учит их ориентироваться в пространстве, держать в поле зрения всю доску и отдельную клетку.
2. Знакомство с шахматными фигурами. Дошкольники узнают, как каждая ходит, каким образом бьёт другие фигуры, какую клетку («домик») на доске изначально занимает. Лучше всего для этих целей подходят сказки, стихи, просто образные сравнения. Например, рассказ о героической пешке, которая через все преграды сумела достигнуть края поля и превратиться в ферзя. Также можно поиграть в ладью, за которой идёт охота и т. д.
3. Обучение правилам игры. В форме занимательной истории следует познакомить ребят с понятиями «шах», «мат», «вилка», «рокировка» и пр.
4. Решение отдельных шахматных задач. При этом лучше расставлять на доске не все фигуры, а лишь нужные для каждой конкретной ситуации.
5. Игра в шахматы. Это непосредственно практическая часть обучения. Дети учатся распределять внимание по всей доске и познают саму атмосферу соревнования с противником.
К обучению дошкольников шахматной игре следует активно подключать родителей. В этом помогут, например, консультации: «Как играть с ребёнком в шахматы», «Развитие логического мышления с помощью шахмат» и т. д.
Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.
В. А. Сухомлинский
Домино - это игра на все времена. Домино – настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь дощечек, соприкасающихся половинками с одинаковым картинками. Игра помогает развитию памяти детей, способствуют формированию словарного запаса, развивают логику, мышление, быстроту реакций, усидчивость и терпения у детей.
Игры с домино способствуют развитию умения целеполагания, формируют понятие очередности, игры по правилам.
Игры с правилами дают ребенку возможность понимать и принимать условия игры, учиться оценивать свои действия и действия сверстников, ощущать себя участником детского коллектива. Отличительная черта игр с правилами – наличие конкретной цели. Такие игры способствуют формированию произвольности поведения, умения управлять им, а также формированию самооценки, развитию самоконтроля и самостоятельности. Домино можно отнести к играм, способствующим активизации зрительных функций у детей.
Домино содержит в себе потенциал, позволяющий детям в игровой форме узнавать новое, развивать речь и навыки счета, формировать практические умения.