Ольга Дубина
Сценарий развлечения «Приобщение детей к истокам народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку. Организация развлечений в детском саду является важной педагогической задачей.
Цель: заинтересовать детей и сотрудников ДОУ в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению.
Задачи:
Публикация «Сценарий развлечения „Приобщение детей к истокам народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• развивать интерес детей к народному быту;
• познакомить детей с историей традиционной русской обуви — валенок;
• формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма и о национальных традициях. ;
• поддерживать у детей и педагогов ДОУ потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
• вовлечь родителей в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Предварительная работа
• Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
• Знакомство с историей русского валенка.
• Предварительная работа с родителями: художественное оформление детских валенок
• Разучивание музыкального репертуара с педагогами
Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста с участием педагогов ДОУ.
Действующие лица:
Скоморохи,
Дуняша,
Дед – Всевед,
Красны – девицы (воспитатели)
Русские – красавицы (педагоги исполняют танец «Ой,снег, снежок»)
Оборудование:
Экран с мультимедийной установкой
Музыкальный центр
Ширма (валенки)
Валенки – лошадки
Зеркальный шар
Самовары
Звучат фанфары
Аудио запись: Петь готовы оды мы,
Валеночкам на Руси!
Хоть полмира обойди,
Краше обувь не найти!
Презентация на экране
В зале оформлена выставка детских работ «Русские валенки».
Все присутствующие на празднике взрослые и дети обуты в валенки.
Дети входят в зал за воспитателями, одетые в русские сарафаны, садятся на свои места.
Под русскую народную музыку «Ой, дули…» в зал вбегают четыре скомороха (педагоги ДОУ)
Пляска Скоморохов
1 скоморох: К вам на праздник по дорожке
Прибежали скоморошки!
2 скоморох: Я – скоморох Прошка,
А он – скоморох Тимошка!
1 скоморох: Пришли мы вас позабавить,
С праздничком поздравить!
2 скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!
Оба скомороха: Сейчас начинаем представленье – всем на удивленье!
1 скоморох: Дружно скажем: раз, два, три!
Оба скомороха: Дуняша в гости к нам приди!
Под русскую народную мелодию «Вейся капуста» входит Дуняша (исполняет танец)
Дуняша: Здравствуйте, дорогие ребята,
Уважаемые гости!
Если в доме, на работе
У вас валенки в почете,
То мы вас, своих друзей,
Приглашаем поскорей
К нам на праздник – поплясать
Свою удаль показать.
Танец «Валенки» исполняют девочки подготов. группы.
Дуняша: Ребята, валенки – исконно русская обувь. В них не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было.
Коммуникативная игра «Пяточка, носочек»
1 скоморох: В старину валенки считали ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно, это считалось признаком богатства. А в играх валенки помогали узнать, кто самый сильный, ловкий, быстрый.
2 скоморох: У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Мы грустить не разрешаем,
Мы играть здесь начинаем!
Конкурс «Обуй стульчик в валенок»
Скоморохи после игры убирают стульчики, один из них падает, садится на пол.
Дуняша: Ой, Тимошка, ты не ушибся?
Тимошка: Нет! Я падал понарошку. Посмешить хотел немножко!
Скоморох: А Тимошка наш – герой,
Только валенки с дырой!
Дуняша: Так давайте позовём моего дедушку, он быстро валенки подошьет. Он на все руки мастер! А вот и дедушка, дедушка-всеведушка.
Входит Дед - Всевед с пляской.
Дед: Деточки мои дорогие! Рад вас видеть! Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!
Дуняша: Дедушка! Выручи – подшей валеночки.
Дед: Что ж, это можно. А вы, ребята, чтоб веселей мне работалось, частушки бы спели, порадовали старика.
Частушки (все дети.)
Все педагоги выходят с детьми и исполняют частушки.
Все взрослые: Начинаем петь частушку
Первую, начальную,
Мы хотим развеселить
Публику печальную!
Дети: Раздайся, народ,
Сейчас пляска пойдет!
Пойду, попляшу,
На народ погляжу!
Мальчики: Наши девки маленьки,
Чуть побольше валенка.
Ну, а как заголосят,
Всех в округе удивят.
Девочки: Охоньки, да аханьки,
Какие парни махоньки.
Из-за кочек, из-за пней
Не видать наших парней.
Мальчики: А я валенки надену,
Выпью простокваши,
Вся душа истосковалась
По любимой Маше!
Девочки: Мой милёнок маленький,
Обувает валенки.
А когда обуется,
Как пузырь надуется!
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь!
Тетеньки и дяденьки,
Все носите валенки.
Реже станете болеть
И начнете молодеть!
Все дети: Мы вам пели и плясали
Дорогая публика.
Не держитесь за карманы,
Не возьмем ни рублика!
Дед: Ну, молодцы, порадовали деда. Принимайте работу – новые валенки.
Дуняша: Как же нам, дедушка, тебя за работу отблагодарить? Вставай поиграй с нашими ребятишками.
Игра «Четыре шага»
Дед: А я, дед Всевед, долго живал, много видал. Все на свете знаю, к себе в решето собираю. У меня там много чего, и загадки, и пословицы, и потешки.
Скоморохи выходите, да про валеночки расскажите.
(Выбегают все скоморохи и рассказывают потешки, пословицы)
1. Без шубы и валенок – и зима без конца.
2. Баю-баю-баиньки,
Скатаем Маше валенки!
Валенки по ножкам
Бегать по дорожкам!
3. Не хочу ботинок я,
Не хочу сапожек,
Валенок удобнее
Нет обуви для ножек!
4. Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладоши хлопаем,
В валенках через сугробы
Радостные топаем!
Дед: А теперь я загадаю вам загадки:
- Весь в шерсти, а кожи нет.
- Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
-В них мы бегаем зимой
Утром – в садик, днем – домой.
Дед: Да, отгадка одна – это валенки. А как же делают валенки?
Презентация.
Дед: Тогда садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.
Валенки — удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой.
Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок—дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное — это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло рук своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.
Валяльщик в былые времена — почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно. Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.
По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в XXI веке валенок будет самой модной обувью!
1 скоморох: Валенки – единственная обувь полностью сделанная из натуральных материалов: шерсть просто состригают с овец и перерабатывают.
2 скоморох: Давайте повторим, как валяли валенки: обрабатывали кипятком, паром, дымом, сбивали ее в общую массу – войлок, и катали – сначала на столе, а потом на колодке нужного размера и разных цветов: черные, серые, белые.
1 скоморох: А производят валенки только в России, и традиция валяного промысла передается из поколения в поколение.
Дуняша: Так что валенки не просто природная, натуральная обувь, она еще и полезная. И как теперь утверждают модельеры – 21 век – век валенка! Смотри, дедушка!
Демонстрация валенок (под песню «Валенки» в исполн. А. Стрельченко дети проходят по кругу)
Конкурс «Самые красивые валенки»
Ребё нок читает стих про зиму:
Снова в заботах зима- рукодельница
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям - пушистые шапки,
Ёлочкам варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
- Ах, поскорее весна бы настала…
Оба скомороха: Громче музыка играй,
Пляску в валенках начинай!
Танец «Ой, снег снежок»
(исполняют педагоги ДОУ)
Дуняша: Ай, да веселье, всем на удивленье!
А чтоб было веселей - поиграем поскорей!
Игра «Лошадки из валенок»
Дед: Спасибо вам, ребята. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.
Сценка «Валенки» (за ширмой)
(Дед приглашает всех детей и взрослых на общую пляску)
Дед: А что, Дуняша, песнями да плясками сыт не будешь.
Дуняша: Да и самовар вовсю пыхтит, кипит, встречайте!
Входят все педагоги с самоварами и с пряниками.
Исполняют песню «Пряники русские»
1 скоморох: Кто здоровым хочет быть,
Должен валенки носить.
Все скоморохи: И чайку побольше пить.
2 скоморох: Он бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней!
3 скоморох: Чай с вареньем и лимоном,
Приглашаю всех с поклоном!
Все педагоги: Рады всех вас пригласить, вволю чаем напоить!
Угощают детей пряниками, конфетами.