Папки-передвижки

Сценарий развлечения для старших дошкольников «Каша — матушка наша»

Татьяна Трошина
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Каша — матушка наша»

Цель: Воспитание интереса к традициям прошлого своей Родины, познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш. Закрепить знания детей о труде хлеборобов.

Задачи: пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни.

Расширять представления детей о жизни в старину.

Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.

Материалы и оборудование: предметы старинного быта (ложки, скатерти, кринка, чугунки, ухваты). Коллекция круп, в пластиковых баночках.

Содержание

Дети под русскую народную мелодию входят в зал, оформленный под русскую избу.

Входит Хозяюшка

Хозяюшка - Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие!

Здравствуйте, гости мои дорогие, пожилые и молодые!

Много гостей - хозяину радость!

Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Собрались мы с вами для беседушки,

Собрались мы с вами для забавушки!

Ведущий -Мы записку получили, Сразу к вам и поспешили,

Вы нас в гости приглашали, Рассказать нам обещали

Что - то очень интересное Про вещь давно всем известную

Никто из нас в толк не возьмет, О чем же речь сейчас пойдет?

Хозяюшка - А будет беседа наша…а, ну- ка, отгадайте загадку!

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться,

И что тут может получиться? (Каша)

Проходите, проходите, Праздник каши посетите.

Милости прошу, гости дорогие! Осматривайтесь, рассаживайтесь.

Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.

Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!

Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.

Ведущая: Дети, что чаще всего мы едим на завтрак в детском саду? (ответы детей). Каши бывают разные: (жидкие, густые, молочные, сваренные на воде). Какая каша нравится вам? (ответы детей).

Хозяюшка : Как вы думаете, почему про некоторых людей говорят: «Мало каши ел»? (так говорили о нерасторопном работнике).

Каша полезный и важный продукт в питании человека. Каши дают нам здоровье, силу и помогают расти.

А вот послушайте-ка, что я вам про кашу расскажу. Каша – исконно русское блюдо. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:

«КАША - МАТУШКА НАША».

Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Оно готовится из сваренного или запаренного зерна, крупы или муки. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место, как символ богатства и благополучия дома. В старину на Руси был даже праздник каши. Начинался праздник так. Молодые девушки собирались у кого-нибудь дома, варили кашу, сами ели ее с маслом, а потом ходили по деревенским улицам, угощали кашей всех, кого встречали на своём пути. Пели песни, водили хороводы.

К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник.

Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.

Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.

При рождении ребенка готовилась «бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» Выражение это дошло и до наших дней.

А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.

Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.

Ведущий - Хозяюшка, а наши - дети знают стихи про каши

1 ребёнок - Кашу манную любят малыши,

Белую, пушистую едят от души.

Любят её с маслом, любят с молоком

Станут все красивыми и сильными потом.

2 ребёнок - Это гречневая каша. Эту кашу любит Саша.

Не бывает в поле тихо, Если там цветёт гречиха.

Пчелки на неё летят, Взять нектар они хотят.

3ребёнок - Познакомьтесь с кашей новой: Все зовут её перловой.

Если спросят у меня : «Каша есть из ячменя?»

У меня ответ готовый: Да, зовут её перловой!»

4 ребёнок - Нас порадовать с Наташей Можно только пшенной кашей.

До чего вкусна она, Наша каша из пшена!

Из чего взялось оно- Желтоватое пшено?

Проще нет для нас вопроса. Знай: пшено-крупа из проса!

5 ребёнок - Утром Катю кормят вкусной Теплой кашей кукурузной,

Росли в поле не на грядке Кукурузные початки.

Кукуруза всякий раз Вырастает выше нас!

6 ребёнок - Каша белая из риса Полезней всякого ириса

Зерна белые тверды, Но налей в чугун воды,

Да поставь на огонек, Да посыпь-ка сахарок.

Подсоли немножко И берись за ложку.

7 ребёнок - Каши не было одной, Догадались? Овсяной!

Он не в дальних странах рос- Замечательный овес!

Рос овес у нас в округе, А нигде - нибудь на юге!

Ведущая: - Рассказали мы про кашу- И про нашу, и про вашу.

Постарались мы для вас! Вам понравился рассказ?

Хозяйка: А теперь и мы с вами будем кашу варить. (Обращает внимание детей к печке)

Где в избе пищу приготовить? (Ответы детей).

Правильно, в печке. Чтобы в ней сварить кашу, надо печку дровами затопить. (Педагог показывает детям берёзовые дрова). Вот такими дровами топили печь.

Дети рассматривают натуральные поленья.

Игра для мальчиков «Принеси дрова»

Хозяйка: Пока печка протапливается, хозяйка ходила за водой.

Игра для девочек «Пошла, млада за водой»

Хозяйка: После того, как печь затопят, воду принесут, хозяйки готовили в ней пищу. У нашей печки есть помощники. Вот в таких чугунках и горшках готовили кашу.

Дети рассматривают чугунок.

«Без каши и обед не обед» — говорили в старину.

Ведущая: Печку затопили, воду принесли, чугунки приготовили. Из чего нам с вами кашу то сварить? (из крупы)

Хозяйка: В старину кашу варили из разных круп – пшеницы, гречки, овса (показывает злаки пшеницы, гречки и поёт прибаутку)

Как у нашего овса – растёт русая коса.

Как у нашей гречки – чёрные колечки.

У нашей пшеницы – длинные ресницы.

Кто знает из гречки, – какая крупа, получается? А каша? (гречневая)

Правильно, гречневая (показывает крупу и высыпает в пластиковую банку)

Из овса? (овсяная) (показывает крупу и высыпает в пластиковую банку)

Из пшеницы? (пшеничная) (показывает крупу и высыпает в пластиковую банку)

Исполняется «Танец с колосьями»

Ведущая: А теперь давайте немного поиграем.

Дети встают в две команды. Игроки по очереди, подбегают к столику и по одной ложке высыпают крупу в чугунок. Чья команда быстрей пересыплет крупу игрушечной ложкой в чугунок, та и побеждает.

Хозяйка: Молодцы, ребята! Чтобы каша не пригорела, что нужно сделать? (помешать ложкой)

Посмотрите, вот какие Наши ложки расписные!

Хочешь в рот ее ложи, Хочешь весело пляши!

(Под песню «Ложки деревенские» дети подготовит гр. играют на деревянных ложках)

Хозяйка: Вкусна каша из русской печки!

А теперь я хочу проверить есть ли в нашей группе знатоки, которые на ощупь смогут определить сорт крупы?

Аттракцион «Узнай крупу на ощупь»

Ведущая: Каждая каша очень полезна, потому что в ней – целый набор веществ, витаминов, необходимых организму. И сейчас они расскажут о себе.

Ребёнок: Витамины, витамины, А и В, и С, и Д,

В жизни нам необходимы

И живут они в зерне.

Ребёнок: Витамин «А»: Чтобы были вы красивы

Чтобы были не плаксивы.

Ребёнок: «В»: Чтоб в руках любое дело

Дружно спорилось, кипело.

Ребёнок: «С»: Чтобы громче пелись песни,

Жить, чтоб было интересней.

«Д»: Ешьте с аппетитом кашу

Станете сильней и краше.

конкурс частушек: «Кто кого перепоёт?»

«Частушки про зерно и про кашу»

ребенок: Посвятим частушки наши мы

Мы сегодня славной каше:

Пшенной, манной, овсяной

Крупяной и овощной.

ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

ребенок. Мама заставляет Сашу

Ежедневно кушать кашу,

Саша кушать не желает…

Над тарелкой он рыдает.

ребенок. Не заваривайте чаю

Чаю пить я не хочу:

Подавайте лучше кашу,

Быть здоровой я хочу!

ребенок Нам ответил дед столетний,

Почему не постарел:

«Потому что я. ребята

В детстве только кашу ел!»

ребенок :Русской каши, вкусной каши

Мы сегодня поедим,

Наберемся силы нашей

И до Марса долетим!

ребенок :Предпочтенье отдаю

Я молочной каше

Чтобы с каждым новым днем

Становиться краше.

ребенок :Что на завтрак? Снова каша!

Ох, не любит её Маша.

Набиваешь полный рот,

А в живот всё не идёт.

ребенок :Очень всем полезна каша

Пшённая, перловая,

Потому, что в этой каше

Сила стопудовая!

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Кашу любят все!

Исполняется песня «Манная каша»(старшая группа)

Хозяюшка: Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?

«Сорока – белобока Кашку варила, Деток кормила…»

(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)

СОРОКА. : (выходит) Это кто про меня вспомнил. А-А, ребята! Здравствуйте! Люблю для вас детушки, кашку варить, да сытно и вкусно вас кормить. А знаете ли вы, ребятушки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки:

- Что всегда поверх каши лежит? (масло)

- Не едят меня одну, и без меня ничего не едят? (соль)

- Жидкое, а не вода, белое а не снег (молоко)

- Я бел, как снег, в чести у всех

И нравлюсь вам во вред зубам (сахар)

Молодцы, ребята, все назвали. А еще я с вами поиграю. Я буду называть разные продукты, если они подходят для приготовления каши, говорите «да», если не подходят - «нет».

Сорока – белобока Задумала кашу варить,

Чтобы деток накормить

На рынок пошла И вот что взяла:

Парное молоко (да)

Куриное яйцо (нет)

Крупа манная (да)

Капуста кочанная (нет)

Соленый огурец (нет)

Мясной холодец (нет)

Сахар да соль (да)

Белую фасоль (нет)

Масло топленое (да)

Рыбка соленая (нет)

Лавровый лист (нет)

Китайский рис (да)

Чернослив и изюм (да)

Шоколадный лукум (нет)

Перец болгарский (нет)

Соус татарский (нет)

Клубничное варенье (да)

Бисквитное печенье (нет)

Ведущий Ай да молодцы, все назвали правильно

Сорока : а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака

Конкурс "Что за каша?"

Ведущий: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

Давайте вспомним, какие пословицы вы знаете.

Щи да каша – пища наша

Русская каша – матушка наша

Кашу маслом не испортишь

Что за обед, коли каши, нет

Как заварил кашу, так и расхлёбывай.

Разговорами каши не сваришь.

Без каши обед не обед.

Воду жалеть- и каши не сваришь.

Не поешь кашки из пустой чашки.

Хороша кашка, да мала чашка.

Сорока - Молодцы, ребята,. А теперь мне пора –

пойду кашку вам сварю, печка-то уже готова

Хозяюшка - Я хочу вам дать совет:

Ешьте кашу каждый день, Силы набирайтесь,

А чтоб было веселей Спортом занимайтесь.

Ведущая : Пока сорока - белобока варит нам кашу,

проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

«Перетягивание палки»

Исполняется танец «Варись, варись, кашка».(Общий танец ст. гр.)

Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.

Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)

Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)

Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)

Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)

С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)

Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)

Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)

Входит Сорока с горшочком каши:

- Пока вы о каше говорили

Печь и огонь чудо сотворили.

Крупа с молоком и маслом соединилась.

Вкусная каша получилась.

У меня в печи каша необычная,

Не белая, не коричневая.

Как солнышко желта,

Как мед сладка.

Из тыквы с рисом каша,

Пусть порадуется душа Ваша.

И не только угощу,

Рецепт свой подарю

Хозяйка раскладывает кашу по тарелкам. Раздает всем, Сорока - раздает рецепты и помогает Хозяйке. Звучит музыка, все едят кашу

Хозяйка - Удалась каша на славу! В печке томилась,

Румянцем покрылась. Каждое зернышко разварилось,

Угостили кашей всех, Пусть во всем будет успех!

Кашу похвалите, Сороке - белобоке «Спасибо» скажите!

Сорока : Ешьте кашу, поправляйтесь И силенок набирайтесь!

На прощание друзья Пожелать хочу вам я:

Каждый будь и ввысь и вширь Настоящий богатырь!

Ведущая :Вот и кончилось веселье. В группу вам спешить пора!

Пришло время расставанья До свидания друзья!

Публикации по теме:

Сценарий развлечения «Веселая ярмарка. Хлеб да каша — пища наша» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗСценарий развлечения «Веселая ярмарка. Хлеб да каша — пища наша» для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Сценарий развлечения "Веселая ярмарка: Хлеб да каша - пища наша" Автор-составитель: воспитатель МКДОУ № 4 г. Сегежи Андреева Анна Витальевна.

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша — кормилица наша» Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша – кормилица наша» Задачи: *пробуждение у детей интереса к народным традициям,.

Конспект занятия «Каша-матушка наша» Цель. Формировать представление о полезных для здоровья свойствах круп и крупяных изделий; совершенствовать диалогическую и монологическую.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сценарий развлечения для старших дошкольников «Каша — матушка наша»
Опубликовано: 9 октября 2024 в 11:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий развлечения для старших дошкольников «Каша — матушка наша»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Трошина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД