Ирина Маслова
Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста «Ай да березка!»
«Ай, да Березка!»
(Развлечение на участке для детей старшего дошкольного возраста)
Проводится накануне празднования Дня России.
Цель: Дать детям понятие о том, что береза - символ России.
Задачи:
- развивать у детей умение видеть и находить красоту русской природы;
- продолжать развивать музыкальный, поэтический слух;
Публикация «Сценарий развлечения на участке для детей старшего возраста „Ай да березка!“» размещена в разделах
- Береза, березка. Сценарии праздников, развлечений
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2013
- познакомить детей со значением, назначением и пользой березы для жизни людей.
- познакомить с произведениями русских поэтов, композиторов, писавших о березе.
- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтических и музыкальных произведений;
- Закрепить навыки и умения детей в «рисование ладошками»;
- активизировать коммуникативные умения детей;
- продолжать воспитывать у детей любовь к своей родине, чувство патриотизма;
- воспитывать у детей чувство «прекрасного»;
Предварительная работа: совместный проект «Детский сад – семья «До чего ж ты хороша, Русская Береза!» : родители вместе с детьми изготовляют различные березовые деревья из разного материала; дети разучивают стихотворения о березе (П. Кудрявцев «Белая береза – русская земля»; В. Туркин «Береза»; Г. Тумарев «Березы», В. Рождественский «Береза»; песни о березе (Архипова «Березка», «Во поле береза стояла», рус. нар. песня, обр. Н. Римского-Корсакова, «Ай, да Березка» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой, разучивание с детьми русской народной игры «Горелки».
Материалы и оборудование: разноцветные шелковые ленты, макеты березовых деревьев, изготовленных родителями, совместно с детьми, из разных материалов, тексты стихотворений и загадок, написанных на карточках – «березовых листочках», баян, магнитофон и аудиозаписи русской народной мелодии «Камаринский» и русской народной песни «Во поле береза стояла», костюмы скомороха и березы, бруски для физкультминутки, для беседы о пользе березы : деготь, дегтярное мыло, шампунь, крем или маска, изготовленные с использованием продуктов березы, упаковка аскорбиновой кислоты, активированного угля, коробочка с листьями или почками березы из аптеки, березовое полешко и лучинка, посуда из березы, лапти, кусочек бересты, пачка березового сока, мольберты (3-4 штуки, листы ватмана с изображением березовых стволов (3-4 штуки, гуашь (по количеству детей, тарелочки для разведения гуаши (по количеству детей, тазы с водой и полотенца, для мытья рук после рисования, мешок, украшенный в русском народном стиле, пачки березового сока и пряники по количеству детей.
Ход развлечения.
Воспитатель (в группе) : Дети, а кто знает, какой праздник скоро будет отмечать наша страна?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. День России! А, вы, знаете, как в старину называли Россию?
Ответы детей.
Воспитатель: Русь. Русь-матушка. А какие символы России вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, и герб, и флаг, и гимн России являются ее символами. Но у России, а точнее у Руси есть еще один важный символ, а какой, вы узнаете из моей загадки.
Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой,
Словно девочки-подростки
Белоствольные…
(Березки)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, это береза. На Руси береза всегда была любимым деревом. Люди верили, что она могла исполнять желания, охранять от несчастий. Поэтому из березы детям делали колыбельки. Ребята, а у вас есть заветные желания?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я предлагаю отправиться в путешествие в старую Русь к березке, украсить ее лентами и загадать желания, а еще подарить ей наши подарки, березки, которые вы сделали со своими родителями. Вы, согласны? (Ответы детей). Тогда берем ленточки и подарки и в путь!
Дети выходят из здания, у дверей их встречает Скоморох (взрослый).
Скоморох: Здравствуйте, ребятишки,
Девчушки и мальчишки,
И маленькие, и большие,
И гости дорогие!
Я – скоморох Тимоха,
Веселить всех дока.
Ребенок: Тимоха, мы отправляемся в путешествие к березке, поехали с нами.
(Звучит аудиозапись русской народной мелодии «Комаринский».
Скоморох: Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете,
Дети ехали верхом
В ситцевой карете
(Идут, высоко поднимая колени, с переступанием через бруски).
А как пустимся бежать –
Никому нас не догнать.
Мы ведь все удаленькие
И совсем не маленькие.
(Бегут «змейкой», огибая бруски. Ходьба и бег чередуются 3 раза).
Скоморох: А у речки, на холме,
Древо видно вдалеке
Подойдем поближе
Что же мы увидим?
Ответы детей.
Скоморох: Мы всех приглашаем
В гости к Березке
Смотрите! Стоит на участке,
Расправив листочки
Березку порадуем, песни споем
Затем поиграем и в пляс все пойдем.
Дети исполняют песню «Березка» (Архиповой)
Скоморох: Ребятишки! Девчонки и мальчишки!
Что-то Березка наша крепко спит
Не хочет проснуться и с нами побыть.
Не хочет исполнить наши желания,
Наверное, нужно нам заклинание?
И ленты волшебные в косы вплести,
Чтоб вышла Березка с нами день провести.
Воспитатель: На поляне, на лугу
Гнулася березонька,
Завивали девушки,
Лентой украшали.
Дети повязывают березу лентами и загадывают желания.
Воспитатель: Белая березонька,
Ходи с нами гулять
Пойдем песни играть
Птиц зазывать!
Воспитатель: Ребята, давайте споем нашей Березке песню : «Во поле береза стояла»
Все поют песню. (По желанию водят хоровод вокруг дерева).
Скоморох: Что-то Березка не хочет проснуться,
Ветки расправить и нам улыбнуться.
Чтобы Березку нашу будить,
Буду в игре я веселой водить.
И на Руси ее любят парни и девки,
А название ее простое – «Горелки».
Проводится русская народная игра «Горелки».
Ход игры: Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – «горелка». Играющие на распев говорят слова: Гори, гори ясно, Погляди на небо,
Чтобы не погасло. Звезды горят,
Стой подоле, Журавли кричат:
Гляди на поле, - Гу, гу, убегу.
Едут там трубачи Раз, два, не воронь,
Да едят калачи. А беги, как огонь!
Из-за дерева выходит Березка.
Березка : Кто же громко здесь поет?
Кто мне спать не дает?
Это вы, ребята, пели?
Дети: Да, Березка, это мы пели, тебя будили.
Воспитатель: Здравствуй, Березонька! Мы в гости к тебе пришли. Ребята, посмотрите, какой у березки белый ствол. Это единственное в мире дерево с таким стволом, за этот цвет, все называют березу - красавицей! А еще березу называют деревом жизни, как вы думаете, почему?
Ответы детей.
Березка : Ой, ребята, сколько вы обо мне знаете, а теперь послушайте мой рассказ о том, как я людям помогаю, добро им творю. (Рассказ о пользе березы с показом предметов).
Рассказ Березки : - Про меня есть такая загадка: «Стоит дерево цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник. Сейчас я подробнее расскажу про мои угодья, первое – мои листья, почки, кора, сок – все это очень полезно до сих пор. Из них делают разные лекарства, шампуни, крема, запаривают больным при болезнях. Активированный уголь, аскорбиновую кислоту, деготь – все это создано учеными из меня; второе – березовые дрова и лучины. Раньше топили печи, а от моих дров было теплее всего. Моя лучина горела ярче, чем лучины других деревьев. А мои березовые веники и сейчас самые лучшие для бани; третье - из моей бересты делали посуду, корзинки, писали на ней, плели обувь. Люди тогда были очень бедные и не могли себе многого купить; четвертое – сладкий березовый сок, который отлично утоляет жажду.
Воспитатель: Много ты, Березка, нам интересного рассказала, но и ребята тебе хотят подарок подарить, стихи о тебе – красавице почитать.
Дети читают стихотворения. (5 детей)
1-й ребенок: П. Кудрявцев «Белая береза-русская земля»
Белая береза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая береза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.
Белая береза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая береза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.
Белая береза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в своей судьбе.
Белая береза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
2-й и 3-й ребенок: В. Туркин «Береза»
Может, есть деревья покрасивей.
Но она по-русски мне мила.
Сколько было всякого в России,
А береза все-таки бела.
Лошадь в нее брызгала грязищей,
Ветер на нее пылищу нес,
Обтирал лаптишки старый нищий
О тугие корни у берез.
А она – дождями обмывалась,
Сбрасывала с тела мутный след,
А она все белой оставалась,
Молодая – в тысячу-то лет.
Как ее ломали, мяли, гнули,
Разносили на домашний быт…
Чистою всегда была. Чистюлей
Не была и не хотела быть.
Из нее ль не делали рабыню,
Не секли в крутые времена?.
Черные-то меточки поныне
На себе хранит еще она.
Не ахти с какой судьбой счастливой,-
В пламени горевшая дотла,
Может, и похожая на иву,
Никогда плакучей не была.
Как в солдат, в нее стреляли тоже,
Рвал ее осколками снаряд…
Если говорят: мороз по коже!-
Это про березу говорят.
Хоть зимою всякие деревья
Вроде бы похожи на нее,-
У меня к ней главное доверье
За натуру чистую ее.
4-й ребенок: Г. Тумарев «Березы»
Опять о них, кудрявых и белесых…
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год,
Хоть вечность колеси.
Случалось всяко: и свои пилили,
И чужеземцы брали в топоры.
Лились в воронки соковые ливни,/
И груды изувеченной коры
Костьми на жарких выгорях белели…
О, сколько же березовых дружин
С начальных дней великого боренья
В земле незавоеванной лежит…
А жизнь жива. И возле пней священных
Младое племя буйно зацвело!
От их неразделимого свеченья
На всей земле становится светло.
Они стоят, дороги отороча,
И ткут, и ткут зеленый свой навес…
И Русь моя – березовая роща,
Которую не вырубить вовек!
5-й ребенок: В. Рождественский «Береза»
Чуть солнце пригрело
Откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Все в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза – и вновь весела.
Березка : Ребята, как чудесны ваши стихи,
И ленты шелковые ваши пестры,
Вы нарядили меня и теперь
Все ваши желанья исполню скорей.
А чтобы нам весело было народ
Давайте станцуем скорей хоровод.
Скоморох: Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили,
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь еще с колыбели.
Все водят хоровод «Ай, да Березка» (муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой)
Березка : Спасибо, ребята, скоморох Тимофей!
Но давайте теперь, играть поскорей.
Скоморох: Я знаю давным-давно на Руси,
Все девушки чудный веночек плели.
Вплетали в него свое счастье и смех
К березке несли, чтоб был в жизни успех.
Давайте ж теперь, чтоб украсить березку,
Цветов соберем и веночек сплетем.
Вплетем мы в него улыбки и смех
Березке подарим на радость для всех.
Проводиться игра «Веночек» (2-3 раза).
Ход игры: Дети выбирают садовника. Садовник становится с одной стороны полянки, все дети «цветы» с другой стороны полянки. «Цвет» и садовник идут на встречу друг другу приговаривая:
Садовник: Я иду сорвать цветочек,
Из цветов сплести веночек.
Дети: Не хотим чтоб нас срывали
И венки из нас сплетали.
Мы ходим в саду остаться
Будут нами любоваться.
Задача «цветов» перебежать на другой край полянки, а задача садовника осалить как можно больше детей «цветов». После того как все дети перебежали на другой край полянки, подводится итог, сколько цветов «сорвал» садовник. Затем выбирается новый садовник, и игра продолжается.
Березка : Как красив венок на кроне моей
И земля подо мной всех в мире добрей
Вырастают на ней травы, цветы,
А также различного рода грибы.
Чтобы их узнать,
Надо загадки скорей отгадать.
Березка и Скоморох загадывают по очереди загадки про грибы (5 штук).
1. Сбивая ногами с травинок росу, 2. Растут на опушке
Я встретил однажды свинушку в лесу. Рыжие подружки.
Без пятачка, зато в модной беретке, А зовут их …
Она прижималась испуганно к ветке. (Волнушки)
И чтобы ее серый волк не украл,
Свинушку домой я с собою забрал
(Гриб-свинушка)
3. А вот кто-то важный 4. Вдоль лесных дорожек
На беленькой ножке. Много белых ножек
Он с красною шляпкой, В шляпках разноцветных,
На шляпке горошки. Издали приметных.
(Мухомор) Собирай, не мешкай
Это … (Сыроежка)
5. Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик)
Березка : Молодцы, ребята, угадали.
Все мои грибы правильно назвали.
А еще, ребята, я люблю рядиться
В разные уборы из шелка и ситца.
Скоморох: Ребятишки, девчонки и мальчишки,
Давайте порадуем нашу Березку,
Придумаем ей сарафан расписной
Чтоб было нарядно ей летом и весной.
На 2-3 подставках на больших листах (ватман) нарисованы стволы берез. Дети делятся на команды и с помощью ладошек дорисовывают листья березкам. ( Музыкальный фон: русская народная песня «Во поле березка стояла).
После рисования дети моют руки в заранее приготовленных емкостях.
Скоморох: Посмотри, Березонька, посмотри Красавица,
Какие сарафаны тебе, ребята подарить собираются.
Ты будешь нарядней, красивее всех,
И станет Россия милее для всех!
Березка рассматривает рисунки, хвалит детей.
Воспитатель: А еще, Березка, чтоб ты не скучала,
И зимой холодной одна не горевала
Наши мамы, бабушки, папы,
А также ребятишки, девчонки и мальчишки
Тебе принесли в подарок на год,
Веселых малышек-березок смешной хоровод.
Дети дарят Березке макеты березок, изготовленных с родителями.
Березка : Вот спасибо, вам ребята,
За подарок дорогой,
Заберу я их домой.
А вечером ваших родителей жду
На выставке, всем березки я покажу.
Скоморох: Чу! Слышу я как в детском саду
Ваш повар на обед зовет детвору!
И стол сервирован в стиле старой Руси
Чтоб вы посмотрели как ели наши прадеды.
Пора вам, ребята, с нами прощаться,
К обеду спешить, чтобы сил набираться.
А после обеда немного поспать,
Чтоб вечером дружно в игры играть.
Березка : Да, ребята, настала пора
Нам с вами прощаться
Но чтобы вы помнили долго меня
Для вас я гостинцы в мешок собрала.
Но только вы честное слово мне дайте,
Что сладости эти съедите тогда,
Когда после крепкого сна,
На полдник десерта настанет пора.
Березка дарит мешок с пряниками и березовым соком.
Воспитатель: Прощай, Березка, русская,
Тебя мы не забудем,
Мы после сна в интересную
Игру играть будем.
На телефон номер твой наберем
Всегда связь с тобой поддержит
«Березка- Телеком».
Воспитатель и дети идут на обед. Березка и Скоморох машут детям рукой, кричат слова прощания.