Татьяна Давыдова
Сценарий проведения педагогической гостиной «Кафе «Нескучный сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Кафе Нескучный сад
Сценарий проведения педагогической гостиной «Кафе «Нескучный сад» с элементами тренинга на тему «Креативность и как ее развить».
Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.
Задачи:
·- Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.
Публикация «Сценарий проведения педагогической гостиной „Кафе „Нескучный сад“» размещена в разделах
- Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.
- Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Ход мероприятия.
Вед. Добрый день, уважаемые коллеги!
Я приветствую вас в творческой гостиной на открытии кафе «Нескучный сад». Если вас мучает вопрос почему сад? Потому что вместе с вами мы взрастим много новых идей. А нескучный я думаю вы со мной согласитесь люди мы творческие, креативные. И. не дадим друг другу скучать. Итак, с вашего позволения я открываю сезон в нашем саду идей.
Вед. Как хорошо, что мы смогли с вами встретиться, чтобы немного расслабиться, отвлечься от забот, отдохнуть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.
Вед. Тема нашей гостиной «Креативность и как ее развить». Об этом чуть позже, а нам с вами сейчас нужно, что сделать? Создать хорошее настроение.
Вед. А поможет нам в этом упражнение «Рифмуем имена».
Каждому из вас необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…».
Пример:
Меня зовут Оксана, от меня вам телеграмма!
Меня зовут Зина, подарю я вам корзину!
Меня зовут Кристина, в огороде все полито!
Давайте, я начну, а вы продолжите по часовой стрелке. Меня зовут Татьяна, я хочу на! (участники продолжают). Я вижу труды наши не пропали даром у всех хорошее настроение.
Вед. Кто помнит тему нашего семинара? (участники отвечают). Креативность и как ее развить. А эпиграфом для нашей встречи я выбрала следующую фразу «Жизнь бьет ключом и в основном по голове. Именно после таких раздражителей рождаются наши самые лучшие и гениальные идеи».
А скажите мне, что такое в вашем понимании креативность? (участники отвечают, ведущий записывает ответы на магнитной доске).
Креатив, креативность – это вариации модного сейчас слова. Модного и пока не очень избитого слишком частым употреблением. Однако, чтобы слово употреблять, непременно нужно выяснить его значение. Creative – с английского языка переводится как «творческий».
Кажется, все просто? Просто. Да не совсем. Дело в том, что, помимо творческого, существует еще несколько иное понятие, трактовка этого слова. Креативным называют другое, отличное от большинства людей, мышление. Это именно образ мысли, восприятие окружающего мира, принятие или неприятие самого себя в составе мира, инакомыслие, если хотите. Так кто же такой этот креативный человек? Это, прежде всего, человек творческий.
Творческие люди – на самом деле удивительная категория населения. Они находятся в странном возрасте, а зачастую у них его вообще нет. Они все стремятся понять сами.
И не наперекор общественности, просто в них живет вечный исследователь. Неутолимое любопытство. Страсть, с которой они отдаются каждому делу, будь то написание романа столетия или забивание в ящик (иногда и мусорный) очередного гвоздя.
Но это умение быть счастливым и совсем чуточку несчастным – одна из самых верных характеристик креативных людей. Они не имеют границ.
Способности креативного человека заключаются не только в том, чтобы решать нестандартные задачи нестандартным способом. Порой, способ должен быть вполне стандартным, однако, нужно немало усилий, чтобы прийти к этому стандартному решению. А для этого нужны способности. И вот какие способности выделяют специалисты, занимающиеся вопросами развития креативности:
• Хорошая память
• Прозрачное мышление
• Сильные аналитические способности
• Развитая интуиция
• Запас знаний
• Умение находить ответы на различные вопросы.
По-настоящему креативный человек надеется исключительно на свою голову.
Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о развитии креативности.
Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.
В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.
Креативность не является единичной способностью — это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:
• Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;
• Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;
• Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если!»;
• Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;
• Быть энергичным человеком, легким на подъем;
• Иметь проницательность и наблюдательность;
• Уметь совмещать несовместимое;
• Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;
• Обладать чувством юмора и игривостью…
Может ли педагог развить с себе креативность?
Да, может. Что же для этого нужно?
1. Важная часть развития креативных способностей – развитие воображения, так как творчество во всех своих проявлениях основано на воображении
2. Общайтесь с креативными и творческими людьми, добившимися определенного успеха, пытайтесь проводить с ними как можно больше времени, если есть возможность, обязательно понаблюдайте, как они работают. Это необязательно должны быть люди искусства, ведь креативного человека можно встретить в любой профессии.
3. Не бойтесь экспериментировать. Наши строгие правила, рамки в которые мы сами себя ставим (как нужно себя вести и думать, приводят нас к тому, что мы отвергаем хорошие идеи, которые могли бы внести вклад в развитие креативности. Боясь стать мишенью для насмешек, мы контролируем наше поведение на предмет правильности и приемлемости. Экспериментируйте и не бойтесь показаться смешным!
4. Важным моментом, который сдвинет с мертвой точки развитие креативности мышления, является призыв к действию. Не стоит ждать подходящего момента, чтобы попробовать создать что-то оригинальное, интересное и удивительное, не думайте, что вы не готовы. Начните творить и уже в процессе работы вы поймете, что вам долгие годы так не хватало.
5. Процесс развития креативности можно начать с заимствования чужой идеи, у людей, работающих в вашей сфере. Не примите это за призыв к плагиату. Речь идет о развитии, о том, чтобы узнавать что-то новое, новые веяния и тенденции, и пропускать их через призму собственного восприятия.
Качества и способности, которые приходят к нам вместе с развитием креативного мышления включают в себя:
1. Гибкость, беглость и оригинальность мышления.
2. Открытость новому.
3. Высокая оценка интеллектуальных ценностей.
Учитывая, что такие же качества приписывают успешным и эффективным людям, можно смело утверждать, что понятия креативный человек и успешная личность — почти синонимы. Трудно быть успешным, не будучи креативным, и наоборот.
На этом теоретическая часть закончена, переходим к практике, к развитию, собственно, креативных качеств. И начнем мы с разминки, включающей в себя несколько упражнений.
Упражнение «Апельсин»
Перекидывая друг другу мячик, давать любые возможные определения апельсину (без повторений).
(упражнение активизирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию).
Упражнение «Инструкции»
Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.
Например: зубная щетка. Ей можно:
чистить зубы;
чистить обувь;
рисовать;
расчесывать волосы;
наносить маску для лица;
вычесывать кошачью шерсть;
чесать спину и т. д.
Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.
Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.
Упражнение «Новый язык»
Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.
Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.
Упражнение «Множественные решения»
Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций «Ребенок Не убирает игрушки после игры» накидайте как можно больше вариантов решения.
Упражнение: «Перевертыши».
Уважаемые коллеги, дети не всегда четко умеют выразить свои мысли, поэтому в любом случае вы должны научиться их понимать.
Вам нужно отгадать по «перевертышу» название известного фильма или пословицу.
-Василий Иванович остается на работе – «Иван Васильевич меняет профессию».
-Грустные взрослые – «Веселые ребята».
-Громче стоишь – ближе не будешь – «Тише едешь – дальше будешь».
-Крик баранов – «Молчание ягнят».
-Мужик на телеге – мерину тяжелее – «Баба с возу – кобыле легче».
-С ленью не засунешь и птицу в море – «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».
-Холодные ноги – «Горячие головы».
-Не бойся велосипеда – «Берегись автомобиля».
-В симфоническом оркестре не только мальчики – «В джазе только девочки».
-Ручной кактус – «Дикая орхидея».
Контрольный тест на креативность.
Не нужно ни бумаги, ни карандаша, ни калькулятора.
Просто следуйте моим инструкциям - так быстро как сможете. Не надо записывать задания и ответы, считайте в уме.
Сколько будет:
15+6?
3+56?
89+2
12+53
75+26
25+52
63+32
Я знаю, вычисления - это тяжелая работа, но финиш близок. Еще немного.
123+5
250+77
А теперь БЫСТРО! ЗАДУМАЙТЕ РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И ЦВЕТ!
Итак…. Вы только что задумали красный молоток, не так ли?
Если нет, то вы среди 2% людей, кто имеет "другое" или "нестандартное" мышление. 98% людей отвечают в этом тесте "красный молоток".
Заключительные слова ведущего
Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Шмонина Л. В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. М. : Издательство «Учитель», 2009
2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. : Творческий центр, 2004
3. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2001.
4. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
5. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. «Айрис пресс», М., 2008.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.