Абзалетдинова Рамиля
Сценарий праздника, посвященного творчеству Габдуллы Тукая
▼ Скачать + Заказать документы
Ц ЕЛЬ: Повышение эффективности работы по приобщению детей к
творчеству ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.
Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.
Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ,
Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,
умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
Темочки:
Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.
Расширить представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
Оформление зала: портрет Г. Тукая, обрамленный красной тканью, цветы. Цитаты на татарском языке:
“Уртак Ватан тарихын да эзле итте син безне;
М ге-м ге тап кунмаслык,к зге итте син безне.
С нгатебез к кл ренд -Кояшыбыз, Аебыз.
Бар и анга к ренерлек Тукаебыз”
ИлдарЮзеев.
“Тукай-халыкмо нарыны бакчасындатибр п ск нг л. ”
ФатихК рим.
Под музыку С. САЙДАШЕВА “Тукай маршы” входят дети.
На фоне музыки чтение стиха “Тукай теле” с показом слайдов.
Много-много лет назад, в один из весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Тукай родился в любящей семье папа Мухамматгариф и мама Мэмдуда в деревне Кушлавыч. Но в 4 месяца у него умер папа а в 4 года остался без матери. После смерти родителей Тукай переходил из одной семьи в другую. Сначала его воспитывала бабушка Сажида. Однажды, усадив в повозку одного ямщика Габдуллу проводили в Казань. Его там усоновили семья Мухамметвалиабый и Газизыапы. Когда приемные родители заболели его взяли на воспитание семь сагдиабзый из Кырлая. В этом доме жил Тукай в селе Кырлай. Тукай вырос очень умным ребенком. Рано начал писать стихи, написал сказки которые вы уже все знаете : «Су анасы» «Шурале».
Но он сильно заболел болезнью легких и умер в 27 лет. Сейчас имеется музеи. Вот музей в Казани, а в Кырлае сделали статуэтку Тукая сидящего на скамейке.
Ведущий: Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.
1й ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!
Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь!
2й ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.
С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!
3й ребенок: И туган тел, и матур тел! тк м- нк мне теле.
4й ребенок:Д ньядак пн рс белдем, синтуган тел аркылы.
Ведущий: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа
Игра на скрипке песню «Туган тел»
Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел-скитался от одного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научилсяписать, читать.
Стих: «Гали белэнКэжэ»
Безне Гали бигр к тату к бел н,
Мен к карап тора т р з д н.
Гали аны чир м бел н кунак ит,
К р хм т укый: сакалын селкет.
Ведущий: За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.
Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ.
Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на
земле своих отцов, в единстве с русским народом.
Ребё нок: С народом России мы песни певали
Есть общее в нашем быту и морали.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить
Нанизаны мы на единую нить.
Танец с девочками под музыку “Туган тел”
Звучит музыка С. Сайдашева из балета “Ш р ле”
В зал входит Ш р ле
Шурале:Пальцам больно
Прищемил их Год назад.
Ай, умру- беда какая
Жизни я своей не рад
Ведущий:Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.
Шурале:Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.
Ведущий:Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.
Шурале: А вы (детям) действительно со мной хотите играть?
Дети: Да!
Песня «Шурале».
Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду обижать. Асейчас мне надо возвращаться в лес, там меня мои друзья-
другие Шурале ждут. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и
воспитанными детьми познакомился. Да, чуть не забыл, я тут по
дороге нашел расческу (отдает ведущей).А мне пора уходить. До
свидания! (Уходит)
Ведущий: Дети, а ведь эту расческу кто-то потерял. Как вы думаете-кто?
Дети: Водяная!
Стук в дверь. Входит Водяная.
Водяная: Я Водяная. Дети, здравствуйте! Где ж мой гребень золотой?
Ведущий:Мы отдадим тебе золотой гребень, но сначала послушаем наших детишек.
Входит мальчик, гоняющийся за бабочкой. Инценировка «Бала бел нк б л к”
Бала:
йт ле, К б л к
С йл шик берг л п:
Бу кад р к п очып.
Армыйсы син ничек?
Ничек со тормышы?
Ничек к н к рмеше?
С йл п бирче тезеп,
Табаламсы ризык?
К б л к:
Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын, очамын,
Якты к н булганда.
Ирк ли м с я
Кояшны яктысы;
Аш буладыр ми а
Ч ч кл р хуш исе.
Тик гомерем бик кыска:
Бары бер к н ген,-
Бул яхшы, р н етм
м тим син ми а!
Мальчик:М, Су анасы, си а алтын тарак,
Беркайчан да булмабыз без карак!
Водяная:Вот,спасибо, обрадовали меня. Нельзя брать чужие вещи без разрешения! А как же это звучит в сказке, давайте вспомним!
Дети: Есть хозяин или нету
Век чужого не возьму!
Водяная: Молодцы, ребята! Умные вы, однако!
Ох, устала я!
Ведущий:Водяная, сядь, отдохни! Дети раскажут тебе стихотворение «Кызыклыш керт»
Стихотворение «Кызыклыш керт»
Бала:
- йд ле, Акбай! йр н син, арт аягы бел н тор;
Аума, аума! Туп-туры тор, т з утыр, яхшы утыр!
Акбай:
- Ник газаплыйсы болай син, мин ле бик кечкен ;
Мин туганга тик ике айлап булыр й ч кен.
Юк кир кми, мин йр нмим, минем уйныйсым кил ;
Шул болыннарда ятасым, шунда ауныйсым кил.
Бала:
- Ах, юл р маэмай! Тырыш яшьл й, - зурайгач айсыз ул;
Картаеп каткач буыннар, эш бел у айсыз ул!
Водяная:Какие же молодцы. Спасибо им, и вам всем спасибо!
Вы мне очень помогли. А мне пора на речку, до свидания!
Заходят Коза и Баран
Коза:Сарык, куда же мы попали?
Сарык: Не знаю, это и не лес, и не поляна. Тут только люди
Коза: Э-э-э…При входе было же написано, что это детский сад
«Ландыш».
Коза и Сарык: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Сарык: А что за праздник тут у вас?
Коза: И-и-и, л рСарык! У них же большой праздник., посвященный
127-летия со дня рождения великого татарского поэта-писателя
Г. Тукая. А на день рождения, тем более на юбилей, нельзя
приходить без подарка. Открывай свой мешок! Там должны быть
и подарки от нас.
Сарык достаё т волчью голову:
Вот от нас подарок!
Коза: И-и-и, л рСарык! Это же волчья голова. Из какой сказки она,
ребята?
Дети:Сказка про Козу и Барана.
Коза:Сарык, видно твой мешок подменил кто-то.
Сарык (роется в мешке) : Нет, нашел-нашел. Вот же все здесь!
Показывает подарки.
Коза: Дарим вам ручку и блокнот, чтобы вы хорошо учились в школе и
смогли сочинять стихи, как Габдулла Тукай.
Раздают подарки, прощаются и уходят.
Ведущий:Шигырьл рен- киятл ренс йл п,
сеп ит рсезшулай.
Барлыкмилл тбалалары
Ярата сине Тукай!
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный дню
Рождения Г. Тукая. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык!
Песня “Туган тел”- поют все присутствующие.