Ирина Петровна Попова
Сценарий праздника «Ильин день»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника «Ильин день» (2 августа)
Цель: привитие детям интереса к русскому фольклору и народным обычаям.
Действующие лица: ведущая – Хозяйка, Водяной Олень, Илья.
Ход:
Дети под русскую народную музыку идут хороводным шагом и садятся на скамейки.
Публикация «Сценарий праздника „Ильин день“» размещена в разделах
Хозяйка (в русском народном костюме): Здравствуйте, гостьюшки дорогие, красны девицы и добры молодцы! Добро пожаловать, милости прошу! Веселья вам да радости!
Давно я вас жду - поджидаю,
Праздника без вас не начинаю!
Всем ли места хватило?
Всем ли слышно? Всем ли видно?
Тогда время даром не теряем,
На вопрос мой отвечаем.
- Какое сейчас время года?
- Какие летние месяцы мы с вами знаем?
Дети: Июнь, июль и август!
Хозяйка: Какой месяц сейчас?
Август, третий месяц
В гости к нам пришел,
Лето продолжается,
Очень хорошо!
1. Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь-
Все кругом светло.
2. По лугу пестреют
Яркие цветы,
Золотом облиты
Темные листы.
3. Дремлет лес: ни звука,-
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит.
Звучит пение жаворонка, кукареканье петуха.
Хозяйка: Ребята, издавна на Руси 2 августа отмечали необычный праздник - день Ильи Пророка. Говорили, будто 2 августа проезжает по небу грозный Илья Пророк в своей огненной колеснице. Оттого-то и начиналась сильная гроза, сновали огненные молнии, гремел гром. Но люди не жаловались, потому что в Древней Руси Илью Пророка называли Ильей-громовержцем, покровителем небесной стихии. Его просили послать дождя на землю. Особенно дождь был нужен, когда лето выдавалось засушливое и жаркое. А ну, отгадайте загадки про день Ильи Пророка.
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала, солнышко застлала (туча)
Конь бежит, земля дрожит,
На небе стукнет - на земле слышно (гром)
Меня нередко просят
Полить луга и сад,
А только прихожу я-
Все спрятаться спешат (дождь).
Игра «Солнышко и дождик» (дети младшей группы)
Хозяйка: Летнему дождю радуются и взрослые, и дети! Только бедный Водяной заскучал без сырости. От погоды, от такой на нём шишки выросли.
Звучит музыка, входит водяной.
Водяной:
Я водяной, я водяной.
А если точно, то сухой.
Эх, жизнь моя жестянка.
Засохло всё болото.
А мне воды, а мне воды,
А мне воды охота!
Хозяйка:
Вот это да! Водяной засох!
Как же нам тебя оживить?
Водяной: Поиграйте со мной.
Игра «Дождик, дождик пуще!»
Дети стоят в кругу, «ребенок-дождик» с султанчиками в центре круга; дети произносят считалочку; по окончании считалочки «ребенок-дождик» старается дотронуться султанчиками до рук, дети прячут руки за спину; игра проводится несколько раз со сменой «ребенка-дождика»
«Дождик, дождик пуще,
Дадим тебе гущи.
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Раз, два, три -
Дождик, намочи!»
Водяной: Спасибо вам, ребята, немного легче мне стало. Освежил летний дождик. Я бы у вас еще погостил, да пора мне домой в болото. Ждут меня домашние дела. До свиданья!
Водяной уходит.
Хозяйка: Говорят, что после Ильина дня купаться в водоемах нельзя. Солнце поворачивается на осень, а вода становится холодной, некрасивой, зеленой.
А еще есть такое поверье, будто в этот день прибегает с севера олень – золотые рога, волшебные копытца. Он касается копытцем воды, и она остывает.
Под музыку Е. Крылатова «Лесной олень» выходит ребенок - олень.
Хозяйка: Ребята, кто это?
Дети: Олень!
Олень:
Я олень – ваш добрый друг,
Поиграть зову вас в круг!
Ребята, ручки вверх поднимите,
Над головой вот так (показывает) скрестите.
Повернитесь, покружитесь
И в оленей превратитесь!
Эй, олени, все за мной!
Поспешим на водопой!
Музыкально - ритмическая игра с оленем
Под музыку Е. Крылатова «Лесной олень» (припев) идут по кругу, высоко поднимая колени, над головой скрещенные руки «рожки оленя», останавливаются, поворачиваются с лицом в круг.
«Посмотрите, вот река, широка и глубока.
(руки развести в стороны, наклониться вниз)
Не достанешь и до дна.
(коснуться руками пола)
А водица так вкусна.
(погладить круговыми движениями ладони живот)
Как попьем водицы, постучим копытцем.
(ладони сложить вместе, поднести к губам)
Студись, студись, водица!
(стучат 4 раза правой ногой, руки на поясе)
Коснусь тебя копытцем
(Стучат 4 раза левой ногой, руки на поясе)
Ветер помогает, водица остывает.
(Дуют)
Хозяйка:
С оленем кончилась игра,
Домой оленю в лес пора.
Олень идет по кругу, высоко поднимая колени, выходит из круга, дети машут ему руками.
Вокруг скорей все повернитесь,
И в ребят превратитесь.
По оленю не скучайте,
Лучше с бубном поиграйте.
Игра «Ты катись, веселый бубен»
Дети под музыку передают бубен по кругу. Когда музыка перестает звучать ребенок, получивший бубен, выходит в круг и выполняет танцевальные движения.
«Ты катись веселый бубен
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот и потанцует нам».
озяйка:
Веселится детвора,
Танцевать пришла пора.
Танец
Хозяйка: Повеселились, а сейчас посидите, передохните, а я еще чуть-чуть расскажу вам про Ильин день. После 2 августа день становится заметно короче, а ночь длиннее. В народе говорят, что «Илья Пророк два часа уволок».
Надо бы обидеться на него за это, но люди радовались, потому что он посылал на поля дожди, необходимые для урожая. Иногда Пророк спускался на землю, выходил из огненной колесницы и приходил в ту деревню, где его чествовали.
Фонограмма: гром, грохот, стук колес. Дети разбегаются, прячась за скамейки, стульчики.
Хозяйка: Что такое, что случилось? Откуда грохот такой?
Взрослые (воспитатели): (из укрытий, с опаской):
— Ой, это Илья-Громовик!
— Сюда, едет на жеребцах!
— Илья-Пророк грозу наводит!
— Свят! Свят! Свят!
Хозяйка: А вот и сам Илья в колеснице к нам на праздник явился!
На площадку въезжает колесница, в ней Илья в соответствующем костюме. Делает один круг, останавливается.
Илья (грозно): Приветствую тебя, народ честной! В небесах сидел я, отдыхал, вдруг услышал шум громкий да голоса звонкие. Решил посмотреть, кто это мой покой нарушает?
Хозяйка: Что ты, что ты, Господь с тобой, Илья! Народ здесь собрался не греха ради, а имя твое славить, именины праздновать. Присядь, Илья, на почетное место!
Илья (садится в кресло): Ну, коли так. приму участие в вашем празднестве. Сначала хочу проверить, знаете ли вы праздники? Я буду называть символ праздника, а вы - сам праздник, которому соответствует этот символ.
Конкурс: «Назови праздник!»
Блин – масленица
Яйцо – Пасха
Цветок папоротника – День Ивана Купалы
Ромашка – День Пестра и Февронии
Яблоко – яблочный Спас
Орех – ореховый Спас
Мёд – медовый Спас
Илья: Вы, наверное, уже знаете, что после Ильина дня нельзя купаться в водоемах. А почему? (Солнце поворачивается на осень, а вода становится холодной, некрасивой, зеленой). Поэтому сейчас я приглашаю вас поплавать последний раз. Нравится вам купаться и плавать в водице?
А теперь проверим вас:
Кто здесь в играх самый ловкий,
У кого высокий класс
Физкультурной подготовки?
Игра «Кто быстрей проплывет?»
Дети делятся на две команды. Каждый игрок берет по очереди небольшой обруч и бежит до буйка (канат, возвращается, отдает обруч следующему игроку.
Илья: Молодцы, ребята, показали сою силу, ловкость, выносливость. Ну а мне пришла пора отправляться в дальний путь. Нужно поторопиться рассказать всему честному народу, что после сегодняшнего дня купаться в водоемах не дозволяется.
Илья «уезжает».
Хозяйка:
Вот и закончились игры, веселье!
А у меня есть для вас сладкое угощенье!
Конфетки медовые,
И очень даже леденцовые.
Детям раздают угощение.
Получили леденец, тут и празднику конец!