Буданова Марина
Сценарий праздника «Есенинская Русь»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-литературная композиция, посвященная 125 – летию Сергея Есенина для детей подготовительных групп
Цель: воспитание любви к Родине, родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина.
Задачи:
1. Развивать у детей интерес к русской литературе.
2. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений
3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.
Публикация «Сценарий праздника „Есенинская Русь“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2020
4. Через красоту поэзии, музыки, изобразительное и театральное искусство найти путь к сердцу ребёнка. Раскрыть его душевные силы, творческий потенциал.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, коммуникативная.
Предварительная работа: знакомство детей с произведениями С. Есенина, разучивание стихов и танцевальных движений. Оформление детьми приглашений для родителей и гостей вечера.
Оборудование: аудиодиски с подбором песен на стихи С. Есенина, музыкальный центр, видеодиски с изображением портрета С. Есенина, С. Константиново, пейзажей русской природы, животных, памятников С. Есенину, видеопроектор, экран, русские народные костюмы для взрослых и детей, кленовые осенние ветки.
Ход проведения
Ведущий 1: Россия… Родина. Это край, где мы родились, где живем, это наш дом. Это все то, что нас окружает.
Россия… Какое красивое слово. (на фоне музыки)
И роса, и сила, и синее что-то.
Россия, как из песни слово.
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Ведущий 2:
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые
За голос, звонкий как ручей.
Дети и взрослые исполняют песню «Россия – Россия»
(муз. С. Булдаковой сл. М. Трениной, журнал «Музыкальный руководитель» №5 2009г., с. 52)
Ведущий 1: (на экране появляется портрет С. А. Есенина)
Сегодня в зале будут звучать стихи замечательного русского поэта. Посмотрите на портрет, и давайте все вместе скажем, как зовут этого поэта (Сергей Александрович Есенин).
Ведущий 1:
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься, и зазвенит она.
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
Сергей Есенин родился в крестьянской семье в рязанском селе Константиново, что на берегу реки Оки. Когда он был маленьким, его воспитывали нежно любящие дедушка и бабушка.
Ведущий 2:
На Сергея Александровича огромное влияние имел дед, именно он, лежа с внуком на печи, распевал песни, старинные и заунывные, рассказывал ему сказки и прибаутки. К написанию стихов будущего поэта расположили песнопения деда, слагать их Есенин начал в 8 лет. С юных лет в сердце поэта запала Россия, детские стихи Есенина тоже отражают любовь к родной земли.
Ведущий 2:
Далёким днём осенним
Родился наш Есенин.
Губернии рязанской,
А жизнь ждала крестьянская.
Среди степей, полей, берёз
Есенин в доме деда рос.
Ведущий 1:
Каким же рос мальчик Серёжа?
Ребёнок:
Худощавый и низкорослый, -
Среди мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего, я споткнулся о камень,
Это к завтрому все пройдет».
Ведущий 1:
Бабушка внука очень любила, но и ругала за озорство. Была она человеком тихим, кротким, добрым и ласковым. Своим любимым внукам она часто пела песни, рассказывала сказки.
Входит воспитатель в народном костюме, на плечах платок и садится на лавочку, дети вокруг неё.
Инсценирование стихотворения «Бабушкины сказки»
Бабушка:
Ну, какую сказку вам сегодня рассказать?
Дети:
Про Иванушку-дурачка.
Бабушка:
Что же, слушайте!
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так, и сяк.
Младший вовсе был дурак… (Из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок»)
Ребёнок:
И сидим мы, еле дышим,
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели…
Но а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушки несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну а нам какое дело, -
Говори да говори. (С. Есенин «Бабушкины сказки»)
Бабушка:
Ну, вот и сказки конец, а кто слушал – молодец!
Спать пора. Ночь пришла, сон принесла.
Ведущий 1:
Послушайте, как поэт описывает ночь в своем стихотворении.
Дети читают стихотворение С. Есенина «Ночь». (на экране появляется изображение ночи)
Тихо дремлет река.
Тёмный бор не шумит.
Соловей не поет,
И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина.
Ручеек лишь журчит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Серебрится река.
Серебрится ручей.
Серебрится трава
Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина.
В природе все спит.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
Ведущий 2:
Свое родное село Есенин очень любил, считал его самым красивым местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию. И где бы ни бывал Есенин уже будучи взрослым, знаменитым поэтом (в Москве, Санкт-Петербурге, даже во Франции, в Америке, его всегда тянуло на родину, в село Константиново. (на экране появляется фото с изображением дома С. Есенина и села Константиново)
Край любимый! Сердцу снятся (на фоне музыки)
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Ведущий 1:
Я снова здесь, в семье родной (на фоне музыки)
Мой край задумчивый и нежный.
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Дети читают стихи о родном крае, Родине.
(на экране появляются фото с изображением природы родного края)
Ведущий 2:
Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, слой, талантом. Есенин умел видеть красоту во всем, что его окружает. Стихи сами лились из его души. Стихи Есенина наполнены удивительными красками и звуками. Даже морозная, холодная зима в стихах Сергея Есенина таинственная и сказочная.
Дети читают стихотворение С. Есенина. (на экране фото с изображением зимнего пейзажа)
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Поднагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Ведущий 1:
С. А. Есенин – великий русский поэт, подаривший нам удивительную страну, где льется по равнинам «березовое молоко», где месяц – «кудрявый ягненочек» гуляет в «голубой траве», где душа дышит запахом меда и роз. Вся его жизнь – это песня о любви к Родине, к своему народу. Слушаешь его стихи, а перед тобой встают картины русской природы: «алый свет зари», «заросшая крапива обрядилась ярким перламутром», «черемуха в белой накидке», «сонные березки растрепали шелковы косы». А еще есть стихотворение С. А. Есенина «Закружилась листва золотая», послушаем его. (ребенок читает стихотворение)
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Ведущий 1:
На эти стихи композиторы сочинили музыку.
Звучит песня «Закружилась листва золотая», музыка Л. Олифировой, стихи С. Есенина.
Дети исполняют танец с листочками.
Ведущий 2:
Удивительно красивые, запоминающиеся стихи. Послушаем еще некоторые из них.
Дети читают стихи о природе.
(на экране появляются фото с изображением природы)
Ведущий 1:
Я хочу обратить внимание, что почти в каждом стихотворении о природе присутствуют живые существа: вороны, сороки, журавли, лошади, кошки, собаки. Никто другой из русских поэтов так много не писал о животных. Еще с детства Сережа Есенин заботился о них, не забывал ни одного щенка, ни одного котенка. Подтверждение тому – стихотворение, посвященное младшей сестре Шуре.
Ребёнок: (три четверостишия)
«Ах, как много на свете кошек».
Ведущий 2:
С. Есенин разговаривал с животными на каком-то особом, вполне понятном им языке. Он любил животных. Понимал их печали и страдания. Поэт учит нас не обижать братьев наших меньших. Послушаем еще одно стихотворение.
Ребёнок: (три четверостишия)
«Дай, Джим, на счастье лапу мне…»
Ребёнок:
«Табун»
Ведущий 1:
Заканчивается наш праздник, посвященный памяти русского поэта С. Есенина. Его стихи прославляют наш Рязанский край, нашу Родину. Мы гордимся нашим земляком. В г. Рязани названы театры, улицы именем С. Есенина. Он не был провидцем, но знал, что люди его не забудут, и про себя писал: «И будет памятник стоять в Рязани мне…».
Ведущий 2: (на экране появляется фото с изображением памятника С. Есенину)
И он стоит на Соборной площади, на берегу реки. Это замечательный памятник с распахнутыми руками, обнимающими дорогую поэту Русь! И ещё долго-долго люди будут восхищаться замечательными стихами Есенина, в которых так ярко звучит любовь к Родине, любовь к России.
Но люблю тебя, Родина кроткая, (на фоне музыки)
А за что, разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней, весной на лугу.
Дети и взрослые исполняют песню о Рязани «Над куполами золотыми…»
Ведущий 1:
Мы надеемся, что вы прочувствовали произведения поэта и предлагаем вам выразить свои чувства в рисунках.
Дети и родители рисуют, потом оформляется выставка рисунков.