валентина петровна яушкина
Сценарий праздника «Вербное воскресенье»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника
«Детский сад № 42»
Номинация:
«Лучшая методическая разработка праздника или развлечения»
Сценарий праздника мордовском и русском языках
«Кода етс Вербани недлошись «
Пояснительная записка.
Публикация «Сценарий праздника „Вербное воскресенье“» размещена в разделах
- Вербное воскресенье
- Вербное воскресенье. Сценарии праздника
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» август 2020
Воспитание с раннего возраста двуязычия (билингвизма) рассматривается в настоящее время во многих странах как важный ресурс для формирования компетентных в разных языках людей. Республика Мордовия – исторически сложившийся билингвальный регион, здесь рядом проживают русские и мордва. Мордовские (мокшанский, эрзянский) языки и русский язык имеют равноправный статус государственных языков Республики Мордовия (Закон РМ от 06.05.1998 г. № 19-3 «О государственных языках Республики Мордовия»).
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде и поэтому обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в детском саду необходимо.
Серии сценариев театрализованных программ входят в проект «Каштомо икеле ёвкске». Данный проект - это попытка по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с мордовской народной культурой.
Сценарий театрализованной программы «Кода кискась ялга вешнесь» помогает детям раскрыть свои знания в области языка, фольклора, быта, традиций игровой и песенно-танцевальной культуры мордовского народа.
Цель:
Приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с обычаями и традициями русского народа, православным праздником Вербное воскресение ;
Развивающие:
- прививать интерес к духовному наследию земли русской средствами музыкального искусства ;
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою малую родину, за мордовский народ;
- воспитывать у детей чувство осознания себя как личности, уверенно чувствующей себя в двух языках и культурах (русской, мордовской (эрзянской);
- приобщать детей к национально - нравственной культуре мордовского народа, формирование позитивного к ней отношения;
- прививать любовь к мордовскому фольклору, художественной литературе, песням, танцам, желание их слушать и исполнять;
- воспитывать в детях толерантность;
- воспитывать культуру общения и поведения во время посещения театра, музеев, выставок, экскурсий.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Речевое развитие» : Продолжать приучать детей слушать речь персонажей сказки. Продолжать учить детей внятно произносить в словах звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, речевой слух и речевое дыхание. Вовлекать детей в разговор во время представления. Обучать умению вести диалог с педагого (ведущим) и сказочным персонажем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно на него отвечать.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» : Способствовать развитию навыков выразительной передачи игровых и сказочных образов. Формировать восприятие мордовской народной музыки.
ОО «Физическое развитие» : Продолжать приучать детей участвовать в совместных подвижных играх; воспитывать интерес к физическим упражнениям; соблюдать правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
ОО «Социально-коммуникативное развитие» : Развивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности;
Развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
Словарная работа: автоматизация в речи детей слов мордовского языка, слова на эрзянском языке.
Предварительная работа:
Рассматривание рисунков и фотографии, иллюстраций.
Знакомство с мордовскими народными сказками, литературными произведениями мордовских писателей.
Использование дидактических игр, подвижные игры народов Поволжья: мордовская народная игра «Игра Верба – вербочка»
Методические приемы:
Словесный: беседа, чтение произведений художественной литературы, обсуждение, рассказ.
Наглядный: рассматривание иллюстраций альбомов, фотоальбомов, открыток.
Практический: подвижные, музыкальная, игровые ситуации, посещение мини- музея, театра, продуктивная деятельность, конкурсы, выставки.
Условия и особенности его реализации:
Организация и проведение мероприятия осуществляется воспитателями и музыкальным руководителем.
Место проведения: музыкальный зал МАДОУ.
Аудитория, адресность: дети среднего дошкольного возраст и их родители
Материал, реквизиты, оборудование, костюмы:
Демонстрационный:Национальные костюмы для детей и воспитателей.
Раздаточный :Икона, свеча,верба, самовар,лапти,кукла Татю, ложки.
Оборудование :музыкальный центр, аудиозаписи, микрофон, интерактивная доска.
Музыкальное оформление: Песни : «Весну звали» сл. Н. Осошник,муз. В. Осошник.»Вербочки»сл. А. Блока муз. В. Бобкова. Музыкальное сопровождение: Песня родном крае (Л. Деренёв) Валенитна Толкунова. Автор: Крылатов Евгений Павлович.
Художественное оформление,реквизиты, костюмы :
Аудиозапись музыкальных произведений.
Предметная среда музыкального зала, «погружающая в атмосферу праздника».
Национальные костюмы для детей и воспитателей.
Икона,свеча,верба,самовар,лапти/ кукла Татю,ложки.
Предметы декоративн о- прикладного искусства народов Поволжья.
Костюмы: костюмы атрибуты с учетом возрастных особенностей.
Мотив детской деятельности: игровой и музыкальный.
Литературный сценарий.
Сценарий праздника «Веробное воскресенье» (с мордовским переводом).
Литературный сценарий
Ведущий 1. Здравствуйте!
(Шумбратадо)
Ведущий 2. Здравствуйте, дорогие друзья!
(Шумбратадо, кельгома ялгат)
Ведущий 1. Сегодня мы покажем обряд весеннего праздника, Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой.
(Тячи минь няфтьсаськ тундань праздникть обрядонц, Верьбнай недлешить – последняй недляшись очижида инголе.)
Ведущий 2. В народе говорили так:
Когда вода разольётся,
Когда лес зазеленится,
Когда птицы прилетают,
Тогда и весна приходит.
Что ж, ребята, запоём
Весну – красну зазовем.
Пусть скорее к нам приходит
И веселье нам приносит!
Весна: Здравствуйте!
Это я – Весна - красна,
Отворяйте ворота!
Месяц март прошёл –
Белый снег сошёл,
А за ним и апрель
Отворил окна и дверь,
А уж как придёт май –
Солнце в терем приглашай!
А давайте дружно все
Споём песню о весне «Весну звали».
(Шумбратадо!
Те мон – тунда шись,
Панжесть кенкшнень!
Март ковсь ётась –
Акша ловсь солась,
Мельганза и Апрель ковсь
Паньжезень вальмятнень и кенкшнень,
А если сай Май ковсь –
Шись куду сувай!
Тяни ладязь сембе минь
Моратамо мор «Тундать иватьсаськ»)
(«Весну звали» сл. Н. Осошник, муз. В. Осошник)
1. Не звал зиму, холода, не звал, приходила сама,
Кружева свои плела, заметелила, мела.
А мы смотрим из оконышка,
А мы ждём весну и солнышка.
Припев. Весну звали, лета ждали,
Застыла река, под снегом дома.
Весну звали, лета ждали,
На пороге она, уходи от нас, зима.
Зима, зима.
Зима.
2. Пойдём в хороводы, весну позовём мы,
За окном поёт капель,
Здравствуй, солнечный апрель.
А мы ждём весну-кудесницу,
А мы строим в небо лестницу.
Припев. Весну звали, лета ждали,
Застыла река, под снегом дома.
Весну звали, лета ждали,
На пороге она, уходи от нас, зима.
Зима, зима.
Зима.
Весна бьет вербой детей и взрослых.
Ведущий 1. Ой, ой, что это такое?
Вай, вай, те мезе тяфтамсь?
Весна: Да, так праздновали в старину вербное воскресенье. Детей и взрослых били вербой. Верба даёт крепкое здоровье и силу людям в течение года.
(Да, тяфта инголень времать празновазь верьбань шить. Шабатнень и оцуфнень пикссезь верьбаса. Верьбась макссесь оцю здоровье и сила ломаттненди кизонь берьф.)
Игра «Верба – вербочка»
Дети стоят полукругом и вытягивают руки вперёд, а Весна проводит по рукам веточками вербы и приговаривает :
- Как верба растёт, так и ты расти
- Верба — хлест — бьет до слез.
- Верба бела — бьет за дело.
- Не я бью, верба бьет.
Ведущий 2. А теперь Весна, наши дети прочитают стихотворения.
(А тени Тунда, минь шабатне лувихть стихотвореният.)
1. Ветку вербы в вазочку поставлю,
У иконы я зажгу свечу.
Воскресенье Вербное прославлю
И молитовку тихонько прошепчу.
2. В Вербный день, ходила я,
Веточки святила,
Чтоб земля была тепла,
Чтобы жито уродило.
3. Нежным пухом покрытые почки,
Словно тут на ветвях ангелочки
С нами праздника светлого ждут –
В каждом доме уж создан уют!
4. Ветки вербы пройдут освященье,
А потом уже, как украшенье,
Долго в доме их будут хранить,
Чтоб болезнь от семьи отводить.
Ведущий 1. А теперь мои подружки
Ну – ка спойте нам частушки.
(А тени стирнят ялгане
Морасть - ка частушканнтень)
- Мазы мазы минь веленьке,
Хвалендан и аф сизян.
Тяса эряйхть церат, ават.
Да и монга тяса эрян.
- Велесь ащи вирь ширеса,
Кунчкава шуди лейне
Кажнай кизоне ошста
Лама ломанть сашендкшйхть.
-Вирть кунчкаса касыхть пангт
Касыхть лама ягодат
Бабась лихти ведаркаса
Тееньк ярхцамс нормальнят.
-Частушканьконь минь мораськ
Тееньк тяни пара
Тени минь учтамо
Кода цяпатадо.
Ведущий 2. С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет.
(Верьбань шить мархта лама различнай приметат улихть.)
Андрей. Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья.
Софья. Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной»
Артем. На вербный мороз — яровые хлеба хороши будут.
Настя. Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд.
Ведущий 1. А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза – люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.
(Если Верьбнай недляшида меле уставсесь атяма, то ломаттне сявонцть шкайть ваксста освещеннай верьбань тарад и путнезь вальмя лангс. Тяфта синь ванфнезь кудть ёндолть эзда)
(Исполняется песня «Вербочки» сл. А. Блока муз. В. Бобкова)
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
понесли домой.
понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
И пахнет весной.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
не задуй огня
не задуй огня!
В воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня
Для святого дня.
Ведущий 1. Сегодня день особенный такой –
Отмечен и покоем, и весельем.
Всех христиан, в прекрасный день святой,
(Ведущие вместе)
Мы поздравляем с вербным воскресеньем!
Весна. Храни вас Бог!
Свети Вам Бог!
Звездой от вашего порога
На всех извилистых дорогах.
От всех напастей и тревог
Чтоб сохранил и уберёг,
Храни вас Бог! И дай вам Бог!
- Уледа Шумбрат! (Все вместе)
(Песня о родном крае (Л. Дербенёв) Валентина Толкунова. Автор: Крылатов Евгений Павлович)
(поклон и выход из зала).
Список литературы, использованной для написания сценария.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» : №12/95 с. 109, №2/98 с. 126.
2. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Сборник М. Забылина. М., 1980 г.
3. Вербное воскресенье. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. М. ,1997 г.
4. Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол. : О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред., В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред., Г. Ю. Ситнянский. — М. : Большая Российская энциклопедия, 1998 г.
5. Обычаи и традиции русского народа. Панкеев М. – М., 1999.
6. Обрядово-праздничные традиции в жизни мордовского народа: Методический сборник. -Ульяновск: Сибирская книга, 2000. Составители: Будылёва С. П., Чекулаева Н. В.
7. Церковные праздники и обряды. Амелин Ю. Н., Пустовойтов В. Н. – Ростов н/ Д: изд-во "Феникс", 2002 г.
8. Праздники в детском саду. Зарецкая Н. В. – СПб. : Издательский Дом "Литера", 2003 г.
9. Праздник своими руками. От совета до сценария / Е. А. Воронова. - М. : Феникс, 2007 г.
10. Нравственное воспитание в детском саду. Петрова В. И. Стульник Т. Д. - М. ,Мозаика-Синтез, 2008г.
Приложение:
Методические рекомендации к реализации программы:
Данная программа рекомендована воспитателям и музыкальным руководителям детских садов, а также, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками.
Список реквизита:
1. Икона
2. Верба
3. Свеча
4. Самовар
5. Ложки
6. Шкатулки
7. Лапти
8. Кукла Татю
9. Предметы декоративно – прикладного искусства
Фото костюмов:
Приложение. 1