Зиля Миллятова
Сценарий праздничного мероприятия «Коляда» и краткосрочный тематический проект «Рождество»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №3 «Петушок»
городского округа Стрежевой» Томской области
Материалы для Всероссийского конкурса
педагогического мастерства «ФГОС: внеурочная деятельность, дополнительное образование»
Сценарий праздничного мероприятия «Коляда»
краткосрочный тематический проект «Рождество»
(с использованием элементов технологии «Групповой сбор»)
Направление: дошкольное образование
Публикация «Сценарий праздничного мероприятия „Коляда“ и краткосрочный тематический проект „Рождество“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Проекты
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Проекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«ФГОС: внеурочная деятельность, дополнительное образование»
Номинация: «Духовно-нравственное воспитание»
Возрастная категория: дети 4-5 лет
Составили: Голубчикова Татьяна Николаевна, воспитатель
Миллятова Зиля Рависовна, воспитатель
2019г.
Содержание
I. Пояснительная записка к сценарию образовательной ситуации 3
II. Сценарий образовательной ситуации по теме дня «Колядки» в рамках тематического проекта «Рождество» (с использованием элементов технологии «Групповой сбор») для детей средней группы 6
III Подведение итога 14
IV Список литературы 15
V Приложение:
1 Модель трех вопросов
2 Экран совместных дел
3 Комплекс образовательных задач с «паутинкой»
временной период 14.01.2019-18.01.2019
4 Слайдовая презентация «Рождество и колядки»
5 Материалы для работы в центре «Искусства»
5.1 Схема открытки «Рождественский ангел» - аппликация
5.2 Образец открытки «Рождественский колокол» - объёмная аппликация
Пояснительная записка
к сценарию образовательной ситуации
Дети – активные деятели. Через действия они получают знания, набирают опыт, формируют своё отношение к происходящему. Поэтому основной задачей для нас, педагогов, является создать условия для формирования такого опыта, условия, позволяющие ребёнку активно действовать с учётом его собственных интересов. Групповой сбор – это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей. Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав, приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей.
Данный сценарий педагогического мероприятия с детьми построен на основе технологии группового сбора. Образовательная деятельность построена на основе цикла «План – дело - анализ», в процессе которой решается комплекс воспитательно-образовательных задач (Приложение 3).
Данная разработка образовательных ситуаций представлена по теме дня «Колядки». Составлена на основе Рабочей программы педагога МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» по лексической теме недели «Рождество» для средней группы Образовательная деятельность организуется на основе технологии «Групповой сбор».
Активные формы обучения: проблемное и развивающее обучение, обучение в сотрудничестве.
Занятие проводится с группой детей, состоит из нескольких этапов. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи.
1. Групповой сбор. (Проводится в понедельник)
Цель: совместное определение тематики предстоящей образовательной деятельности.
С помощью модели трёх вопросов определяем зону актуального развития детей, чтобы спланировать совместную работу в зоне ближайшего развития детей. (Что дети знают по данной теме, что хотели бы узнать и как узнать (Приложение 1) Далее мы приступаем к разработке экрана совместных дел. (Приложение 2) Спланировать дела помогает обозначенный во 2 графе интерес детей по данной теме.
2. Утро радостных встреч. Его цель создание условий для межличностного и познавательно - делового общения детей и создания мотивации к предстоящей деятельности.
3. Совместная со взрослыми и самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель – организация детской деятельности с учётом интересов детей; решение образовательных задач; развитие навыков сотрудничества.
5. Итоговый сбор. Цель: подведение итогов дня, недели, презентация продуктов деятельности, анализ результатов и определение перспектив.
Характеристика группы детей
В группе 20 детей, из них 10 девочек, 10 мальчиков. Социально-психологический климат группы положительный, благоприятный. В конфликтных ситуациях дети применяют стратегию сотрудничества, компромисса. Умеют применять социально-приемлемые способы взаимодействия, соответствующие морально-этическим нормам. Отвергнутых и изолированных детей в группе нет.
Методики и технологии, применяемые при организации образовательной
деятельности детей в центрах активности
1. Социоигровые технологии: Развитие навыков полноценного межличностного общения в процессе деятельности. Развитие коммуникативных навыков у детей, способствующих активизации самостоятельности и инициативы ребенка, повышение познавательного интереса, формирование детских компетентностей.
2. Игровые проблемные ситуации математического развития детей дошкольного возраста:
Использование системы проблемных и игровых ситуаций в математическом развитии детей с целью мотивации к определённым видам деятельности.
3. Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ: Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим
4. Технология познавательно исследовательской деятельности: развитие познавательной активности детей.
5. Здоровьесберегающие технологии.
Методы и формы контроля: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
Цель дня:
Формирование у детей представлений о русских народных обычаях. Расширение знаний о рождественских гуляниях.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Предварительная работа: Подвести детей к народным традициям, познакомит детей с тем, как на Руси отмечалось Рождество.
Познакомить детей с детской Библией, чтение главы «Христос родился» с показом слайдовой презентации.
Данная разработка - образовательных ситуаций, представлена по теме дня “Коляда” составлена на основе Рабочей программы педагога МДОУ «ЦРР №3 «Петушок» по лексической теме недели “Рождество” для средней группы. Образовательная деятельность организуется по технологии «Групповой сбор».
План – схема работы в центрах активности
I.Утро радостных встреч
Задачи утреннего сбора:
• Расширять, уточнять и систематизировать активный словарь детей по теме
• Создавать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
• Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания.
• Учить внимательно слушать.
• Учить делать выбор и планировать собственную деятельность.
• Развивать навыки культурного общения.
• Развивать умения договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Ход утреннего сбора
Релаксация, организационный момент
Звенит колокольчик, дети садятся на коврик по кругу.
Приветствие.
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
С добрым утром, глазки! (широко открывают глаза)
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! (массируют уши)
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! (потирают руки)
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! (топают ногами)
Вы проснулись?
С добрым утром, солнышко! Мы проснулись? (поднимают руки вверх)
- Ребята, мы очень рады вас видеть.
Работа в уголке природы (обобщение имеющихся знаний детей) :
- Вспомните, какое сейчас время года, сколько зимних месяцев, названия месяцев. Повторяем, что январь – второй месяц зимы, какие праздники отмечаются в январе : новый год, рождество.
Обмен новостями: Дети рассказывают о прошедших праздниках, о том, как провели каникулы и отпраздновали Новый Год и Рождество. Миша рассказал, как он со старшими братьями ходил колядовать.
Новость воспитателя:
- Ребята вы знаете день своего рождения?
- А что происходит в этот день?
- Почему поздравляют именно вас?
- А кто знает, что такое Рождество Христово?
- Когда его празднуют?
Беседа с просмотром слайдовой презентации «Рождество и колядки» (Приложение 4).
1 слайд.
7 января празднуется Рождество – день рождение Иисуса Христа.
Слово «Рождество» обозначает день рождение. Однажды на земле, у девы Марии, жены Иосифа, родился младенец, которому обрадовались многие люди, потому что это был Сын Божий. Родился младенец в Вифлееме, в пещере, молодая мама запеленала его и положила в мягкую солому в кормушку для животных, так как там не было кроватки. Та кормушка называлась «ясли». Это слово для вас знакомо, с тех самых пор так стали называть кроватки для младенцев и ясельные группы в детских садах.
2 слайд
О рождении Спасителя первыми узнали пастухи. В ту ночь они пасли свои стада в поле. Вдруг небо осветилось, к ним сошел Ангел и сказал, что той ночью в Вифлееме, в пещере родился Спаситель. Пастухи пошли в Вифлеем, поклониться новорожденному Младенцу, лежащему в яслях.
3 слайд
Из далёкой страны пришли в Иерусалим поклониться Младенцу волхвы (восточные мудрецы, занимавшиеся изучением звёзд). Из своей книги они знали, что когда-нибудь на земле родится Бог. А чтобы все люди об том узнали, в небе появится новая, самая яркая звезда. Волхвы каждую ночь смотрели на небо в ожидании появления новой звезды.
4 слайд
И вот однажды увидели необыкновенную, самую большую и яркую звезду. Она не стояла на месте, а плыла по небу, как бы приглашая за собой. И волхвы отправились в путь, чтобы увидеть Спасителя.
Придя в Вифлеем, волхвы вошли в пещеру, над которой остановилась звезда, указывающая им пут. Они поклонились Младенцу и преподнесли Ему дары – золото, ладан и смирну (благовонное масло).
5-6 слайды
В воспоминаниях об этих дарах, принято детям на рождество дарить подарки.
По прошествии восьми дней со дня рождения Младенца Ему было дано имя Иисус, что означает «Бог спасает»
Много других хороших обычаев связано с праздником Рождества. Например, обычай украшать елку. На макушке ёлки сверкает восьмиконечная звезда, похожая на ту, что привела волхвов в Вифлеем.
Много других хороших обычаев связано с праздником Рождества. Например, обычай украшать елку. На макушке ёлки сверкает восьмиконечная звезда, похожая на ту, что привела волхвов в Вифлеем.
6-7 слайды
С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский сочельник. Святки длятся 12 дней, с 7 по 19 января. Во время Святок дети и молодежь наряжались, изготавливали большую Вифлеемскую звезду и с этой звездой ходили по домам, распевая рождественские колядки. Это такие песенки, в которых славили новорожденного Бога Христа. Этих ребят называли колядовщиками.
Хозяева одаривали гостей конфетами, орехами, пряниками, пирогами, монетами. Не пускать колядующих считалось очень плохо, потому все старались как можно лучше их встретить.
Физминутка «Ёлочка»
Горит огнями ёлочка,
Под нею тени синие
Колючие иголочки,
Как будто в белом инее
Огни на ёлке яркие
Повсюду зажигаются
Во всех домах,
По всей стране ребята улыбаются Поднимаем руки вверх
Опускаем через стороны вниз
Наклоны вправо, влево
Ходьба на месте, улыбка
8 слайд
Чтение стихотворения
Давайте забудем и горе и грусть,
Сегодня родился младенец Иисус.
Родился он ночью, в холодной пещере,
Его окружали лишь птицы да звери,
Да ангелы, да пастухи и волхвы.
А значит, все люди, а значит, и мы
Стояли тихонько и молча смотрели
На дивное чудо в святом Вифлееме.
- Ребята как вы думаете, в настоящее время сохранился такая традиция? Колядует ли современная молодёжь? (Один из детей рассказывает, как он со старшим братом ходил колядовать. Они спели песенку, а соседи их угостили за то конфетами).
А вы бы хотели нарядиться, как эти люди с картинок и поколядовать? (да, хотим).
Предлагаем вам сегодня поучаствовать в рождественских колядованиях.
II. Открытие центров активности 855
- Сегодня мы решили с вами колядовать. Что нам для этого надо?
Выучить колядки, хороводные песенки. А чтобы не идти к гостям с пустыми руками, изготовим рождественские открытки.
Заниматься мы будем в центрах. Ребята, сегодня у нас открыты 3 центра.
1. Центр искусства (аппликация) (не более 5 человек) В этом центре будете создавать объемные открытки к Рождеству по показу, с Татьяной Николаевной.
2. Центр искусства (аппликация) (не более 5 человек). В этом центре тоже будете делать открытки, только самостоятельно по схеме. Если будут затруднения, попросите, мы вам поможем.
3. Центр книги – (6 детей) сегодня открыт в музыкальном зале. В центре развития речи будете заниматься с Зилей Рависовной. Там вы узнаете, что такое колядки и заучите их.
III. Работа в центрах
- Ребята, напоминаю вам, что сегодня открыто 3 центра, утром каждый из вас выбрал, в каком центре сегодня будет работать. Напоминаю вам:
- кто выбрал Центр развития речи, идут с Зилей Рависовной в музыкальный зал, заучивать колядки;
- кто выбрал открытку с ангелом, будут заниматься в центре искусства аппликацией, работа по схеме;
- кто выбрал объёмную открытку, будут работать в центре искусства с Татьяной Николаевной.
Центр «Искусства»
аппликация:
Материалы: клеёнка, картон, цветная бумага, заготовки силуэтов ангела,
Клей ПВА, кисточки, образцы открыток, схема изготовления открытки, карандаш, бумажные и влажные салфетки.
(Приложение №5)
Задача:
1. Составлять изображение предмета из отдельных частей;
2. Развивать умение работать по заданному алгоритму, опираясь на схему.
3. Закреплять умение работать с клеем чисто и аккуратно.
4. Воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности.
5. Воспитывать интерес и уважение к православным традициям русского народа.
План работы:
1. Рассматривание открыток
2. Выкладывание частей открытки;
3. Приклеивание в определенной последовательности;
Форма работы:
В малой группе.
Центр «Искусства»
Объё мная аппликация:
Материалы: клеёнка, картон, цветная бумага, готовые шаблоны для колокольчика (1 большой круг, 3 маленьких кружочка, листики, веревочки, бусинки, ножницы, клей карандаш, образцы открыток.
(Приложение 6)
Задача:
1. Учить детей сворачивать круг в форме конуса.
2. Закреплять умение работать с клеем чисто и аккуратно
3. Закреплять умение разрезать полоски бумаги по месту сгиба одним, двумя взмахами лезвий ножниц.
4. Воспитывать стремление дополнять изображение, добиваясь выразительности
5. Воспитывать интерес и уважение к православным традициям русского народа.
План работы:
1. Рассматривание открыток
2. Выкладывание частей открытки;
3. Приклеивание в определенной последовательности;
Форма работы:
В малой группе.
Центр книги
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами;
2. Приобщать детей к традициям и обрядам русского народа.
План работы:
1. Знакомство с малыми фольклорными формами (колядки, заклички, хороводные игры)
2. Заучивание колядок, закличек.
Форма работы:
С воспитателем.
V. Итог
За 5 минут до окончания времени занятия звенит колокольчик или ставятся песочные часы. Закончив работу в центрах, дети убирают свои рабочие места, собираются для презентации готовых продуктов.
- Мы хорошо с вами поработали. И во второй половине дня проведём «Колядки». А сей час подведём итог, чем мы с вами сегодня занимались.
(Дети рассказывают, чем занимались в центре: представляют открытки, рассказывают стишки и колядки).
Вторая половина дня.
«Колядование»
Оборудование:
Костюмы для ряжения, маски, русско-народные музыкальные инструменты, мешочки для сбора сладостей.
Задачи:
1. Познакомить детей с русскими народными традициями (святки, обряд колядования)
2. Разучить колядки, заклички, хороводные игры.
3. Создать условие для возникновения положительных эмоций у детей.
4. Воспитывать интерес и уважение к православным традициям русского народа.
I. Введение в игровую ситуацию.
- Ребята мы с вами выучили колядки, заклички, научились играть в хороводные игры. Этого достаточно для проведения колядок? ( ответы детей: дети вспоминают, что колядовщики были в масках и костюмах)
В группу заносим сундук с нарядами и музыкальными инструментами. Дети рассматривают костюмы. Девочки выбрали себе яркие сарафаны, а мальчики надели рубахи, шаровары и шляпы.
Совместно с детьми решили, какие группы детского сада мы посетим. Наше предложение – подарить рождественские открытки работникам детского сада.
II. Выполнение действий.
Отправляемся по саду.
Первый на пути - методический кабинет.
1 ребёнок
Коляда-коляда, отворяй ворота!
Пришли ряженые, все накрашенные.
Будем Вас развлекать,
Настроение поднимать!
2 ребёнок
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки.
3 ребёнок
Дайте нам монетки,
Детям по конфетке,
Не приносим людям зла,
Нам отказывать нельзя.
4 ребёнок
Коляда, коляда!
Ты подай нам пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком.
5 ребёнок
Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Рождество принесла.
6 ребёнок
Нынче Ангел к нам спустился
И пропел «Христос родился!».
Мы пришли Христа прославить,
А Вас с праздником поздравить.
Спели колядки, славили хозяев, подарили рождественские открытки. Колядовщики не ушли с пустыми руками, сотрудники детского сада угостили их сладостями.
Затем пошли по саду, поздравлять детей других групп.
Приглашали в дружный хоровод, на весёлые пляски.
VI. Подведение итога
Итог. Собираемся, обсуждаем, как прошли колядки. Все ли получилось.
(Дети обсуждают, делятся впечатлениями)
Список используемой литературы:
1. Библия для детей. Ветхий и Новый Заветы. Издательство «Белый город» Москва, 2007
2. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / Анциферова А. А., Владимирова Т. А., Гербова В. В. и др. ; Сост. Г. М. Лямина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 1982. – 256с., ил.
3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс».2014 321с.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. – Издательство «Детство-ПРЕСС». Санкт-Петербург, 2003
5. Утро радостных встреч (метод. пособие) / Лидия Свирская. – М. Издательство «Линка – Пресс», 2010. – 240с.