Надежда Дмитриева
Сценарий познавательного досуга в старшей группе «В гости к матрёшке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование знаний в области изобразительного искусства, формировать изобразительные умения и навыки.
Задачи:
Закреплять представления о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках-матрешках (семеновские матрешки, матрешки из Полховского Майдана, загорские матрешки);
Обратить внимание на стилевые особенности и украшение матрешек из разных областей России, на их форму; закреплять умение находить сходство и различие между ними; продолжать знакомить с образцами растительного орнамента.
Темочки:
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2018
Закреплять умение детей создавать свой орнамент, используя декоративные элементы той или иной росписи матрешки.
Развивать стремление детей быть оригинальным в создании цветового образа матрешки;
Побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного; обращать внимание на выразительные свойства контрастных цветов (контраст теплых и холодных цветов, контраст светлых и темных красок).
Закреплять представление о матрешке как символе изобилия и плодородия матушки-земли (одна матрешка, спрятанная в другую, отражает идею рождения);
Закреплять умения детей через цветовые предпочтения выражать свое отношение к идее плодородия и изобилия русской земли (яркие, сочные краски; контрастное цветовое решение, изобилие цветов)
Оборудование. Магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий, ноутбук, мольберт.
Раздаточный материал: шаблоны матрешек, гуашь, палитра, тычки, кисточки, баночки с водой, подставки для кисточек и тычков.
Демонстрационный материал: куклы- матрешки с узорами различных промыслов.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Под русскую народную музыку в музыкальный зал заходят дети.
Воспитатель:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В красивом зале у меня.
Дети:
Здравствуйте!
Воспитатель
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется? (матрешка)
Воспитатель:
Правильно, матрёшка! В гости нас сегодня матрешки приглашают.
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, в путь дорогу все готовы?
Воспитатель:
А вот на чём мы поедем в гости? (ответы детей)
Воспитатель:
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» Т. Суворова дети выполняют
музыкально-ритмические упражнения.
Дети замечают домик, около домика стол с различными матрешками. Вокруг стола расставлены стулья полукругом. Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
Ребята, вот мы и в гостях у матрешек. Посмотрите, какие они замечательные, яркие. А еще я знаю одну сказку, которую сейчас хочу рассказать вам.
«В некотором царстве, в некотором государстве жила-была Марья-Искусница, которая больше всего на свете любила рисовать и путешествовать. Так и на этот раз — решила отправиться Марья-Искусница в далекие края, мир посмотреть да себя показать. Но прежде чем отправиться в далекие страны, решила взять с собой подарок - сувенир, который изготовляют только в России. Долго искала Марья-Искусница такой сувенир и вот, наконец, нашла дивную игрушку. А ну-ка, угадайте, о какой игрушке я говорю».
«Ростом разные игрушки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка».
После того как дети отгадали загадку, показывает ребятам матрешку.
«А большая семья у матрешки? Дружная матрешка, как семьи на Руси. С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия, поэтому не случайно для ее украшения использовали растительные орнаменты и мотивы, сочные и яркие краски.
Матрешка была символом семьи - хранительницей домашнего очага (сколько детей в семье, столько и матрешек, поэтому ее дарили на свадьбу невесте с пожеланием иметь много детей. Как вы думаете, почему Марья-Искусница взяла с собой именно матрёшку в свое путешествие? Ведь матрешка произошла от слова матушка. Матушка - это родительница, родительница от слова родина, а как называется наша родина? (ответы детей) Наша родина - это Россия. Поэтому матрёшка символизирует нашу Родину-Россию».
Матрешки делают по всей России. В разных уголках нашей Родины делают разных матрешек».
Вот, ребята, посмотрите, на столе каких только матрешек нет! Все они одинаковые, но в то же время разные. Отличаются друг от друга узорами, яркими, сочными цветами. Наиболее известные в России три вида матрешек : Семеновская матрешка, Загорская матрёшка и Полхов-Майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек.
Презентация.
Слайд 1. Семеновская матрешка
В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Семеновские матрешки нарядные, на их одежде много желтого, зеленого, красного цветов, матрешки являются символом изобилия и богатства. Эти матрешки украшены ягодами, похожими на рябину, цветами, листьями, на платке узор только по краям.
Игра «Матрёшечка — матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки.
Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :
Ах, матрёшечка, матрёшка
Аленький платочек
Сарафан в цветочек.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили.
На ноги поставили
Танцевать заставили.
Танцуй сколько хочешь,
Выбирай кого захочешь.
Воспитатель:
Слайд 2. Загорская матрешка
Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. При упоминании о «загорской» матрешке перед глазами встает изображение круглолицей девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листочками и точками.
Ребята, какие цвета использовали мастера, расписывая таких матрешек? В росписи матрёшки обычно используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий – с добавлением чёрного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. Платок украшен цветами, точками. Цветы мелкие, скромные. Загорские матрешки – нарядные, модные, они не только украшены узорами, но и бусами. Посмотрите, как украшен платок – весь платок украшен цветами, точками, кружочками. А у семеновской матрешки – только по краю.
Воспитатель
Слайд 3 Полохов-Майданская матрешка
И третья матрёшка из села Полхов – Майдан.
Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново – красного, зеленого и чёрного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. Полхов-майданские матрешки нарядны по-своему, их отличает черная обводка изображений, Платок украшен яркими цветами или горошками. На фартуке - большие цветы, бутоны, листья. Цветы и листья у таких матрешек рисуют кисточками, и обводят черными красками
Ребята, посмотрите, полховская матрёшка заметно отличается от своих загорских и семёновских подружек. Как вы думаете, чем они отличаются друг от друга?
Одна из матрешек :
«А в дороге попали мы под сильный дождь, посмотрите, что стало с остальными подружками (достает силуэты матрешек). Узоры смыла вода. Что же делать? Ведь я же собиралась с ними на ярмарку. Помогите нам украсить матрешек? (ответы детей)
Воспитатель:
А посмотрите, как обрадовались матрешки, что вы согласились им помочь, они даже выстроились в хоровод. Давайте и мы тоже с ними потанцуем, а потом украсим матрешек. Проходите в хоровод».
Динамическая пауза. Танец под русскую народную музыку «Во саду, ли в огороде»
Воспитатель:
«Молодцы, дети! Отдохнули.
А сейчас, ребята,
Закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Сегодня мы с вами сделаем каждый свою матрёшку.
Я приготовила для вас много материала, которым вы будете работать: это тычки, это ватные палочки, это кисточки. Посмотрите – все матрешки красивые, одеты в яркие сарафаны, платки с узорами, нарядные фартуки. Вы придумайте свою матрешку, но она должна быть тоже должна быть красивая, нарядная, праздничная».
Далее воспитатель объясняет: «Сначала надо украсить платочек, затем - фартук. Украшать можно точками, кружочками, листочками. Цветочки можно сделать с помощью тычков или ватных палочек. Ватную палочку нужно держать прямо, за середину. Примакнуть и сразу отпустить. Получается аккуратный кружочек. Если вокруг середины нарисовать тычком несколько кружочков, то получится красивый цветок. Можно нарисовать лепестки кисточкой способом примакивания. Листочки тоже рисуют кисточкой примакиванием».
«Работу надо выполнять аккуратно, используйте яркие, сочные краски.
Возьмите матрешку и садитесь на свое место.
Дети приступают к работе. Воспитатель помогает советом, направляет на последовательность работы. Во время рисования воспитатель помогает советом, индивидуальным показом на отдельном листе.
По окончании работы предложить детям принести матрешки на подставки, предложить полюбоваться итогом своей работы.
«Возьмите их двумя руками и осторожно принесите на подставки. Давайте полюбуемся, какую красоту сделали наши мастера-художники. Нравятся вам матрёшки?
Посмотрите, какие красивые матрешки получились, яркие, нарядные, праздничные. Эта - самая веселая, эта - самая нарядная, эта - задорная, эта похожа на полхов-майданскую матрешку, эта на семеновские и т. п. С такими не стыдно и на ярмарку поехать.
Дети высказывают свои предпочтения, характеризуя выразительные качества матрешек.
«А за то, что вы помогали матрёшкам стать красивыми, нарядными, яркими, они приготовили вам подарки.
Воспитатель:
Понравилось ли вам ребята в гостях у матрешек? А чем же мы с вами занимались сегодня? (Ответы детей.)
Ну а сейчас пришло время расставанья. До свиданья!
Воспитатель
А нам пора возвращаться в свою группу. В паровозик все вставайте и из зала уезжайте. (Под музыку «Поезд» (сборник «Танцуй малыш», Т. Суворова) дети покидают зал.)