Елена Попова
Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Тайны снега и льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через проведение опытов со льдом и снегом.
Задачи:
1. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда;
2. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы;
3. Способствовать развитию наблюдательности, интереса к экспериментальной деятельности, умению выдвигать гипотезы;
4. Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи, побуждать к рассуждению;
5. Воспитывать уважение к чужой точке зрения, чувство товарищества, оказание помощи друг другу.
Публикация «Сценарий опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Тайны снега и льда“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: Ведёрки со снегом, ведёрко со льдом, салфетка, белый лист, полоски бумаги красного и синего цвета, прозрачная пленка (целлофан, ножницы, фонарик, карточки трёх цветов (зелёный, желтый и красный).
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята сегодня я проверяла электронную почту и нашла письмо. Хотите узнать от кого?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда подойдите к ноутбуку и прочитайте письмо.
Дети читают текст письма с воспитателем.
Электронное письмо от Фиксиков
«Привет, дорогие ребята. Это письмо от Фиксиков, Симки и Нолика. Мы хотим попросить вас помочь разобраться нам в одном вопросе.
Мы живём во всех электронных приборах и никогда не видели настоящего снега и льда. Мы поспорили, что снег не белый, а голубой или может быть фиолетовый. А ещё мы не знаем, какого цвета лёд?
Мы поссорились и решили обратиться к вам за помощью, что бы вы нам всё объяснили.»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Фиксикам разобраться в этом вопросе?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда для того, чтобы помочь Симке и Нолику, пройдите в нашу лабораторию для проведения экспериментов.
На столе воспитателя стоят 2 ведёрка, одно со снегом, другое со льдом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что стоит у меня на столе? (ведёрки)
Чтобы узнать, что лежит в ведёрках, вы должны отгадать загадки.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло (лед)
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет (снег)
Воспитатель: Вы правильно отгадали все загадки, а теперь посмотрите на снег и лед. Расскажите мне, какой снег?
Дети: Белый, пушистый, мягкий, холодный.
Воспитатель: Теперь посмотрите на лед, - какой он?
Дети: Гладкий, твердый, холодный, прозрачный.
Воспитатель: Чем похожи снег и лед?
Дети Они в тепле тают, появились из воды и т. д.
Воспитатель: Чем снег и лед отличаются?
Дети: Лед тает дольше, лед прозрачный и т. д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему снег белый, а не розовый или оранжевый?
Дети высказывают предположения
Воспитатель: Из чего состоят снежные сугробы на улице?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: А какие вы видели снежинки? Опишите мне их.
Дети: Маленькие, красивые и т. д.
Воспитатель: На что были похожи снежинки?
Дети: На звездочки, на тоненькие льдинки.
Воспитатель: Если каждая снежинка прозрачная, тогда как же из таких, незаметных ледяных звездочек получается белый цвет у снега? Мы сейчас проведём эксперимент. Только опыт поможет нам найти ответ. Если снежинки похожи на маленькие льдинки, тогда нам понадобится тонкий лед. А мы сможем его использовать в теплой комнате?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не можем?
Дети: Растает.
Воспитатель: Тогда нужно его чем-нибудь заменить похожим на лёд.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие у него на столе.
Воспитатель: Посмотрите на эти предметы, которые лежат на столе и выберите подходящий.
Дети выбирают из трех предметов - салфетку, пленку, белый лист.
Воспитатель: Чем пленка похожа на лед?
Дети: Гладкая, прозрачная.
Воспитатель: Давайте посмотрим на вещи через плёнку. Видно? А теперь положите ее на цветную бумагу. Вам хорошо видно пленку на цветном листе?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она прозрачная.
Воспитатель: А теперь давайте сложим нашу «льдинку» в несколько слоев. Для этого мы разрежем ее ножницами и сложим. Посмотрите, изменилось ли что-нибудь? Попробуйте приложить к цветной бумаге.
Дети: Она стала не совсем прозрачной.
Воспитатель: Но всё же, через нее видно цвет бумаги.
Если снежинки маленькие, надо и нашу «льдинку» нужно разделить на много маленьких снежинок. Как это можно сделать?
Дети: Разрезать на мелкие кусочки.
Воспитатель: Берите ножницы и нарезайте пленку на цветную бумагу. Теперь полученные кусочки соберем вместе (ссыпают в кучку).
Посмотрите, что произошло?
Дети: Появился белый цвет.
Воспитатель берет пинцетом один кусочек пленки.
Воспитатель: Посмотрите на этот маленький кусочек пленки. Он белый?
Дети: Нет.
Воспитатель: А какой он?
Дети: Прозрачный.
Воспитатель: Да, он такой же прозрачный, как и большой лист в начале нашего опыта, а когда мы его кладем вместе с другими в кучку, то он кажется белым. Ребята, как вы думаете, каким образом появился белый цвет у нашего «снега»?
Дети высказывают предположения
Воспитатель: Сейчас я расскажу в чём секрет. Большой лист прозрачной пленки пропускает через себя много лучей света, а отражает мало, а когда маленькие кусочки сложили в беспорядке, в несколько слоев, то они стали плохо пропускать свет, под ними уже не видно цвета бумаги, но зато стали лучше отражать свет в разные стороны.
Днем, когда светло, мы видим снег белым, но снег может отражать любой свет. Если посветить красным фонарем, то снег будет казаться розовым. Хотите, я вам покажу, и вы сами все увидите.
Воспитатель освещает снег в ведёрке разным светом (фонариком).
Воспитатель: Давайте немного отдохнём и устроим физкультминутку. Становитесь в кружок.
«Снежная баба»
Мы бабу снежную лепили,
(Изображают в воздухе
последовательно три круга.)
Чтоб краше не было ее.
(Проводят пальцами по лицу.)
Лопатами весь снег собрали,
(Имитируют движения лопатой.)
Не позабыли ничего.
Сначала ком большой скатали
(Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)
И плотно этот ком прижали.
(Изображают перед собой руками круг, опускают его.)
Второй поменьше был размером.
(Изображают круг меньше.)
На первый он уселся смело.
(Приседают.)
А третьим – голова была
(Показывают на голову.)
И очереди своей ждала.
(Подпирают голову ладонями.)
Лицо украсили морковкой,
(На уровне носа пальцами изображают морковку.)
И угольками вместо глаз.
(Показывают на глаза.)
Прорисовали ротик ловко,
(Трогают рот.)
Смотрели в профиль и анфас.
(Поворачивают голову в сторону, прямо.)
На голову ведро надели,
(Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)
Украсили его пером.
(Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)
Метлу воткнули для порядка
(Делают движение «подметание».)
Трудились дружно всем двором!
(Скрещивают пальцы рук в замок.)
Воспитатель: Давайте продолжим опыты, и узнаем, чем похожи между собой снег и лёд и в чём их различия.
Дети проходят за столы.
Опыт 1. Определение прочности.
Воспитатель: Ребята возьмите горсть снега и высыпайте её на тарелочку. Как можно назвать это свойство снега?
Дети: Сыпучий.
Воспитатель: А лёд? Я случайно уронила кусочек льда. Что с ним случилось?
Дети: Он раскололся, он хрупкий.
Опыт 2. Определение качества снега и льда.
Воспитатель: У вас на столах в стаканчиках лежат кусочки льда и комочки снега. Возьмите лёд в руки и скажите, какой он?
Дети: Холодный, твёрдый, тяжёлый.
Воспитатель: Возьмите в руки снег. Какой он?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Снег и лёд одинаково холодные, но снег лёгкий, мягкий, а лёд тяжёлый, твёрдый.
Опыт 3. Определение цвета. Определение цвета снега и прозрачности льда.
Воспитатель: Дети положите под кусочек льда полоску красного цвета. Какого цвета стал лёд?
Дети: Красного.
Воспитатель: Положите под снег. Что вы видите?
Дети: Ничего
Воспитатель: Теперь положите под лёд синюю полоску. Какого цвета стал лёд?
Дети: Синего.
Делаем вывод. Лёд прозрачный, а снег непрозрачный.
Опыт 4. Тонет, не тонет.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, тонет ли лёд? А снег?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: А мы сейчас проверим. Положите комочек снега в стаканчик с водой, а в другой стаканчик – лёд. Ребята, что вы видите?
Дети: Лёд и снег не тонут.
Воспитатель: Мы выяснили, что лёд и снег не тонут в воде.
Заключительная часть-рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравились наши эксперименты?
Как вы считаете, помогли мы Симке и Нолику? А что они хотели узнать, ребята?
Ответы детей: Какой настоящий цвет снега.
Воспитатель: Так какой же настоящий цвет у снега и льда?
Ответы детей: Снег- белый, лёд- прозрачный.
Воспитатель: Предлагаю после прогулки написать письмо, о наших опытах и отослать его Фиксикам.
А сейчас я хочу узнать, понравилось ли вам сегодня заниматься. Вы подойдёте к столу, там есть карточки разного цвета и выберете одну карточку. Если вам всё понравилось и вам было интересно, то возьмите карточку зелёного цвета. Если понравилось, но не всё было интересно, то возьмите карточку жёлтого цвета. А если не понравилось, то возьмите карточку красного цвета.
Дети берут карточки.
Воспитатель: Внимание! Раз-два-три, руку подними!
Дети показывают выбранные карточки.