Анастасия Пюкшина
Сценарий по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в чудесную лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Группа : Средняя
Цель: развить творческую познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Продолжать закреплять знания детей о свойствах воды.
2. Научить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
3. Побуждать к активной речи детей, обогащать словарный запас.
Средства: столы, накрытые клеенками, баночки пена для бритья, вода.
Кратер, сода, лимонная к-та,пустой стакан, растительное масло,холодная вода,пищевой краситель,шипучие таблетки Витамин С
Публикация «Сценарий по опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие в чудесную лабораторию“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
колпачки «волшебников», шапочки капелек (дети, шапочка тучки (воспитатель).
Предварительная работа: «Зачем нужна вода», чтение х/ л, отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде?», беседы, просмотр документального фильма «Какая бывает вода», просмотр развивающего мультфильма «Путешествие капельки», изучение свойств воды, опытническая деятельность в группе, создание макета аквариума «Чудеса подводного мира», раскраски «Изобрази аквариум с его обитателями и раскрась его», рисование радуги, игры детей с лэпбуком «ВОДА», разучивание подвижной игры «Капельки и тучка».
Ход :
В. предлагаею детям встать в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:
- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Д: Вода.
В: - Давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде. Что такое вода? (ответы детей)
- Вода - это жидкость без вкуса, запаха, цвета.
- Дети, а вы знаете-что вода может быть волшебной. Она может находиться в трех разных состояниях. В жидком, твердом и газообразном состоянии.
- Что вы знаете о воде?
Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.
- Ребята, как вы думаете, зачем и кому нужна вода? (ответы детей)
- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
- Дети, вы любите волшебство? (Ответы детей)
- Вы знаете, сегодня утром я нашла вот такую палочку. Я думаю, что она волшебная. Давайте проверим!
- Сейчас я попробую с ее помощью превратить нас в волшебников, закрывайте глаза. (Воспитатель быстро переодевается в волшебника). Музыка перестает звучать, и дети открывают глаза.
- Откройте глаза, вот теперь мы волшебники (воспитатель раздает детям колпачки, а раз мы волшебники, то должны творить чудеса. А творить мы их будем в «Чудесной лаборатории".
- Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А кто любит экспериментировать? (ответы детей) .
Только для начала запомним правила безопасности:
Без разрешения нельзя:
вставать с места,
• приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения,
• трогать оборудование, приборы и реагенты,
• ничего не брать в рот,
• во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.
Итак, я приглашаю вас сесть на стульчики.
В: Скажите, мне, пожалуйста, а какие природные явления связаны с водой?
Д: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар, ледоход, разлив реки.
Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? (предположения детей)
В: Сегодня мы в волшебной лаборатории сможем, как настоящие волшебники создать несколько природных явлений.
Опыт №1 «Дождик в стакане»
В: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.
Д: Дождик и облако.
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).
В: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.
- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
В: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.
Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен. (Гейзер)
Я сейчас предлагаю вам устроить водяной вулкан, т. е. гейзер! Вы знаете, что такое гейзер? (ответы детей)
Опыт №2
Воспитатель: Гейзер - это фонтан горячей воды и пара, бьющий из-под земли.
- Кратер у меня уже есть, осталось, только его активировать! Приглашаю двух помощников.
Дети насыпают в кратер соду и лимонную кислоту, выливает в кратер воду и гейзер извергает шипучий фонтан.
Что происходит? (ответы детей).
В: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.
В: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну.
Я плююсь огнем и лавой
Я опасный великан
Славен я не доброй славой
Как зовут меня? (Вулкан)
Подойдите, все к столам. (На столе стоит стакан растительное масло, вода, пищевой краситель, шипучая таблетка).
Опыт № 3 Бурлящаяя лава
Воспитатель просит помочь одного из детей (Галя, побыть ассистентом и разлить в стаканы воду, добавить краситель, и добавить масло. После воспитатель предлагает понаблюдать, что же произошло. Мы видим что вода окрасилась в цвет, с которым мы ее смешивали, и опустился на низ стакана и с маслом не смешивается.
После обсуждений делаем вывод, что масло легче воды – поэтому оно не тонет и остается на поверхности. Те вещества, которые тяжелее воды – тонут. Приглашаем еще 2-3 деток и просим их бросить таблетку витамина С, разламываем ее на 4 части и бросаем в бокал. Наблюдаем за красивой и завораживающей реакцией!
Итог занятия :
Почему так происходит?
Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бокал с маслом немного воды, то она опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность. Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим как шарики масла бурлят в жидкости.
Воспитатель просит детей встать в круг, берет волшебную палочку (звучит музыка, дети закрывают глаза, воспитатель снимает костюм волшебника.
Итог мероприятия
В: Дети понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).