Зифа Газиева
Сценарий олимпиады «Природные явления» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий олимпиады для старших дошкольников
«Природные явления».
Цель: воспитывать основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на природу
2. Расширять представления дошкольников о закономерных изменениях явлений неживой природы, формировать интерес к познанию
Публикация «Сценарий олимпиады „Природные явления“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Сценарии олимпийских игр
- Погода и природные явления
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Формировать у детей речь, учить формулировать ответы на поставленные вопросы.
4. Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями.
Материалы и оборудование: презентация «Явления природы», фишки, стеклянная банка, целлофановый пакет, мелкие игрушки, коктейльные трубочки, мыльный раствор, свеча, чайник с кипятком, крышка, картинки (облака с обозначениями «2 слога», «3 слога», «4 слога»; капельки с изображениями предметов, названия которых надо разделить на слоги); медали для награждения, подарки.
Ход мероприятия.
Воспитатель: здравствуйте, ребята! сегодня мы поговорим о такой науке, как физика. Что такое физика? Физика – это наука о природе, о природных явлениях. А какие природные явления вы знаете, мы сейчас проверим.
Используются слайды презентации «Явления природы».
Загадка 1.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем (воздух)
А что такое воздух (ответы детей).
Воспитатель: воздух – это газообразное вещество, которое находится вокруг нас.
Загадка 2.
Из дождевой дымки
Вылетает невидимка,
Деревья качает,
Зонт вырывает. (ветер)
Что такое ветер? (ответы детей)
Воспитатель: ветер – это движение воздуха. Скажите, мы можем увидеть воздух? А потрогать его? (ответы детей)
Воспитатель: воздух есть везде.
Опыты с воздухом
Задачи: обнаружить воздух и доказать, что воздух занимает место.
Опыт 1. «Воздух – невидимка».
Воспитатель. Возьмем пустую стеклянную банку. Что в банке? Ничего!. Тогда возьмем целлофановый мешок, заполним его мелкими игрушками. Что там? Правильно, игрушки. Затем мешок освободим от игрушек, и опять мешок стал пустым. Но давайте попробуем скрутить мешок, зажав отверстие. Мешок надуется, следовательно, в нем что-то есть. Это и есть воздух. Он в мешке находился всегда. Хотя он и невидим, но обнаружить его можно повсюду.
Опыт 2. «Надувание мыльных пузырей»
Воспитатель. Давайте разведем мыльный раствор и надуем разные по размеру пузыри. Посмотрим, у кого же получится самый большой пузырь.
Дети надувают пузыри.
Воспитатель. Почему надувается и лопается мыльный пузырь? (ответы детей).
Воспитатель. Оказывается, в каплю воды попадает воздух, и чем его больше, тем больше пузырь. Лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку. А что бы получился большой пузырь, надувать надо осторожно, долго к нему не прикасаться.
Скажите, ребята, нам нужен воздух? Для чего? (ответы детей)
Воспитатель. Попробуйте не дышать. Сколько вы сможете обойтись без воздуха? Воздух нужен даже, что бы разжечь костер: если воздуха не будет, то и огонь не разгорится. Как вы думаете, что произойдет, если накрыть зажженную свечу банкой? (ответы детей)
Опыт 3. «Свечка в банке».
Задачи: выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше, что для горения нужен кислород; познакомиться со способами тушения огня.
Воспитатель. Предлагаю выяснить, как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Проведем опыт. Зажигаем свечу, накрываем ее банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет.
Можно сделать вывод о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому, когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет.
Воспитатель.
Загадка 3.
По небу летит
Из капель состоит.
Капель много соберется,
И тогда дождем прольется. (Облако)
Что такое облако? (ответы детей)
Воспитатель. Облака – это капельки воды, поднятые в небо нагретым воздухом. Вверху холоднее, чем у поверхности земли, воздух остывает, и пар конденсируется. Облака, пронизанные солнечными лучами, кажутся белыми, но часто облачное небо выглядит пасмурным и серым. Значит облака столь плотны, многослойны, что преграждают путь солнечным лучам.
Загадка 4.
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет (дождь)
Что такое дождь? (ответы детей)
Воспитатель: дождь – это осадки, которые выпадают из облаков (облака представляют собой скопление водяного пара, выпадают они в виде капелек жидкости. А почему идет дождь? Вода в природе все время испаряется (высыхают лужи и мокрое белье, над рекой в жаркий день поднимается чуть заметный пар). Давайте проведем еще один опыт.
Опыт с водой.
Воспитатель. Чайник с кипящей водой накрываем холодной крышкой. Через некоторое время поднимаем крышку, а с нее капает вода. Почему так происходит? (ответы детей)
Воспитатель. Происходит это потому что пар конденсируется в воду, то есть переходит из газообразного состояния в жидкое. А теперь предлагаю поиграть.
Игра «Слоговые облака»
Детям предлагается разделить на слоги слова, обозначающие название предметов, изображенных на «капельках» и повесить «капельки» на «облака» с указанным количеством слогов».
Загадка 5.
На солнце искрами сверкает,
От ветра в воздухе кружится,
А от тепла весной растает,
Ручьями к речке устремится. (снег)
Снег – это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образуя шестиконечные снежинки. Снежинки – это пар, который замерз в облаках.
Загадка 6.
Вместо беленьких снежинок,
Вместо капелек – дождинок
С неба камешки летят,
По земле они стучат. (град)
Град – это разновидность осадков, выпадающих в виде шарообразных либо неправильной формы частиц льда.
Пришла пора немного отдохнуть.
Физкультминутка «Снеговик»
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком- (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой (разводят руки в стороны, показывая, какой большой ком).
А потом поменьше ком – (растирают ладонями грудь).
Вот такой! (показывают величину кома поменьше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щеки)
Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком).
Вот и вышел снеговик. (ставят руки на бока, выполняют повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагают на всей стопе, подняв нос кверху).
Нос-морковку задирает (делают активный вдох через нос и продолжительный выдох ртом)
И снежинки раздувает.
Воспитатель. Отдохнули? Продолжаем
Загадка 7.
Белый, серый он бывает,
Все от нас собой скрывает,
Есть он легкий и густой,
Словно облако, большой. (туман)
Туман – это атмосферное явление, скопление воды в воздухе, образованное мельчайшими частичками водяного пара. Хорошо ли мы видим в тумане? (ответы детей)
Загадка 8
Это редкое явление
Всех приводит в изумление.
Над землей небесный мост
После дождика подрос.
Волшебство семи цветов,
Разноцветных семь подков (радуга).
Радуга – атмосферное явление, наблюдаемое обычно после дождя. Имеет вид дуги, составленной из цветов спектра – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Радуга возникает из-за преломления (изменения угла) солнечного света в капельках воды, находящихся в воздухе.
Загадка 9.
Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала.
Нам казалось, шла с бедой.
Оказалось – шла с водой. (гроза)
Гроза – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождем, градом и шквальным усилением ветра.
Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющейся яркой вспышкой света и сопровождающим ее громом.
Загадка 10.
Кто зимой метет и злится
Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это снежная (метель)
Метель (вьюга) – это перенос ветром снега над землей. Различают верховую метель (метель из падающего снега, низовую метель (метель из выпавшего снега) и общую метель - сочетание верховой и низовой метелей.
Подведение итогов, награждение победителей.
Литература.
1. Мудрова Е. В. ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2011
2. Сикорук Л. Л Физика для малышей. – М. : Педагогика, 1983