Анна Евдокимова
Сценарий образовательной ситуации «Поможем Маше и Медведю спасти их пруд»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Поможем Маше и Медведю спасти их пруд».
Тип образовательной ситуации : открытие нового знания.
Автор разработки:
Евдокимова Анна Михайловна,
Воспитатель подготовительной группы
№10 «Винни Пух» .
г. Ярославль, ноябрь 2017год.
Цель: знакомство с разными способами очистки воды.
Детская цель: помочь Маше и Медведю очистить пруд в их лесу.
Задачи.
Обучающие:
-Уточнить и конкретизировать знания детей о способах очистки воды.
-Обучить новым способам очистки воды.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Поможем Маше и Медведю спасти их пруд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
-Учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
-Расширить знания о воде.
Развивающие:
Развивать мыслительные операции и психические процессы:
- анализ
- сравнение
- обобщение
- внимание
Воспитательные:
Воспитывать у детей бережного отношения к природе.
Развивать коммуникативные умения (при совместной работе.).
Развивать любознательность, активность детей,
эмоциональность, отзывчивость, способность управлять своим поведением
Оборудование:
Демонстрационный материал:
- Письмо для ребят от героев мультфильма
- Опорные картинки:
- карточки с изображением животного и растительного мира разных природных зон.
- карточки с изображением мусора разных сортов (пищевые отходы, отходы из пластика, отходы из бумаги и картона, отходы из металла).
- свойства воды
- схема «правила поведения в лаборатории»
- схемы для проведения опытов
Оформление Лаборатории:
- надпись «Лаборатория»;
- столы, мольберт.
- оборудование: стаканчики, тарелки, воронки для фильтрации, вата, марля, уголь;
- вещество в ё мкостях: грязная вода
- салфетки.
-белые халаты, шапочки.
Оформление пруда :
Бассейн, замаскированный под пруд, камыши, игрушки: лягушки, рыбки, утки.
Предварительная работа с детьми:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Беседы «Для чего необходимо очищать воду», «Кому вода необходима для жизни?».
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода", иллюстраций с изображением рек, озёр, морей, прудов, океанов.
3. Чтение рассказов, сказок о воде.
4. Загадывание загадок о воде.
5. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки".
6. Чтение художественной литературы. Экологические сказки.
7. Наблюдение за водой в детском саду, дома.
8. Опыты и эксперименты по изучению свойств воды.
8. Консультация для родителей «Поговорим о воде».
Структура:
I. Введение в игровую ситуацию.
Письмо от героев мультфильма «Маша и медведь».
Постановка детской цели – помочь Маше и Медведю очистить пруд в их лесу.
Постановка взрослой цели – знакомство с разными способами очистки воды.
II. Актуализация знаний.
1. Беседа о пруде.
2. Д/и «Найди животный и растительный мир пруда».
III. Затруднение в игре.
Как можно помочь Маше и Медведю очистить пруд?
IV. Открытие нового знания. Фильтрация воды.
- Д/и «Сортировка мусора»
- Физкультминутка «Насос»
- Проведение трех экспериментов:
Фильтрация воды с помощью ваты.
Фильтрация воды с помощью марли.
Фильтрация воды с помощью активированного угля.
V. Введение нового знания в систему знаний.
1. Д/и «Кому и чему в группе нужна чистая вода»
2. Проблемная ситуация «Что нам поможет профильтровать воду в лесу?»
VI. Рефлексия.
Где были? Что делали? Чему научились? Какие способы фильтрации узнали? Кого научите фильтровать воду?
Ход непосредственной образовательной деятельности.
I. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними.
Дети здороваются с гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо. Кто поможет мне прочитать на письме, для кого оно и кто его написал.
Ребенок читает адресаты.
Воспитатель: Мне очень интересно, что же написали нам в письме эти герои. А вы хотите узнать?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель открывает конверт и достает письмо, читает его.
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам главные герои мультфильма «Маша и Медведь». Мы обращаемся к вам потому, что знаем, что вы наши друзья. В нашем лесу есть пруд. Воду из этого пруда мы используем везде : в жаркую погоду купаемся, берем воду для мытья рук, посуды и даже стирки белья. Еще мы очень любим отдыхать на природе, и ловить в пруду рыбу. Но сейчас наш пруд в опасности, он погибает, цветы и растения около него вянут, рыбки болеют, птицы улетают. Мы не понимаем, что случилось и не знаем, что нам теперь делать и как спасти наш любимый пруд. Маша и Медведь».
Воспитатель: Ребята, что же случилось у героев мультфильма?
Дети: У Маши и медведя беда. Их пруд в опасности. Растения завяли, птицы улетели, рыбки заболели.
Воспитатель: Ребята, что же нам теперь делать?
Дети: Надо помочь Маше и Медведю.
Воспитатель: Мне, кажется, я одна не справлюсь. Кто мне поможет?
Дети: Мы вам будим помогать.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Маше и медведю?
Дети: Да, хотим очень помочь.
Воспитатель: А вы, сможете помочь?
Дети: Да, сможем.
Воспитатель: Ребята, а почему вы решили, что у вас все получится? Что вы справитесь?
Дети: Мы уже большие, умные, мы много знаем о природе. Мы дружные и нас много. Мы не боимся трудностей.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что вы хотите помочь героям мультфильма.
II. Актуализация знаний.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое пруд?
Дети: Пруд - это водоем, созданный руками человека.
Воспитатель: Где может находиться пруд?
Дети: В лесу, в поле, в парке.
Воспитатель: Какую пользу приносит пруд?
Дети: Около него можно отдыхать, ловить рыбу, использовать воду для стирки белья, в нем можно купаться. Пруд - это дом для растений, рыб и других обитателей водоема.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У меня были картинки обитателей пруда, но они случайно перепутались с обитателями других природных зон. Вы поможете мне отобрать из всех картинок только обитателей пруда?
Дети: Да, поможем.
Дидактическая игра «Найди животный и растительный мир пруда».
Воспитатель: Ребята, как связаны жители пруда между собой?
Дети: Растения являются пищей и домом для животных, рыб. Одни животные питаются другими животными. Пруд служит домом и пищей для всех его обитателей.
Воспитатель: Все животные и растения в водоеме связаны между собой. Как вы думаете, что случится, если нарушить эту связь. Например, представьте, что исчезнут из пруда все растения. Что тогда будет? А если вся рыба пропадет из водоема?
Дети: Животным и рыбам нечем будет питаться. Если исчезнут рыбы, тогда пруд некому будет чистить, разряжать.
Воспитатель: Ребята, а человек связан с прудом? Как он может влиять на него?
Дети: Да, связан. Он ухаживает за ним. Но может и навредить. Засорить его.
Воспитатель: Молодцы - мальчики, умницы - девочки. Вы хорошо справились с моими заданиями, ответили на все мои вопросы. Теперь я уверенна, что вы готовы помочь Маше и Медведю. Но чтобы это сделать, нам нужно отправиться на пруд, познакомиться с ним поближе и посмотреть все своими глазами. Ребята, вы готовы, отправиться на пруд?
Дети: Да.
Воспитатель: Физкультминутка «Идем на прогулку к пруду» (Массажные дорожки).
«По дорожке мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
Мы идем, идем, идем.
Скоро мы к пруду придем.
По тропинке мы шагаем,
За природой наблюдаем».
III. Затруднение.
Воспитатель: Ребята, вот мы и оказались на пруду. Вы только прислушайтесь, сколько интересных звуков здесь можно услышать.
Дети слушают аудиозапись со звуками обитателей пруда.
Ребята, что вы смогли услышать?
Дети: Кваканье лягушки, плеск воды, плескание рыб, кряканье уток, писк комара.
Воспитатель: Как же интересно на пруду. Ребята, а вам не кажется, что здесь что-то не так?
Дети: Здесь очень грязно, везде разбросан мусор, бумажки, банки. Воспитатель: Разве так должно быть на пруду? Дети: Конечно, нет. Воспитатель: Как вы думаете, кто мог оставить здесь такой беспорядок? Дети: Люди, дети.
Воспитатель: Вот видите, и от человека зависит жизнь обитателей пруда.
Воспитатель: Что же теперь нам делать?
Дети: Нужно собрать этот мусор. Навести тут порядок. Воспитатель: Давайте так и сделаем. Но собирать мусор мы будем, играя в игру «Сортировка». У меня есть 4 ведра для мусора, на каждом из которых указано, какой мусор должен в нем лежать. «Металл», «Пластик», «Бумага», «Пищевые отходы». Вы собираете мусор и кладете его в нужное ведро, а потом мы вместе проверим правильность. Вам все понятно? Тогда приступайте.
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы навели здесь порядок. А вы не забыли, для чего мы сюда пришли?
Дети: Мы пришли, что бы помочь Маше и Медведю, узнать, почему их пруд в опасности.
Воспитатель: У вас это получилось?
Дети: Да, мы собрали мусор.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если тут было так много грязи и мусора, какой стала вода в этом пруду?
Дети: Вода стала вредная, грязная, с микробами, с вредными веществами.
Воспитатель: Давайте посмотрим на воду в пруду. Какая она?
Дети: Грязная.
Воспитатель: Могут ли рыбы, птицы, растения жить в такой воде?
Дети: Нет. Они могут заболеть и погибнуть. Им трудно дышать. Воспитатель: Я согласна с вами. Получается, мы не помогли героям. Пруд остался грязным и до сих пор в опасности. Подумайте, что еще вы можете сделать для того, чтобы вода в пруду стала чистой.
Дети: Почистить воду. Ее нужно профильтровать.
IV. Открытие нового знания.
Воспитатель: Правильно, ребята одним из способов очистки воды является фильтрование.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое фильтр?
Дети: Фильтр – это прибор для очистки воды.
Воспитатель: Какие фильтры Вы знаете?
Дети: «Арго», «Барьер», фильтры из салфеток, ватных дисков, марли.
Воспитатель: Ребята, а где можно профильтровать воду?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: А вы бы хотели сами очистить грязную воду из пруда?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам накачать насосом в ведро воды из пруда и отправиться в одну знакомую мне лабораторию.
Физкультминутка «Насос».
Будем выполнять движения в соответствии со словами.
-Мы теперь насос включаем. (Руки скользят попеременно вдоль туловища.)
Воду из пруда качаем. (Движение «барабан»)
Влево раз, вправо два – (Наклоны туловища влево, вправо)
Потекла ручьём вода. (Дети сцепляют руки и двигают их в виде – «ручейка»)
Раз, два, три, четыре, пять
будем воду очищать. (Руки расцепили, остановились.)
- Молодцы, вы хорошо накачали воду, берем ведро и отправляемся в лабораторию.
Воспитатель: Вот мы и пришли в нашу лабораторию. Наденьте фартуки и шапочки, как настоящие лаборанты.
Дети надевают фартуки и шапочки.
Воспитатель: Ребята, что нужно обязательно помнить тем, кто работает в лаборатории?
Дети: Правила поведения в лаборатории, с веществами и приборами.
Воспитатель: Конечно, давайте их проговорим.
На мольберте по наглядной картинке дети проговаривают правила поведения в лаборатории. Затем занимают места за столами.
Воспитатель: Сегодня в лаборатории мы попробуем очищать грязную воду из пруда с помощью разных фильтров, а именно марли, ваты и фильтра с активированным углем. Мы проведем опыты с каждым их представленных фильтров и узнаем, какой из них лучше очищает воду. Но для начала вспомним схему сбора фильтра. Что нам для этого понадобится? Давайте обратимся к карточкам, которые помогут нам выполнить действия по порядку.
Дети: Воронка, пустой стакан, фильтр (Марля, вата, активированный уголь).
На столе у детей представлены разные фильтры: вата, марля, фильтр с активированным углем.
Воспитатель: Как Вы думаете, какой собранный фильтр очистит воду лучше всего? Давайте попробуем.
Опыт №1.
Воспитатель: Соберите фильтр по схеме №1. Положите в воронку марлю, потихоньку переливайте через нее грязную воду в пустой стакан.
Что получилось? Что вы видите? Что осталось на марле?
Дети: Марля задержала крупный мусор, вода в стакане стала чище, но в ней еще много мусора.
Опыт №2.
Воспитатель: А теперь выньте марлю из воронки и положите ее на тарелку. Возьмите чистый стакан и соберите фильтр по схеме №2. Положите в воронку вату, потихоньку переливайте через нее грязную воду в пустой стакан.
Что получилось? Что вы видите? Что осталось на марле?
Дети: Вата задержала мелкий мусор, вода в стакане стала чище.
Опыт №3.
Воспитатель: А теперь выньте вату из воронки и положите ее на тарелку. Возьмите чистый стакан и соберите фильтр по схеме №3. Положите в воронку фильтр с активированным углем, потихоньку переливайте через него грязную воду в пустой стакан.
Что получилось? Что вы видите? Что осталось на марле?
Дети: Фильтр задержала весь мусор, вода в стакане стала чистой.
Воспитатель: А теперь давайте, сравним полученные результаты. Как вы думаете, какой образец воды получился самым чистым?
Дети: Самой чистой оказалась вода, пропущенная через фильтр с активированным углем.
Воспитатель: Молодцы, вы очистили воду, используя разные фильтры. Вода стала чище, чем была. Можно ли пить такую воду?
Дети: Нет. Ее нужно прокипятить! Воспитатель: Ребята, мы с вами научились очищать лишь малую часть воды одного водоема. С помощью чего можно очистить всю воду пруда, всех водоемов Земли?
Дети: С помощью больших фильтров, очистительных сооружений.
Воспитатель: Ребята, с каким веществом мы сегодня будем работать?
Дети: С водой.
Воспитатель: Какие свойства воды вы знаете?
Дети: Вода без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая, течет, при повышении температуры вода кипит, при понижении температуры вода твердеет, замерзает.
Воспитатель: А вы не забыли, зачем мы очищали воду?
Дети: Для рыбок и других обитателей в пруду.
Воспитатель: Вы помогли им? Как вы это сделали?
Дети: Мы собрали мусор на пруду и научились профильтровать грязную воду через фильтры.
Воспитатель: Ребята, нам обязательно нужно рассказать Маше и Медведю о том, как очистить воду в их пруду. Как мы это сделаем?
Дети: Напишем им письмо и отправим.
Воспитатель: Я с вами согласна, а еще я предлагаю отправить им наши схемы как собрать разные фильтры. Они им обязательно пригодятся.
Дети складывают их в конверт.
V. Введение знаний в систему знаний.
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы оказались в лесу, далеко от дома, вам хочется пить, а питьевой воды нет? Ваши действия.
Дети: профильтровать грязную воду, используя тот материал, который оказался под рукой.
Воспитатель: А можно ли такую воду пить?
Дети: Для питья, такую воду надо обязательно прокипятить.
Воспитатель: Вы молодцы.
Дополнительная игра «Кому нужна чистая вода?»
Ребята, вы должны прикрепить капельки воды там, где необходима чистая вода.
Дети: Я прикрепил капельку воды к цветам, потому что цветы поливают чистой водой, я прикрепил капельку воды к умывальнику, потому что надо умываться чистой водой, я прикрепил капельку воды к чайнику, потому что надо пить чистую воду и т. д.
VI. Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Снимайте фартуки и шапочки. Возвращаемся по тропинкам в детский сад. Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, где вы сегодня были? Дети: На пруду. Воспитатель: Зачем вы ходили на пруд? Дети: Чтобы помочь Маше и Медведю. Воспитатель: Что вы там делали? Дети: Собирали мусор и сортировали его по контейнерам. Воспитатель: Где вы еще сегодня были?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Зачем вы ходили в лабораторию? Дети: В лаборатории мы учились очищать грязную воду. Воспитатель: У вас получилось очистить воду? Дети: Да.
Воспитатель: С помощью чего вы смогли очистить воду? Дети: С помощью разных фильтров : марли, ваты, угля. Воспитатель: Кого вы можете научить очищать воду?
Дети: Машу и Медведя, маму и папу, друзей. Воспитатель: Ребята, у вас сегодня все получилось? Что не получилось? Что понравилось? Что не понравилось? Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы настоящие помощники. У вас все получилось потому, вы работали слаженно, дружно, помогали друг другу. Вы - настоящая команда! Я горжусь вами! А теперь скажите нашим гостям «До свидания!». Дети: «До свидания!».
Литература:
1. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста /Авт. -сост. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2010.
2. Сохрани мир в капле чистой воды. Рациональное водопользование в быту: сборник методических материалов для дошкольных образовательных учреждений. /Сост. : Горбина Е. В. ; под ред. В. И. Неелова, М. В. Черноглазовой. Ярославль, 2004.
3. Приключения капельки. Программа управления спросом на воду. Ярославль, 2005.
4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование /Марудова Е. В. СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
5. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. /Идом Х, Вудворд К. – М., 1999.