Татьяна Скрягина
Сценарий образовательной ситуации «Украсим Сани Деда Мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие».
Возрастная группа: старшая группа (5 – 6 лет).
Тема: «Украсим Сани Деда Мороза».
Образовательная цель : развитие художественных способностей и творческой активности детей в процессе изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные :
1. Формировать у детей умение узнавать элементы Великоустюгской росписи, их цветовое решение.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Украсим Сани Деда Мороза“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогоднее оформление. Украшаем группу к Новому Году
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
2. Познакомить детей с новым элементом Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан, учить его рисовать.
Развивающие:
1. Развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения.
2. Способствовать развитию связной речи, умению строить простейшие выводы.
3. Развивать эмоциональный интеллект, умение работать в команде, в паре.
4. Содействовать развитию интереса к изобразительной деятельности, художественного вкуса, цветовосприятия, творчества.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы.
2. Содействовать воспитанию у детей гордости, любви к народному декоративно-прикладному искусству родного края.
Предварительная работа: дидактическая игра «Цветовая палитра»; НОД по изобразительной деятельности «Великоустюгские узоры»; беседа «Какая она Великоустюгская роспись?»; рассматривание изделий, украшенных Великоустюгской росписью.
Дидактические материалы: карточки с заданием (соедини цифры по порядку); простые карандаши (по количеству детей); 3 силуэта одинаковых саней; силуэты: тройка лошадей, ослов, оленей; цветные резинки и стойки для деления на подгруппы; заламинированные листы с заданием «Цветовая палитра» и «Элементы росписи»; макет саней.
Оборудование: 2 ноутбука; магнитная доска; наушники; презентация - электронный журнал «Великоустюгская роспись»; «Палитра успеха» (для рефлексии); адвент – календарь «Пчелиный улей»; гуашь (красный, черный, желтый, синий, зеленый); стаканчики для воды; кисточки по количеству детей.
Краткая аннотация к работе: данная непосредственно-образовательная
деятельность по программе «Мир открытий» Петерсон Л. Г. направлена на
ознакомление детей с новым элементом Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан.
В образовательной ситуации используется ИКТ, что усиливает эмоциональное восприятие темы по Великоустюгской росписи.
На протяжении всего занятия дети работают в команде на общий результат: украсить сани Деда Мороза.
Ход образовательной ситуации:
Организационный момент
Дидактическая задача: создать условия для снятия телесных зажимов.
- Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам. Давайте друг другу и нашим гостям подарим улыбки. И пусть у всех будет хорошее настроение.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
1. Введение в игровую ситуацию
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, а что такое праздник?
- А кто для Вас устраивает праздники?
- Какой праздник у Вас самый любимый?
- Ребята, какой недавно праздник праздновал наш любимый Дедушка Мороз? (День Рождения)
- Да, ребята, в его день рождения земля уже покрывается белым снегом, замерзают реки, на окнах появляются морозные узоры.
- Ребята, давайте приблизим еще один день к зиме, выполнив задание адвент - календаря.
Зачитываю задание: «Соедините цифры по порядку, тогда вы узнаете 1 из средств передвижения Деда Мороза».
- Хотите выполнить задание?
- Какое средство передвижения у вас получилось?
- Давайте подумаем, пофантазируем, как должны выглядеть современные сани Дедушки Мороза.
- Чтобы сани смогли привлечь взгляд прохожих, какими они должны быть?
- Так как Дед Мороз возит на них много подарков, значит, какими они должны быть?
- А чтобы много подарков вмещалось?
- У Дедушки Мороза все виды транспорта под рукой, но по старой традиции он предпочитает передвигаться на тройке великолепных белых лошадей, запряженных в сани.
- Ребята, а вот и сами сани!
- А что можно придумать, создать, чтобы мы с вами и другие жители нашего города смогли узнать сани нашего Дедушки Мороза?
- Ребята, а вы занимались украшением саней?
- А вы хотите украсить сани Деда Мороза? Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о Великоустюгской росписи (знание истории происхождения росписи; узнавание элементов росписи, их цветового решения)
- А как вы думаете, какой росписью мы можем их украсить, чтоб все могли узнать, что эти сани из Великого Устюга?
- Вы уже знакомы с этой росписью. А как сделать, чтобы наши знания не забылись, не потерялись?
- А вы хотите создать электронный журнал «Великоустюгская роспись» и разместить в нем всю информацию о Великоустюгской росписи?
- Для этого я вам предлагаю пройти в компьютерный зал, а за каким столом будете работать, вам подскажут резинки на руках. А (имя ребенка) предлагаю занять отдельный компьютерный стол. Проходите.
Дети делятся на подгруппы по цвету резинок на руках, дифференциация по уровню сложности.
- Сейчас (имя ребенка) послушает внимательно в наушниках аудиозапись. И расскажет другим, как появилась Великоустюгская роспись.
- А пока я (имя ребенка) включаю оборудование, вы выберите капитана в своей группе, который ваши знания будет фиксировать на планшете.
Задание группе «Цветовая палитра». Кто у вас капитан, который будет фиксировать знания на планшете? Вам нужно выбрать цвета, которые используются при рисовании элементов Великоустюгской росписи.
Задание группе «Элементы росписи». Кто у вас капитан, который будет фиксировать знания на планшете? Вы должны выбрать и назвать элементы только Великоустюгской росписи.
- Внимание! Я жду вас на общее совещание! Проходите. Теперь давайте заполним наш электронный журнал!
- Ну а сейчас нам (имя ребенка) напомнит, как появилась Великоустюгская роспись.
- Молодец, Соня, твой пересказ получился полным и интересным.
- Ребята, много лет прошло с той поры, а Великоустюгская роспись до сих пор знаменита.
- Группа «Цветовая палитра», напомните, пожалуйста, нам, какие цвета используются в Великоустюгской росписи?
- Молодцы! Справились с заданием.
- Вот и ваш ответ занесу в электронный журнал.
- Группа «Элементы росписи», вы вспомнили элементы Великоустюгской росписи? Капитан, расскажите нам!
- Вот и ваш ответ занесу в электронный журнал.
3. Затруднение в игровой ситуации
Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.
- А вот этот элемент цветок – тюльпан можно отнести к Великоустюгской росписи?
Показываю изображение элемента цветка-тюльпана.
- Почему вы так решили?
- Хотите нарисовать такой цветок – тюльпан, который тоже можно использовать при украшении саней Деда Мороза?
- А вы знаете последовательность рисования цветка-тюльпана?
- Смогли вы назвать последовательность рисования цветка-тюльпана?
- Почему не смогли?
- Значит, что нам надо узнать?
- Мы не знаем, но как можем узнать?
4. Открытие нового знания (умения, способа действия)
Дидактические задачи:
• формировать представление детей о новом элементе Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан, учить его рисовать;
• формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, опыт эмоционального переживания радости открытия.
Показ рисования элемента – цветок – тюльпан с объяснением.
- Посмотрите, он состоит из лепестков разного цвета: красных, желтых, зеленых и черной оживки.
- Сначала рисую центральный лепесток цветка широкой кистью, делаю мазок. Обычно он рисуется желтой краской. Затем рисую боковые лепестки цветка. Они выполняются попеременно справа и слева от центрального лепестка краской тоже желтого цвета. При этом между листьями следует оставлять немного места для размещения лепестков других цветов – зеленого и красного. Вот я и рисую в промежутках между желтыми лепестками, лепестки красного и зеленого цвета. Они располагаются попеременно с каждой стороны, не обязательно симметрично. Справа я захотела нарисовать красный лепесток, а слева зеленый, и наоборот – справа зеленый, а слева красный.
- Когда цветок нарисован, его нужно «оживить». Какой краской Великоустюгские мастера делают оживку?
- Ее нам поможет сделать самая маленькая кисть. Она настолько тонкая, что линия получается еле заметная, как у настоящих мастеров.
- А вот еще варианты цветов, где лепестки расположены по – другому.
Выставляю другие образцы, которые отличаются цветом лепестков.
- Вы хотите нарисовать свой цветок - тюльпан?
- Но сначала давайте немножко отдохнем!
Физкультминутка «Чудные цветки».
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка
Дидактические задачи:
• Закрепить знания о новом элементе Великоустюгской росписи – цветок – тюльпан, умение его рисовать;
• Содействовать развитию интереса к изобразительной деятельности, художественного вкуса, цветовосприятия, творчества.
- А сейчас я вас приглашаю в художественную мастерскую, чтобы придумать свой Великоустюгский узор для украшения саней.
- Вспомните последовательность рисования лепестков цветка – тюльпана. Подумайте, как будете чередовать краски при рисовании лепестков. Не забудьте сделать оживку.
Продуктивная деятельность (дети рисуют цветок – тюльпан, а затем украшают сани)
6. Осмысление
Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.
- Ребята, что мы сегодня делали?
- Вам удалось украсить сани Деда Мороза?
- Почему удалось? Что мы узнали?
- Если бы мне не узнали последовательность рисования цветка-тюльпана, то не смогли бы украсить сани этим элементом.
- Ребята, а теперь я предлагаю оценить свое творчество на «Палитре успеха». Кто считает, что ему легко было нарисовать цветок, тот выберет капельку зеленого цвета, кто испытывал трудности при рисовании цветка выберет желтую капелью, а кому было трудно –красную.
- Вы отлично потрудились! Цветки – тюльпаны получились у вас такими разными и красочными.
- Вот вы познакомились с еще одним элементом росписи, который тоже занесем в электронный журнал.
- Как вы думаете, кому будет интересно узнать об идее украшения саней нашего Деда Мороза?
- Да я свами согласна, что эта идея будет интересна многим людям.
- А вы хотите создать видео - рекламу нашей идеи украшения саней Деда Мороза?
- Хорошо, я Вам помогу!
- А нашу рекламу мы отправим Деду Морозу на электронную почту.
- Ребята, вы сегодня были такими активными, внимательными. Проявили свое творчество и фантазию!
Комментарии к сценарию (использованная литература) :
1. «Мастера Русского Севера. Вологодская земля», Планета, М., 1987.