Юлия Белова
Сценарий образовательной ситуации «Школа пешеходных наук — сигналы регулировщика»
Сценарий образовательной ситуации
«Школа пешеходных наук – сигналы регулировщика»
Тип ситуации : «Открытие» нового знания
Тема: «Школа пешеходных наук – сигналы регулировщика»
Педагог: Белова Юлия Геннадьевна
Основная цель: формирование представлений детей о сигналах регулировщика.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с сигналами регулировщика.
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Школа пешеходных наук — сигналы регулировщика“» размещена в разделах
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
2. Уточнить представления детей о профессии – регулировщик.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции и психические процессы:
• анализ (действий регулировщика);
• сравнение (при сопоставлении сигналов регулировщика и сигналов светофора);
• обобщение (при введении понятия «сигналы регулировщика»);
• внимание (при организации своих действий после показа действий регулировщиком).
2. Развивать интегративные качества детей:
• «любознательный, активный»;
• «овладевший необходимыми умениями и навыками» в образовательных областях «Безопасность», «Социализация»;
• «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»;
• «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту;
• «овладевший средствами общения»;
• «эмоциональный, отзывчивый»;
• «способный управлять своим поведением».
Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные умения (при работе в парах).
2. Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.
Материал к занятию:
демонстрационный:
жилет регулировщика, фуражка, жезл, свисток - для взрослого;
жилет регулировщика, фуражка, жезл, свисток - для ребенка;
флажок красный для ребенка (2 штуки);
светофор – игрушка с переключающимися сигналами;
дорожка «Пешеходный переход» (из ткани);
сотовый телефон для воспитателя.
Раздаточный материал:
картинки с сигналами регулировщика (А 3) – 5 наборов:
сигналы светофора (диаметром – 6 см) - (5 наборов) для работы в парах,
закладки-подарки каждому ребенку.
Предварительная работа:
1. Дети знают, что правила дорожного движения изучаются в «Школе пешеходных наук».
2. Дети знают правила дорожного движения.
3. Регулировщик – это профессия человека, который работает в ГИБДД.
4. Знакомы с произведением С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер».
5. Знают телефон службы спасения – 112.
6. Дети знают речевку наизусть.
Ход занятия:
Этапы занятия Развитие УПУД
1. Введение в игровую ситуацию.
(«хочу – могу – надо»)
Дети (сидят на стульях, полукругом)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности.
Требования:
• ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
• обращение к личному опыту детей;
• создание условий для возникновения у воспитанников потребности включения в деятельность.
Дети заходят в зал.
- Ребята! У нас сегодня много гостей. Вы рады их видеть? Подойдите, поздоровайтесь с гостями.
Дети подходят, здороваются с гостями, называют свое имя.
- А сейчас подойдите ко мне. Присаживайтесь на коврик.
Воспитатель присаживается на стульчик, дети садятся на коврик.
- Ребята! Вы знаете, что такое правила дорожного движения? (Да, это правила для пешеходов, (это правила для водителей).
- А зачем они нужны? (Они нужны для того, чтобы происходило как можно меньше аварий, (чтобы люди не гибли на дорогах, (чтобы мы сами могли переходить дорогу, когда вырастем).
- Как вы думаете, все ли ПДД мы с вами знаем? (Нет).
- Хотите узнать новые ПДД? (Да, (очень хотим).
- Где мы с вами можем узнать новые ПДД? (Прочитать в справочнике, (спросить у родителей, (узнать в ШПН).
- Какая интересная школа? Что вы в ней изучаете? (ШПН - это такая школа, в которой дети изучают ПДД).
- Напомните, зачем нам надо туда попасть?, чтобы узнать новые ПДД).
- На чем мы туда доберемся? (Можем пойти туда пешком, (можем доехать на трамвае,)
- Сегодня мы пойдем туда пешком, потому что она находится у пешеходного перехода. А чтобы с нами не случилось беды, мы возьмемся парами: мальчик поведет девочку. Мальчики приглашайте девочек.
Мальчики подходят к девочкам, протягивают руку и говорят: «Лена, пойдем со мной, вставай»).
- Главным сегодня будет Артур. Держи флажок. Ты будешь идти первым и помогать мне в сложных ситуациях. Вспомним нашу любимую речевку.
Дети встают парами, идут по кругу и произносят следующие слова:
Сигналы светофора мы будем соблюдать,
И правила движенья все будем уважать.
Тогда не приключится нигде и никогда,
С примерным пешеходом дорожная беда.
Дети подходят к пешеходному переходу, останавливаются. Воспитатель обращает их внимание на красный сигнал светофора, который не переключается).
2. Актуализация в игровой ситуации.
Дети стоят на тротуаре у пешеходного перехода.
Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.
Требования:
• актуализация изученных способов действий и зна-ний, достаточных для построения нового знания.
- Ребята, вот и пешеходный переход. На какой сигнал светофора мы можем перейти дорогу? (На зеленый сигнал).
- Сейчас мы можем перейти? (Нет, потому что горит красный сигнал).
- Что делать? (Подождать, когда загорится зеленый свет, дождаться, когда проедут машины и быстро перебежать дорогу).
- Неужели так можно переходить дорогу? (Нет, мы нарушаем ПДД).
- Вспомним правила перехода через дорогу. (Красный свет - прохода нет, желтый - жди, а зеленый свет – иди).
3. Затруднение в игровой ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
Требования:
• создание ситуации затруднения;
• фиксация в речи причины затруднения.
Воспитатель смотрит на часы.
- Прошло уже так много времени, а сигнал светофора так и не переключается. Мы попали с вами в затруднительную ситуацию. Вы со мной согласны? Подойдите ко мне. (Дети встают в круг).
- Ничего страшного, давайте решим, что же нам делать? (Вызвать мастера по светофорам, (позвонить в МЧС, (пригласить регулировщика, (позвонить в службу спасения).
- А что такое служба спасения? (Это служба, которая оказывает помощь людям, попавшим в опасные ситуации).
- Вы знаете номер телефона, по которому можно позвонить в службу спасения? (112)
- Что мы будем говорить, когда наберем 112? (Мы пошли в ШПН, но дорогу перейти не можем, т. к. светофор не работает).
Воспитатель набирает номер телефона и произносит: «Здравствуйте! Я – Юлия Геннадьевна, воспитатель детского сада №10. Мы идем в ШПН, но не можем перейти дорогу, т. к. на светофоре горит красный свет. Помогите нам, пожалуйста! Мы находимся на пешеходном переходе на Ленинградском проспекте, около остановки Пионерская. Хорошо. Спасибо. Мы Вас ждем».
- Ребята мне ответили: «Сейчас к нам приедет регулировщик».
- А вы знаете, кто такой регулировщик? (Регулировщик – это человек, который приходит на помощь светофору, когда тот сломался, если в этом месте очень интенсивное движение, (В руках у него жезл, (на груди может висеть свисток, (Он одет в специальную одежду, в ней его видно издалека.)
- Я пойду его встречу, Артур останется за старшего, потому что он сегодня мой помощник. Я могу на Вас положиться, вы никуда без меня не уйдете? (Да можете, мы будем Вас ждать).
Воспитатель уходит встречать регулировщика, дети остаются одни.
4. Открытие нового знания.
Цель: организация диалога с детьми, направленного на открытие нового знания.
Требования:
• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
• фиксация нового знания в речи;
• создание ситуации успеха.
Воспитатель и регулировщик подходят к детям.
- Здравствуйте, ребята! Я регулировщик. (Здравствуйте)
- Куда вы идете? (Мы идем в ШПН).
- А почему остановились, что у вас случилось? (Мы не можем перейти дорогу, т. к. светофор сломался).
Д/игра «Сигналы регулировщика»
Дидактические задачи:
• знакомство с сигналами регулировщика
- Меня часто вызывают в таких ситуациях, я смогу вам помочь!
- Посмотрите, что у меня в руках? (Это жезл).
- Вы знаете, для чего он нужен? (Для того, чтобы им указывать движение).
- Вам знакомы сигналы, которые показывает регулировщик? (Нет, (А я знаю, если регулировщик стоит прямо, держит жезл вниз – это значит, красный сигнал светофора и нужно остановиться).
- Давайте разберёмся, какие сигналы показывает регулировщик.
- Как вы думаете, если я встала лицом к вам, сможете ли вы перейти дорогу? (Нет)
- Почему не сможете? (Потому что вы нам перегородили нам путь, (Вы нам мешаете, (Вы встали поперёк дороги.)
- Какие вы молодцы! А кто догадается – какой цвет светофора обозначает этот сигнал? (Красный).
- А если я развернусь к вам боком. Вы сможете перейти дорогу? (Да).
- А жезлом я указываю путь.
- Значит это какой сигнал светофора? (Зелёный).
- Почему зеленый? (потому что вы нам освободили путь).
- Какой сигнал светофора мы ещё не назвали? (Жёлтый).
- Как показать желтый сигнал? (Дети затрудняются показать).
- Что означает жёлтый цвет светофора? (Приготовиться, (Внимание).
- Как же регулировщик должен привлечь к себе внимание? (Засвистеть в свисток, поднять руки).
- Вспомните, что вы делаете на занятиях, когда хотите привлечь к себе внимание? (Поднимаю руку).
- Покажите мне жёлтый сигнал «Приготовиться». (Дети поднимают руки).
- Молодцы! Какие у вас умные дети, Юлия Геннадьевна! Они сами открыли сигналы регулировщика.
- Давайте посмотрим, а все ребята запомнили сигналы регулировщика!
Регулировщик называет сигналы, а дети показывают.
Показывает «зеленый» сигнал, дети проходят по пешеходному переходу.
- Ребята, я смог вам помочь. Молодцы мальчики, умницы девочки вы сами открыли сигналы регулировщика. Они обязательно вам пригодятся в дальнейшей жизни.
Извините, вам пора в ШПН, а мне - помогать водителям и пешеходам, если сломается светофор. До свидания. (До свидания)
Регулировщик уходит.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: закрепление нового знания в играх и упражнениях.
Требования:
• соответствие используемых игр цели занятия;
• индивидуальные затруднения в играх;
• ситуация успеха в совместной деятельности.
5.1. Д/игра «Найди ошибку».
На столе лежат 3 картинки с изображением сигналов регулировщика, под каждой картинкой разложены сигналы светофора. Специально допущены ошибки. Детям необходимо определить ошибку, объяснить ее, договориться кто будет отвечать.
Дидактические задачи:
• закрепить знание сигналов регулировщика;
• тренировать у детей мыслительные операции: анализ, сравнение; психический процесс - внимание;
• развивать коммуникативные навыки.
- Вот мы и в ШПН, я предлагаю вам выбрать себе партнера, с кем удобно будет работать, присаживайтесь за столы.
Дети делятся на пары, садятся за столы.
- До нас здесь были малыши, они тоже изучали сигналы регулировщика. Ваша задача определить правильно ли они выполнили задание. Я вам даю две минуты.
Воспитатель садится за стол вместе с детьми, наблюдает за их работой.
( Другой вариант объяснения: посмотрите на изображения на картинках, сигналы регулировщика должны соответствовать сигналам светофора).
- Все ребята, время закончилось. Все готовы. (Да).
- Договоритесь, кто будет отвечать от вашей пары.
- Чья пара будет отвечать первой?
- Ребята! Давайте внимательно послушаем Катю?
-А теперь будут отвечать девочки?
(У нас ошибка, на первой картинке сигнал регулировщика показывает, что идти нельзя, а сигнал светофора зеленый, необходимо поставить красный цвет светофора под этой картинкой).
Когда разбирается ситуация, где нет ошибок. Воспитатель задает детям вопрос:
- А почему у этих ребят на было ошибок? (Они хорошо знают сигналы регулировщика).
Подитог:
- А мы с вами хорошо запомнили сигналы регулировщика? (Да, потому что смогли найти ошибки).
Я вижу, что вы очень хорошо запомнили сигналы регулировщика.
5.2. Д/игра «Регулировщик и пешеходы»
Дидактические задачи:
• закрепить знание сигналов регулировщика;
• тренировать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, психический процесс (внимание);
• развивать коммуникативные навыки.
- Теперь попробуем на практике освоить сигналы регулировщика, я предлагаю вам поиграть в игру «Регулировщик, пешеходы».
- Кто будет регулировщиком?
- Как мы можем выбрать регулировщика? (Выберем по считалке).
Один из детей говорит считалку.
- Саша будет регулировщиком. Что тебе для этого необходимо? (переодеться в форму, взять жезл, найти место).
Выбранный ребенок надевает форму регулировщика.
- А кем же будем мы? (Пешеходами).
- А где мы должны стоять? (На тротуаре, около пешеходного перехода).
- Занимайте место.
- Смотрите внимательно на регулировщика и выполняйте его сигналы.
- Итак, внимание! Игра началась.
Регулировщик показывает при помощи жезла каждый сигнал светофора, дети внимательно смотрят на него и выполняют действия (2-3 раза, каждый раз выбирают по считалке.
Подитог: Умницы девочки! Молодцы мальчики! Вы правильно запомнили сигналы регулировщика! Получилось у Саши быть регулировщиком, а у Риты? Почему у нас получилось быть пешеходами? …потому что мы хорошо запомнили сигналы регулировщика)
- Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Мальчики приглашайте девочек.
Все подходят к пешеходному переходу.
- Можем переходить дорогу? (да, на светофоре горит зеленый свет)
- Вы помните свою речёвку? (да). Говорим дружно! :
Сигналы светофора мы будем соблюдать,
И правила движенья все будем уважать.
Тогда не приключится нигде и никогда,
С примерным пешеходом дорожная беда.
6. Итог занятия.
Дети (сидят на стульях, полукругом)
Требования:
• организация анализа детской цели;
• фиксация нового знания в речи;
• определение выполнения взрослой цели.
- Вот мы и в детском саду. Присаживайтесь, пожалуйста, на коврик.
Дети садятся вокруг воспитателя.
- Где мы были? (Мы были в ШПН).
- Что вы нового узнали сегодня в школе? (Мы познакомились с сигналами регулировщика).
- Но ведь у нас есть светофор. Зачем нам знать сигналы регулировщика? (На случай, если светофор сломан).
- Вы запомнили эти сигналы?
- Кто покажет красный сигнал? Все согласны?
- Кто покажет желтый сигнал? Все согласны?
- Кто покажет зеленый сигнал? Все согласны?
- Что было для вас самым интересным в ШПН?
(Встретиться с регулировщиком, (играть в игры, (узнавать правила, (самим быть регулировщиками).
- А что было самым трудным? (Самим быть регулировщиками).
- Как вы думаете, почему у вас все получилось?
(Потому, что мы дружные, внимательные, (знаем ПДД).
- Молодцы, ребята. Я уверена, что эти знания вам обязательно пригодятся в жизни. За это я хочу подарить вам подарок (который оставил для вас регулировщик) - закладки на которых изображены сигналы регулировщика. (Спасибо).