Анна Скрипаль
Сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Кладовая нашего района»
▼ Скачать + Заказать документы
Скрипаль Анна Леонидовна
Тема: «Кладовая нашего района»
Интеграция видов деятельности : коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы.
Цель: Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах полезных ископаемых.
Образовательные задачи : Продолжать расширять знания детей об окружающем: о полезных ископаемых.
Закреплять знания, для чего необходимы полезные ископаемые, что из них производят. Опытным путем закрепить знания о полезных ископаемых.
Публикация «Сценарий образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Кладовая нашего района“» размещена в разделах
- В поисках сокровищ. Сценарии развлечений с пиратами
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Развивающие задачи: Развивать связную речь: умение подбирать прилагательные к существительным. Отвечать на вопросы полным предложением, грамматически правильно строить предложения. Согласовывать движения со словами. Развивать мелкую моторику
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение видеть красоту природы. Пробуждать положительные чувства и эмоции при соприкосновении с природой.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть
1 Организационный момент
Проблемная ситуация В: - Дети, к нам сегодня приходил почтальон и принёс посылку.
Давайте посмотрим что там. Записка. (Внутри записка и небольшая коробочка.)
Записка:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка». На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста!
С уважением, Крот»
2 Основная часть
Открытие детьми новых знаний, способа самостоятельного применения новых знаний.
В: - Что же находиться в коробке? (открывает её)
Д: - Полезные ископаемые.
В: - Почему они так называются?
Д: - Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.
В:- Ребята, наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах.
Места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые называется – месторождением.
Природные богатства, которые люди добывают на поверхности и из глубины земли называются – полезными ископаемыми.
В:- Ребята наш край тоже богат различными ископаемыми.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о богатствах нашего края.
В:- Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?
Д:- Золото, нефть, гранит, руда, мрамор, изумруд.
В:- Это вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о полезных ископаемых которые мы с вами уже выучили.
Д:- Куй железо- пока горячо.
Время горы рушит, вода камни точит.
Соль на вес золота.
На песке дом не построишь.
Молчанье- золото, а слово – серебро.
Один человек отличается друг от друга, как алмаз от серебра.
В:- Ребята, посмотрите и скажите мне, что это?
Д:- Это карта.
В:- Да, верно. Карта – это тоже модель нашей планеты Земля.
А это карта нашего Тогучинского района. На ней есть разные черные значки, они означают,где какие полезные ископаемые находятся.
В:- А кто мне скажет, как называются люди, которые занимаются изучением и поиском природных богатств?
Д:- Геологи.
В:- Правильно, геологи.
Ребята, в коробке еще имеются загадки. Если мы их разгадаем, то тогда и узнаем какие же полезные ископаемые находятся в коробке.
В:- Вот послушайте первую загадку.
.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:- О каменном угле?
В:- Да, ребята, это каменный уголь (предлагаю детям его рассмотреть).
В:- Какие свойства угля вы знаете?
Д:- Уголь черного цвета,
Уголь твердый, хрупкий
Уголь тяжелый
Не имеет запаха. Уголь оставляет отпечатки. Он не растворяется в воде.
В:- Ребята, а вы знаете, что много миллионов лет назад на болотах росли папоротники, гигантские деревья. Они погибали, падали в болото, покрывались илом и спрессовывались. За миллионы лет слои погибших растений все уплотнялись и превращались в каменный уголь. Наш край очень славится добычей каменного угля. Его добывают в шахтах Шахтинское, Завьяловское, Кировское сельские поселения.
В:- Ребята, скажите пожалуйста для чего человек использует уголь?
Д: - Человек использует уголь для:
- отопления жилых домов;
- на заводах и фабриках;
- на электростанциях;
- для выплавки чугуна и стали;
- для приготовления красок и лаков;
- используется в медицине.
В:- Как называется профессия людей добывающих уголь?
Д:- Шахтеры.
В: -А теперь послушайте следующую загадку:
Гончар для меня разведет жаркий пламень
Сухая я, твердой бываю как камень
Размочат- как тесто податливой буду.
Могу превратиться в игрушку, посуду.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:-О глине.
В:-Правильно, это глина. Давайте ее рассмотрим и расскажем о ее свойствах.
Д:- Глина коричневого цвета. Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная. Глина не имеет запаха.
В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой, белой и даже черной. Глина образовалась при разрушении скальных пород. Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.
В:- В нашем районе глину добывают в (Репьевское, Богутакское сельские поселения.
В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?
Д:- Глину применяют в строительстве (делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.
В:- Ребята, скажите, а как называется профессия человека который делает глиняную посуду?
Д:- Гончар.
В:- А вот еще одна загадка, послушайте ее:
Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже.
Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.
В:-А эта загадка о каком полезном ископаемом?
Д:-О песке.
В:- Правильно, это песок. .Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет песок.
Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий. Песок не имеет запаха.
В:- А еще песок является родственником глине. Он также образовался при нарушении скальных пород. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.
В:-А где используют песок?
Д:-Песок используют в строительстве, из песка изготавливают стекла, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.
В:-Ребята, самые крупные песочные карьеры нашего края находятся в Горном. Добывают песок тоже экскаваторами.
В:- Ребята, послушайте следующую загадку:
Он может быть цветным и белым, им дети любят рисовать.
Художник он в руках умелых, картины может создавать.
Нам без него ремонт не сделать и потолок не побелить.
Ведь, чтобы потолок был белым, его нам надо применить.
В:-О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:- О меле.
В:-Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет мел.
Д:- Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий. Мел не имеет запаха. Мел оставляет отпечатки. Мел не растворяется в воде.
В:- Ребята, миллионы лет назад на земле простирался древний океан. На дне этого океана росли различные водоросли, жили малюски, ракообразные, морские ежи, морские звезды. Со временем остатки отмерших организмов оседали на дно и откладывались слоями. Так появились известковые, меловые отложения.
В:- Ребята, скажите, где используют мел?
Д:-Мел используют в строительстве (делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине (изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок).Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений). Из мела изготавливают пудру, тени.
В:- Меловые месторождения в нашем регионе находятся в Сурковское, Киивское поселение.
В:- Ребята, вот мы и поговорили о некоторых полезных ископаемых.
- Назовите их.
Д:- Это каменный уголь, глина, песок, мел.
В:-А теперь скажите мне пожалуйста, кто исследует полезные ископаемые?
Д:- Их исследуют ученые, исследователи.
В:- А где проводят исследования?
Д:- Исследования проводят в лаборатории.
В:-А что такое лаборатория?
Д:- Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.
В:- А теперь, давайте представим себе, что мы с вами исследователи.
Я буду старшим научным руководителем, а вы младшими научными сотрудниками и лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.
ФИЗМИНУТКА.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все в нашем зале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок,
А теперь бежим в припрыжку.
Молодцы, вы ребятишки!
Замедляем тихо шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.
В:- Вот наша научная лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.
-Проводить исследования вы будете подгруппами. Вы будете проводить опыты, обмениваться мнениями о свойстве своего полезного ископаемого и зарисовывать свои исследования в журнал исследований. После исследования полезных ископаемых лидеры ваших подгрупп доложат нам об их результатах. И мы послушаем у кого будет самый интересный доклад о полезном ископаемом.
- Но перед тем как зайти в наш пресс-центр давайте наденем специальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:
1. Не толкать друг друга.
2. Громко не разговаривать.
3. Не тереть глаза грязными руками.
4. При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.
5. С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.
В:- Задача всем ясна? Тогда прошу всех занять свои места в научной лаборатории и начать свои исследования.
(Первая подгруппа детей выполняет исследования с каменным углем)
Опыт1.
Взять уголь в руки и посмотреть на него. Что же мы видим? На руках остались черные следы от угля.
ВЫВОД: уголь оставляет следы.
ОПЫТ 2.
Опустим в стакан с водой уголь. Что произошло? Уголь упал на дно стакана.
ВЫВОД: Уголь тяжелый.
ОПЫТ 3.
Опустим в стакан с водой уголь, помешаем его палочкой. Что мы видим? Уголь в воде не растворился.
ВЫВОД: Уголь в воде не растворяется.
Лидер 1-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод: уголь-черный и оставляет отпечатки; уголь тяжелый; уголь не растворяется в воде. Предположение подтвердилось.
(Вторая подгруппа детей выполняет исследования с песком и глиной)
ОПЫТ 1.
Насыпаем на один белый лист бумаги песок, а на второй глину. С помощью лупы рассматриваем песок и глину. Из чего состоит песок? (Из песчинок и камешков разной формы и размера, песчинки отделены друг от друга).
Теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина (Из мелких частичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.)
ВЫВОД: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.
ОПЫТ 2.
В стакан с песком аккуратно нальем воду. Куда исчезла вода? Вода впиталась в песок и устроилась между песчинками.
В стакан с глиной нальем воду. Что произошло? Вода впитывается медленно, чем в песок. Вода остается сверху на глине.
ВЫВОД: Вода быстро впитывается в песок, т. к. песчинки не скреплены между собой, песок пропускает воду. Вода в глину впитывается плохо т. к. ее частички крепко скреплены между собой, глина не пропускает воду.
Лидер 2-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод, что песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые сильно скреплены между собой; песок пропускает воду, а глина воду не пропускает т. к. ее частички крепко скреплены между собой. Предположение подтвердилось.
ОПЫТ 1.
В стакан с водой опустим мел и размешаем его палочкой. Что мы видим? Мел не растворился в воде.
ВЫВОД: Мел в воде не растворяется.
ОПЫТ 2.
Опустить мел в стакан с уксусом, посмотрим, что случилось? Мел в стакане начинает шипеть, появляются пузырьки, мел становится меньше размером.
ВЫВОД: Мел- это известняк, когда добавили уксус, он превратился в другое вещество- углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков и стал меньше размером.
Предположение подтвердилось.
3 Заключительная часть
Итоги образовательной деятельности Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Вы отобрали образцы полезных ископаемых и провели с ними занимательные опыты. Вы много рассказали о свойствах полезных ископаемых о их применении и я думаю, что когда вы станете взрослыми кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края. А в группе у нас есть свой мини-музей и мы в него поместим новые экспонаты полезных ископаемых.
4 Рефлексия