Елена Бойко
Сценарий образовательной деятельности «Попрыгунья стрекоза»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад «Огонёк» р. п. Линёво, Искитимского района, Новосибирской области.
Сценарий образовательной деятельности «Попрыгунья стрекоза»
Автор сценария :
Бойко Елена Владимировна
2023год.
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкальная, двигательная, познавательно-исследовательская, конструирование, элементарный бытовой труд.
Задачи:
Публикация «Сценарий образовательной деятельности „Попрыгунья стрекоза“» размещена в разделах
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Стрекоза, стрекозы
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Образовательные (направлены на формирование коммуникативных компетенций ребенка): Способствовать восприятию басни как особого литературного жанра и пониманию замысла произведения;
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т. ч. речи): закреплять умения анализировать поступки героев, развивать связную монологическую и диалогическую речь детей.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений): воспитывать интерес к художественной литературе; прививать чувство сострадания и желание прийти на помощь.
Планируемый результат:
Знакомство детей с идейным смыслом басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» посредством выразительного чтения, работы с текстом произведения и коммуникативных игр на закрепление материала.
Подготовительная работа в рамках проекта «Басни дедушки Крылова»: беседа о литературных жанрах (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и их отличительных признаках; создание макета «Мир насекомых» с дальнейшим обсуждением; консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»; оформление фотовыставки «Как я читаю/ рисую басню»; оформление выставки рисунков, поделок детей по мотивам басен ИА Крылова.
Средства, оборудование, материалы:
Портрет И. А. Крылова, магнитная доска, текст телеграммы на магнитах, пословицы в картинках-пазлах на магнитах, модель насекомого - стрекоза, маски муравьев (по числу детей, маска стрекозы, мяч, конструктор, музыкальный центр.
«Попрыгунья стрекоза»
Под музыку веселясь и танцуя, дети входят в группу за мальчиком в образе муравья (далее Муравей)
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Педагог: Мне нравится ваша игра, но сначала нужно навести порядок в группе, а затем можно продолжить веселье.
Подвижная игра «Собери лишнее».
Дети убирают игрушки, разбросанные по группе, и находят пронумерованные листочки бумаги с текстом.
Педагог: Интересно, что это за послание?
Муравей: Так вот же написано: «Телеграмма».
Педагог: Давайте разложим листочки по порядку на магнитной доске, и попробуем прочитать текст.
Дети раскладывают листочки по порядку на магнитной доске.
Педагог: А кто умеет читать?
Муравей: Я могу прочитать телеграмму.
Муравей читает: «Телеграмма. Ребята, обратите внимание: Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела… Иван Крылов».
Педагог: Нам прислал телеграмму сам Иван Крылов! Надеюсь, вы знаете, кто это?
Дети: Знаем! Иван Андреевич Крылов – русский баснописец. Он писал басни.
Педагог: Принесите-ка мне его портрет.
Дети приносят портрет Ивана Крылова и закрепляют на магнитной доске.
Педагог: А в какой басне Ивана Андреевича Крылова есть Попрыгунья Стрекоза?
Дети: В басне «Стрекоза и Муравей».
Педагог: Ребята, чтобы разгадать смысл послания Ивана Крылова, давайте вспомним басню «Стрекоза и Муравей».
Чтение басни «Стрекоза и Муравей» с элементами драматизации
Дети выстраиваются в ряд и читают басню, передавая друг другу макет стрекозы:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
Девочка со стрекозой в руках:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» –
Муравей:
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»
Говорит ей Муравей.
Девочка со стрекозой в руках:
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».–
Муравей:
«А, так ты…» –
Девочка со стрекозой в руках:
«Я без души
Лето целое всё пела».–
Муравей:
«Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши!».
Под музыку появляется Стрекоза (второй педагог в костюме стрекозы) и приглашает детей поиграть.
Подвижная музыкальная игра «Стрекоза».
Дети играют со Стрекозой, выполняя движения по тексту песни.
Стрекоза: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Стрекоза: Друзья мои, давайте еще поиграем и потанцуем, с вами так весело!
Педагог: Уважаемая стрекоза, здравствуйте. Мы не можем с вами дальше вселиться и плясать. Мы разгадываем смысл послания Ивана Андреевича Крылова (педагог показывает на портрет) из басни о беззаботной Стрекозе и трудолюбивом Муравье.
Стрекоза: Что же это за басня такая?
Дети: Басня «Стрекоза и Муравей».
Стрекоза: Не может быть, чтобы такие маленькие дети знали басню «Стрекоза и Муравей».
Дети: Знаем! Знаем!
Стрекоза: Сейчас я вас проверю, садитесь на стульчики.
Словесная игра с мячом «Третий лишний».
Стрекоза играет с детьми в словесную игру с мячом. Стрекоза задает вопрос ребенку, и бросаем мяч, ребенок должен выбрать правильный вариант ответа и вернуть мяч Стрекозе.
1.
Как Крылов называет Стрекозу в начале своей басни?
Шалунья
Певунья
Попрыгунья
2.
Что делала Стрекоза все лето?
Пела
Готовилась к зиме
Ходила в гости к Муравью
3.
Что произошло со Стрекозой с приходом зимы?
Она стала много играть в снежки
Она стала кататься на санках
Она начала голодать
4.
К кому Стрекоза, замерзнув и проголодавшись, обратилась за помощью?
К Муравью
К Кузнечику
К своей маме-стрекозе
5.
Кем Стрекозе приходился Муравей?
Кумом
Сватом
Братом
6.
Что попросила у Муравья Стрекоза?
Немного еды
Приютить ее до весны
Дать ей согреться
7.
Что ответила Стрекоза на вопрос Муравья о том, почему она не работала все лето?
Она сказала, что ей не хотелось
Что ей от песен и резвости вскружило голову
Что она надеялась на его помощь
8.
Что предложил делать Стрекозе Муравей зимой?
Продолжать петь
Поплясать
Продолжать радоваться зимним забавам
9.
Что значит фраза Муравья: «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»?
Чтобы Стрекоза пошла и станцевала для муравья
Не хочешь зимой мерзнуть и голодать - работай летом
Веселье гораздо приятнее любой работы
Стрекоза: Молодцы, ребята. А какие еще басни Ивана Андреевича Крылова вы знаете?
Дети: «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», Лисица и виноград», «Лебедь, щука и рак», «Квартет».
Стрекоза: Браво, друзья! Тогда, если вы такие умные, помогите мне найти дорогу к муравейнику, я хочу, чтобы муравей меня приютил до весны.
Стрекоза достает из-под крылышек лабиринт из цифр, где от цифры 1 до цифры 16 зашифрован путь от стрекозы до муравья.
Математическая игра «Лабиринт из цифр».
Педагог: Это же математика! Ребята, вам нужно будет разбиться на три группы, и совместно работая, каждая группа должна соединить на рисунке цифры так, чтобы найти путь от стрекозы до муравья.
Дети выполняют работу и отдают листочки с выполненным заданием Стрекозе. Стрекоза проверяет правильность выполнения задания.
Стрекоза: Спасибо, спасибо, ребятки. Теперь я знаю, как добраться до муравейника и мне пора отправляться в дорогу.
Педагог: Постойте, уважаемая Стрекоза. Вы разве не помните сюжет басни, Муравей вас не пустит к себе в муравейник.
Стрекоза: Что же мне тогда делать? Я тоже хочу стать такой же трудолюбивой, как муравей, но я умею только плясать и веселиться.
Педагог: Не грусти, Стрекоза, мы научим тебя трудиться. Правда, ребята?
Дети: Научим! Научим!
Педагог: Давайте сначала покажем Стрекозе, как нужно строить домики, чтобы она смогла подготовить себе укрытие к зиме. Но для этого нам нужно превратиться в муравьев. Согласны, ребята?
Дети: Согласны!
Педагог: Повертелись, покрутились, в муравьишек превратились.
Дети надевают маски муравьев.
Муравей: За мной, мои маленькие друзья! Становитесь в цепочку!
Конструктивная игра «Домик для Стрекозы».
Дети, Стрекоза, Педагог становятся в цепочку и под музыку начинают передавать друг другу детали конструктора, для конструирования домов. После того, как весь конструктор перенесли (передали) на место строительства, начинают строить дома.
Педагог: Какие замечательные домики мы сконструировали! Теперь муравьишки могут превратиться обратно в детей. Повертелись, покрутились, в ребятишек превратились. Дети снимают маски.
Стрекоза: Спасибо, ребята, за то, что научили меня трудиться! Теперь я не замерзну зимой и мне не нужно никого просить об укрытии.
Педагог: Но в чем же смысл послания Ивана Андреевича Крылова? Может ответить на этот вопрос нам помогут пословицы о труде.
Дидактическая игра «Угадай и собери пословицу».
Педагог: У нас в группе есть пословицы, но они все перепутались. Давайте разберем картинки и соберем пословицы, как пазлы. Дети на магнитной доске собирают пазлы, с изображенными на них картинками с пословицами.
Педагог: Какие пословицы мы собрали?
Дети: «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». «Труд кормит, а лень портит». «Делу время, а потехе час». «Сделал дело - гуляй смело».
Педагог: Ребята, так в этом и есть смысл послания Ивана Андреевича Крылова? На что он хотел обратить наше внимание?
Дети: На то, что сначала нужно трудиться, а затем уже можно и отдохнуть.
Педагог: Прямо как мы с вами, сначала убрали игрушки, затем вспомнили басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей», затем научили Стрекозу делать себе укрытие на зиму, а теперь мы – дружные, трудолюбивые, веселые ребята из группы «Непоседы», можем и повеселиться и поплясать со Стрекозой.
Музыкальная игра «Непоседы».
Дети, Педагог, Стрекоза поют и делают движения под текст песни, затем дети и Педагог приглашают Стрекозу пройти в приемную и посмотреть работы детей к проекту «Басни дедушки Крылова», где прощаются с насекомым до следующего лета.