Светлана Буравлева
Сценарий ОД «Хлеб — богатство России» для детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Хлеб – богатство России»
Цель: расширить и уточнить знания детей о труде хлебороба.
Задачи: формировать познавательный интерес: дать детям представления о последовательности труда людей разных профессий, которые работают, чтобы вырастить хлеб, умение детей грамматически правильно излагать свои мысли в виде доказательств, анализа и синтеза на тему «Хлеб – богатство России». Способствовать развитию связной речи; ввести в словарь детей новые слова : тракторист, комбайнёр, элеватор, мельница, нива.
Публикация «Сценарий ОД „Хлеб — богатство России“ для детей старшего дошкольного возраста с использованием кейс-технологии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство уважения к труду людей, которые участвуют в выращивании хлеба.
Предварительная работа:
-Экскурсия в магазин – хлебобулочный отдел.
-Беседа на тему: «Как выращивают хлеб».
-Чтение рассказов: «Прости меня, хлеб» М. Глинская.
-Вечер загадок на тему «Хлеб – наше богатство».
-Заучивание пословиц о хлебе.
-Презентации: «История про хлеб», «Откуда к нам хлеб пришел».
-Показ развивающего мультфильма «Как делают хлеб»
-Рассматривание картины «Рожь» М. Шишкина
Материалы и оборудование: картотека загадок по теме: «Хлеб – богатство России», картинки с изображением последовательности работ при выращивании хлеба.
Картина «Рожь» М. Шишкина
Рассказ М. Глинской «Хлеб»
Ход занятия:
Приветствие: (в кругу)
Утром рано мы встаём, на зарядку все идём. (Дети шагают)
Выполняем дружно, вместе и ходьбу, и бег на месте. (Ходьба с высоким подниманием колен, бег).
Приседание, прыжки и над головой хлопки. (Приседание, прыжки с хлопками над головой).
Чистим зубы, умываемся, в детский сад мы собираемся. (Имитация чистки зубов, умывания).
Все за мной! Бегом! Вперёд! (Бег с переходом на ходьбу).
Что – то интересное нас, ребята, ждет!
Введение в новую тему.
Педагог.
-Ребята, отгадайте загадку:
Мягкий, пышный и душистый.
С коркой вкусной золотистой.
Он и черный, он и белый
А бывает - подгорелый.
Без него плохой обед,
Отгадали? Это…
Дети: Хлеб.
Проблемная ситуация:
-Ребята, скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будет сегодня говорить?
(О хлебе).
Вопросы для обсуждения:
Педагог:
- Ребята, а вы знаете, как хлеб попадает к нам на стол? (Ответы детей)
-Сейчас мы вместе с вами узнаем последовательность работ при выращивании хлеба.
Коммуникативная игра «Кто выращивает хлеб»
Цель: Закрепить знания детей о людях, которые выращивают хлеб и о транспорте необходимом в работе, упражнять детей в отгадывании загадок, умении быстро находить картинки, соответствующие отгадке и выкладывать их по порядку, учитывая последовательность работ в поле при выращивании хлеба, до попадания хлебобулочных изделий на стол.
Педагог:
-Вешний день, пахать пора. Вышли в поле (трактора).
(Дети ставят на доску первую картинку, где трактор пашет землю).
-Как называется профессия человека, который управляет трактором? (тракторист)
Педагог:
-Да, ребята, выращивание хлеба начинается с того, что землю тракторист пашет, чтобы она была мягкой и рыхлой.
-Зёрна пшеницы в землю бросает,
В рыхлой земле зерно прорастает. (Сеялка).
-Какая техника помогает сеять рожь, пшеницу?
(Дети ставят на доску вторую картинку, где к трактору прицеплена сеялка).
Педагог:
-И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный, хлебный (колосок)
(Дети ставят на доску третью картинку, где изображено хлебное поле : зеленое и желтое)
Педагог:
-Кто следит за зрелостью пшеницы? (Ответы детей)
Педагог:
-За зрелостью пшеницы следит агроном, чтобы начать уборку урожая в срок.
(Дети находят картинку, где пшеница уже созрела – желтое поле)
Педагог:
-Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Взад-вперед, из края в край,
Ходит по полю огромный (комбайн)
(Дети ставят на доску картинку, где комбайн косит и обмолачивает пшеницу).
Педагог:
-Когда пшеница созрела в поле выходят комбайны.
-Кто управляет комбайном? (Комбайном управляет комбайнёр).
Педагог:
-Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело (зернышко).
(Дети ставят на доску картинку поля, со скошенной пшеницей).
Педагог:
-Вот зерно обмолотили, и на элеватор покатили,
Там всегда хранят зерно, не отсырело, чтоб оно.
(Дети ставят на доску картинку с изображением элеватора).
Педагог:
-Где хранят зерно? (Зерно хранят на элеваторе. Новое слово «элеватор» повторить хром и индивидуально. Дети рассматривают картинку с изображением элеватора).
Педагог:
-С элеватора,
Зерно на мельницу везут,
Его мельник мелет тут.
Он муку здесь получает,
В магазины и пекарни после отправляет.
(Дети ставят на доску картинку, где изображена мельница).
Педагог:
-Кто мелет муку? (мельник, повторить новое слово хором и индивидуально)
(Воспитатель рассказывает, что раньше были водяные и ветряные мельницы, показывает их на картинке и кратко рассказывает, как они работали).
Педагог:
-А в пекарне хлеб пекут, булочки, баранки,
В магазины везут свежие буханки.
(Дети ставят на доску картинку, где изображены пекарня и хлебобулочный отдел в магазине).
Педагог:
-Что делают в пекарне? (В пекарне пекут хлеб).
-Кто печет хлеб? (Пекарь)
-Что кроме хлеба пекут в пекарне? (Дети перечисляют)
-Куда отправляют хлебобулочные изделия? (Рассуждения детей).
-В магазине на выбор
Хлеб мы покупаем.
И душистым хлебом
Всех мы угощаем.
(Дети ставят на доску картинку, с хлебобулочными изделиями на столе).
Педагог:
-Ребята, давайте вспомним последовательность работ при выращивании хлеба и профессии людей, которые трудятся, чтобы у нас на столе был всегда душистый, с румяной корочкой хлеб. (Дети повторяют последовательность работ в поле при выращивании хлеба, до попадания хлебобулочных изделий на стол.
Проводится подвижная игра «Самолёты»
Лайнер
Отправляется в полёт.
Лайнер-
Пассажирский самолёт.
Ростом
Лайнер
С трёхэтажный дом.
Все мы в поле полетим на нём.
(Дети стоят, опустившись на одно колено, руки - в стороны. На последние слова стихотворения «заводят моторы».
-Полетели!
Дети бегают, изображая самолёты. На слова, «На посадку!» - опускаются на одно колено).
Педагог. – (Выставляет картину М. Шишкина «Рожь»)
Это хлебное поле, оно очень красивое! Его изображали многие художники.
-Кто написал эту картину? (М. Шишкин)
- Как она называется? («Рожь»)
-Хлебное поле еще называют, словом нива.
Нива- от слова низ, то есть поле находится низко-низко. (Дети повторяют слово хором и индивидуальн оновое слово –«нива»)
-Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину
М. Шишкина и слушайте стихотворение.
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе…
Педагог:
-Ребята, сегодня узнали, как много людей участвуют в выращивании хлеба, теперь вы знаете, что вырастить пшеницу или рожь это долгая и трудная работа, поэтому к хлебу в России всегда относятся бережно.
Всегда люди относятся к хлебу бережно?
Кейс «Хлеб»
форма кейса : текстовая информация, количество участников 10, 2 команды по 5 человек, продолжительность кейса 8-10 минут.
Текст кейса.
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?
-Он, он!- закричали ребята и показали на Гришу.
Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
Дядя Матвей снял с груди золотую звё здочку и сказал: «Я звезду героя за то получил, что хлеб вырастил. А ты хлеб в грязи топчешь».
Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
Дядя Матвей поднял хлеб, положил на ладонь. – В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо. – Отдал его Грише и ушел.
Гриша сказал ребятам: «Я этот хлеб сейчас съем»….
Вопросы для обсуждения:
Что бы вы сказали Грише?
Куда можно деть хлеб?
Как нужно относиться к хлебу?
Почему вы так считаете?
Релаксация «Вырос в поле колосок»
(Педагог спокойно выполняет действия совместно с детьми).
Вырос в поле колосок (Дети сидят на корточках)
Он не низок, не высок (Постепенно поднимаются)
Налетел ветерок (Поднимают руки вверх,
Закачался колосок. качаются)
Колоски мы соберем (Плавно наклоняются вперед)
Муки натолчём (Кулачком одной руки стучат по ладони другой руки)
Каравай испечем (Сжимают кисти рук)
Гостей приглашаем
Караваем угощаем (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)
Рефлексия: «Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Я сегодня узнал, что… (Ответы детей)
Какой хлеб тебе больше нравится?
Что ты хотел бы испечь из муки?
Кто хотел бы стать хлеборобом?
Почему? (Ответы и рассуждения детей)
Ритуал прощания
Педагог:
Хорошо мы потрудились,
Все старались, не ленились,
Думали и рассуждали,
Вместе весело играли.
Теперь дружно отдохнём,
Чай с баранками попьём.