Оксана Гаджимагомедова
Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у народов России»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание
Возрастная группа __Старшая группа
Тема занятия: Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром
«В гостях у народов России»
Направление образования и развития (образовательная область)
Познавательное развитие
Цель: развивать у детей нравственно-эстетические ценности
Задачи:
1. Обучающая - Расширять представления детей о народных традициях и обычаях.
Активизировать словарный запас у детей.
2. Воспитательная – Воспитывать познавательный интерес.
Публикация «Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у народов России“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Воспитывать у детей внимательность, сосредоточенность.
Прививать интерес и уважение к народной культуре.
3. Развивающая - Развивать внимание, мышление, речь, память.
Развивать мелкую и крупную моторику.
Формы организации : Групповая, индивидуальная
Оборудование, материалы: демонстрационные доски (4 штуки);картинки с изображением национальных домов, костюмов, еды; куклы картонные и разная национальная одежа к ним; Куклы (3 штуки) с длинными волосами; картинки –пазлы; деревянные ложки ; музыкальная колонка; кукла Буратино.
Предварительная работа :Чтение о народах России.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вводная часть (мотивация)
Воспитатель (В) : Здравствуйте ребята!
Дети (Д) : Здравствуйте!
Воспитатель достает куклу Буратино (Б!
В: К нам в гости зашел Буратино! Наш любознательный друг!
Д: Здравствуй Буратино!
В: Здравствуй Буратино!
Б: Здравствуйте!
В: Ребята,Буратино, послушайте какое стихотворение я вчера прочитала!
Живут в России разные…
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим — степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья,
Другой — оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.
Как вы думаете,о чем это стихотворение?
Д: Это стихотворение о том,что в Россия
родина для разных народов.
В: Правильно! И у каждого народа есть свои традиции, своя одежда, свои национальные блюда.
Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к некоторым народам,проживающим на территории России и познакомиться с ними!
Хотите?
Д: Да! Очень хотим!
Б: И я очень хочу с вами!
В: тогда в путь!
Основная часть
(звучит национальная мордовская музыка)Дети совместно подходят к первому демонстрационному стену.
На доске висят картинки с изображением дома,мужчина и женщина в мордовских национальных костюма и картинка с национальной мордовской едой
В: Ребята, мы с вами находимся в гостях у мордовского народа. Знаете такой народ?
Д: Нет!
Б: И я тоже не знаю! Но очень хочу познакомиться!
В: Мордва – это коренные жители России, проживающие в центральной части страны.
Посмотрите внимательно на мордовскую избу. Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы и сеней. Жилище обычно было деревянным. Часто на мордовской избе присутствовала резьба.
(Дети совместно с воспитателем рассматриваю иллюстрацию мордовской избы)
В:Обратите внимание на национальные костюмы мордовского народа.
Скажите, какие цвета присутствуют (Рассматривают картинки с национальными костюмами)
Д: белый, красный, черный, зеленый
В: Правильно, ребята. Есть даже такое стихотворение
Вышивка мордовская, славилась всегда
Может быть понравится? Смотрите вот сюда:
Все узоры разные, черные да красные,
А зеленый след -освежает цвет
В: Мордовская национальная кухня в своей основе здоровая, не терпит острых специй: уксуса, горчицы. Вся еда в основном натуральная, растительная, молочная и состоит из всевозможных квашений. Продукты в большинстве своем употреблялись в натуральном виде. Характерной особенностью мордовской кухни является обилие рыбных и мясных блюд.
В: А сейчас ребята я вам предлагаю разделиться на группы девочки в одну группу а мальчики в другую и одеть наших кукол в национальные мордовские костюмы
(на столе лежат куклы из картона. Рядом лежит много деталей разных костюмов. Дети должны найти детали костюмов соответствующие мордовскому народу)
В:Давайте посмотрим справились ли вы?
Все молодцы! Давайте продолжим наше путешествие по гостям!
(звучит узбекская народная музыка) Дети походят ко второму демонстрационному стенду.
В: Ребята,мы оказались в гостях у узбекского народа. Хотя у этого народа есть и своя страна,но много узбеков проживает и на территории России и так же считают ее своим домом.
Давайте посмотрим, как же живут узбеки (Рассматривают жилище узбеков)
В старых поселениях дома строили без окон и огораживали глинобитными стенами. Окна жилищ и хозяйственных построек выходили только во двор.
Дома более обеспеченных людей делились на внутреннюю половину-ичкари (ля детей и женщин) и ташкари (часть богато обставленная для приема гостей) Давайте с вами сравним,отличаются ли дома мордовского народа и узбекского
Д: Да! Они отличаются. Дом мордовского народа сделан из дерева, а дом узбекского народа сделан из глины и камня. В узбекском доме женщины и дети живут в отдельной части, а в мордовском все вместе.
В: Все верно! Давайте теперь рассмотри национальные костюмы узбеков! Отличаются ли костюм от мордовских?
Д: Да! Отличаются
В: Вы правильно заметили. (Рассматривают картинки с изображением мужчины и женщины в национальных узбекских костюмах)
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа.
Основу национального мужского костюма составляет стеганый халат, который подвязывается поясным платком. Традиционный головной убор – тюбетейка.
Традиционный женский костюм у узбеков состоит из туникообразного простого покроя платья из хан-атласа, а также шаровары. В праздничных одеждах используются атласная ткань и богатое шитье золотом. Женский головной убор включает в себя сразу три элемента: тюбетейку, платок и тюрбан. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.
Ребята обратите внимание,что у женщины заплетено много косичек. У узбеков не принято ходить девушкам с распущенными волосами,поэтому они их заплетают в косички. В узбекской традиции количество кос указывало на возраст и статус женщины. До замужества – 40. В браке – две. По достижении 80 лет их снова становилось 40, как указание на почтенный возраст.
Теперь мы с вами рассмотрим, какие же основные блюда относятся к узбекскому народу (Воспитатель совместно с детьми рассматривает картинки с блюдами)
Может кто из вас знает какие нибудь блюда,что здесь изображены. ?
Д: Да, плов, лепешки!
В: Верно!
Одним из главных блюда узбекского народа является узбекский плов,его в основном делали из баранины!
Еще узбекский народ славится своими узбекскими лепешками (национальный хлеб, и очень любят пить зеленый чай.
В: А сейчас я вам предлагаю немного побыть узбеками и заплести нашим куклам моделям косички! Справитесь?
Д: Даааа (Дети подходят к трем куклам группами и заплетают косички)
В: Здорово у вас получилось!
И перед тем как отправится в гости к следующему народу, я предлагаю, нам немного отдохнуть.
Физминутка
(дети самостоятельно делают и читают)
Д:Поезжай за моря-океаны,
(Дети «едут»).
Надо всею Землей пролети:
(Дети «летят».)
Есть на свете различные страны,
(Разводят руки в стороны.)
Но такой, как у нас, не найти.
(Отрицательно качают головой)
Глубоки наши светлые воды,
(Дети приседают.)
Широка и привольна земля,
(Дети встают. Руки в стороны.)
И гремят, не смолкая, заводы,
(«Стучат» руками перед собой.)
И шумят, расцветая поля…
(Плавные взмахи руками,
разведенными в стороны.)
В: А мы снова отправляемся в гости!
(звучит национальная татарская музыка) Дети подходят к третьему демонстрационному стенду.)
В: Мы пришли в гости к татарам!
Давайте рассмотрим, в каком жилище раньше жили татары. (Совместно рассматривают изображение татарского дома)
Раньше татары жили в юртах (это национальное жилище которое можно разобрать при переезде). Внутри юрты стены богато развешаны полотенцами, яркими салфетками и скатертями, покрывалами. Как вы думаете, если бы в доме не развешивали тканые полотенца, скатерти, занавески, был бы он таким красивым, уютным?
Д: Нет!
Татары всегда старались украсить свои жилища, поэтому в доме было красиво и празднично.
В:Посмотрите на полотенца, салфетки. Какие чудесные узоры на них вышиты. Как вы думаете,как они называются?
Д: Татарские национальные узоры
В: А из чего они состоят?
Д: Из цветов, листьев.
В: Отличается ли жилище татар от жилищ мордовского и узбекского народа?
Д: Да! Мордовский народ жил в деревянных домах, узбекский в каменном а татарский в юртах.
В: Все верно!
Давайте рассмотри национальные костюмы татар!
Посмотрите, какие цвета больше присутствуют?
Д: Белый, черный, зеленый, голубой.
В: Да! Основные цвета национальных костюмов татар- бордовый, синий, жёлтый, белый, зелёный.
Посмотрите на девушку, в чем она одета? Что у нее на голове?
Д: Шапка!
В:Ребята, это - калфак – девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками.
Это платье, поверх платья одевали жилет – камзол и фартук с красивыми узорами. Вся одежда из ярких, дорогих тканей, расшита орнаментом, который включает в себя растительные элементы узора (цветы, листья, веточки).
(Рассматривают изображение национальных костюмов татар.)
В: Как вы думаете, всегда ли женщины одевали такую нарядную, богато украшенную одежду?
Д: Нет!
В:Правильно, эта одежда считалась праздничной и одевалась по особым случаям.
В: Раньше мужчины и мальчики носили рубахи, а поверх рубах одевали жилеты, а чтобы костюмы были красивыми их украшали различным орнаментом, вышивали различные узоры. А на голове носили …
В:Ребята, вы знаете, что это такое?
Д: Да! Это тюбетейка.
В: Все верно! Как и узбеки, татары так же носили тюбетейку, но она отличались орнаментами (рисунок на одежде).
В: Давайте же посмотрим какие же национальные блюда есть у татар!
В: Так же как и узбеки татары очень любят мясо баранины и так же готовят плов! Но основными блюдами являются блюда из теста. Это-учпочмак (начинка мелко нарезанная картошка с луком и фарш, Бу зур-бялеш (начинка мясо, картошка, лук, разрезанные на кусочки, специи по вкусу, Бу чак-чак (пекут в кастрюле с большим количеством масла. Размешивают,пока они не разрумянились, потом их вынимают и заливают сахарным сиропом оформляют в форме конуса. Чак-чак -это свадебное кушанье)
(Рассматриваю картинку с изображением блюд)
В: какие интересные названия блюд!
Д: Да!
А я вам предлагаю собрать пазлы с этими самыми блюдами. (Дети собирают три картинки- пазла с блюдами)
В: Давайте посмотрим,что у вас получилось и назовем блюда еще раз (воспитатель показывает на картинку с блюдом, дети отвечают)
Д:Учпочмак!
Бу зур бялеш!
Бу чак-чак!
В: Идем дальше в следующие гости!
(звучит русская народная музыка) Дети подходят к четвертому демонстрационному стенду.)
В: Как вы думаете, у кого мы в гостях?
Д: В русском подворье!
В: Все верно! Давайте рассмотри русскую избу!
(Рассматривают дом русского народа.)
В: Из чего сделана русская изба?
Д: Из бревен!
В: Дом, какого народа тоже был из бревен?
Д: Мордовского!
В: Верно!
В:Лучшая комната в избе, называлась горницей.
А главным атрибутом избы была конечно же печь. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
В: Давайте посмотрим какую же одежу носил русский народ!
Главная часть русского народного костюма рубаха- это длинная, ниже колен одежа,которая шилась из хлопка, льна или шелка. Подол рукова,а так же ворот украшали вышивкой.
(Рассматриваю картинки с национальными костюмами русского народа)
Поверх рубахи женщины носили сарафан повязывая широким поясом. Головной убор у женщин был кокошник. Его расшивали золотыми нитями.
Мужские красные рубахи считались праздничными. Главной деталью рубахи являлся пояс. Считалось,что он был оберегом и защищал от недобрых сил. Снизу мужчины носили порты (штаны) На голове мужчины носили колпаки!
Ребята,а какие основные цвета вы видите на одежде?
Д:Красные и белые.
В: Верно. Это основные цвета русского костюма они означают чистоту и красоту.
В: Давайте теперь рассмотрим какие же блюда ел русский народ в старину.
(Рассматривают картинки с блюдами)
В:Посмотрите внимательно на картинки, какие блюда вам известны?
Д: хлеб, пироги, блины, каша, кисель
В: Да ребята, Только хлеб на Руси раньше назывался –каравай! Не одно застолье не проходило без каравая и пирогов.
В: А как вы думаете,чем ели кашу на Руси?
Д: Ложками
В: Такими,как мы едим в саду и дома?
Д:Да!
В: Нет ребята, раньше практически вся посуда была сделана из дерева и глины. Ложки были деревянными. и они были не только для еды, их еще использовали, как музыкальный инструмент.
В: Сейчас, я, вам предлагаю окунуться в старину и сыграть на деревянных ложках.
(Воспитатель раздает всем детям по паре деревянных ложек и показывает как правильно их взять. Звучит русская народная музыка и дети повторяют за воспитателем)
Б: Я тоже хочу поиграть на ложках!
В: Конечно Буратино! И ты с нами сыграй
В: (смотрит на часы) Ой ребята,нам пора возвращаться в детский сад.
Звучит детская музыка.
Заключительная часть (рефлексия)
В: Вот мы и снова в нашем саду! Буратино, ты запомнил, у кого в гостях мы были?
Б: Ооо, Ээээ,
В: Как же так? Эх Буратино, Буратино….Ребята, давайте напомним, у кого мы были в гостях?
Д: Мы были в гостях у мордовского народа, узбекского, татарского и русского народа.
В: А чем отличаются дома этих народов?
Д: мордовский и русский сделаны из дерева и бревен, татарский разборный дом и называется юрта, а узбекский сделан из камня и глины.
В: Отличаются ли костюмы народов?
Д:Да! Каждый народ имеет свои цвета в костюмах,а так же они отличаются узорами и головными уборами.
В: А у всех ли народов одинаковые блюда.
Д: Нет. Есть схожие блюа, но у каждого народа оно особенное и отличается от других
В: Надеюсь Буратино,ты все запомнил?
Б: Да! Теперь я все запомнил. Мне пора прощаться с вами! До свидания ребята (Буратино уходит)
Д: До свидания, Буратино
В: Вы были все сегодня молодцы!