Княжева Светлана Васильевна
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Прогулка по лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе.
Образовательная область «Познание»
Тема «Прогулка по лесу»
Цель: Способствовать развитию познавательной и социальной активности детей в процессе формирования первоначальных экологических знаний на основе интерактивных образовательных технологий.
Задачи:
1. Образовательнаые:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-развивать представление о значении леса в жизни человека, о природоохранительной деятельности человека.
-развивать умение использовать модели взаимосвязи растений и животных,леса и человека.
2. Развивающие:
-развивать интеллектуальную активность, умение свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы,устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу;
-развивать речь и навыки свободного общения в ситуации коллективного взаимодействия ;умения высказывать, выслушивать ответы сверстников, анализировать собственное поведение.
3. Воспитательные:
-развивать умение взаимодействовать со сверстниками в команде, в паре при решении одной задачи на основе сотрудничества: умение договариваться, распределять роли и действовать с учётом умений и пожеланий друг друга, сопереживать, оказывать взаимопомощь.
Формы организации: интерактивная игра, фронтальная, групповая, в парах.
Средства:
1. Интерактивные игры «Дерево знаний», «Хоровод»
2. Модели.
3. Наглядное пособие:
а.)модель дерева с картинками, обозначающие животные и растения леса и домашние животные,
б.)конверты со знаками отображающими взаимосвязь зверей и леса, насекомых и леса, птиц и леса;
в.)шишка кедровая;
г.)корзина с дарами леса.
4. Атрибуты: шапочки «лесовички»на каждого ребёнка, накидка «Осень» для воспитателя.
5. Ноутбук, флешка с записью «Звуки природы»
6. Листы для рисования (А3-2листа, карандаши.
Ход занятия.
1. Вступление.
В: Ребята,а вы любите когда приходят гости (ответы детей)
В: А что ещё любите (ответы детей)
В: Ребята,а хотите узнать, что люблю я?
(Я очень люблю гулять по осеннему лесу. Идёшь по тропинке, а по ногами шелестит опавшая листва, поют птицы, светит тёплое солнышко….)
В: А вы любите бывать в лесу (ответы детей)
В:Хотели бы сейчас оказаться там (ответы детей)
В:А как мы можем оказаться в лесу ( ответы детей: на машине, пешком, с помощью волшебных слов и т. д)
В:Давайте попробуем использовать волшебные слова. А какие волшебные слова вы знаете ( ответы детей: я три раза повернусь и в лесу окажусь….и т. д)
В:Отправляемся в лес….закрываем глаза и произносим волшебные слова…
(воспитатель «превращается в хозяйку леса», а дети «лесовички- помощники»).
2. Основная часть.
(Дети открывают глаза)
В:Мы очутились в волшебном лесу. Я сейчас не Светлана Васильевна, а хозяйка леса, а вы мои лесовички -помощники, у меня для вас есть шапочки (надеваем шапочки)
В:Лесовички у меня в лесу очень много дел, хотите мне помочь (ответы детей)
В:А знаете ли вы,что такое лес (ответы детей)
В:Вот и первое препятствие….
«Лесная полянка»
В:Мне сорока-белобока на своём хвосте принесла весть… :Хотите узнать какую? (ответы детей)
«Появился мальчик Петя, который из леса уносит животных домой. Он думает, что они могут погибнут в лесу»
В:Лесовички,правильно ли поступает Петя (ответы детей)
В:А почему дикие животные не смогут жить в домашних (городских)условиях?
В:Как мы можем помочь животным ( ответы детей: спасти,вернуть обратно в лес и т. д)
В:Лесовички,я предлагаю зайти к нему в дом и посмотреть, каких животных Петя принёс домой.
(Ребята «заходят в дом»- на столе разложены предметные картинки диких и домашних животных)
В:Лесовички внимательно посмотрите на всех животных. Какие животные здесь находятся ( ответы детей: дикие и домашние)
В: Каких животных нам нужно спасать ( ответы детей: диких)
В:Что бы спасти животных нам нужно взять по одному животному и поместить их у дерева (макет дерева).
В:Давайте посмотрим каких животных нам удалось спасти… Я спасла ёжика(ёжик- осенью готовится к зимней спячке, т. к он маленький его зимой засыпает снегом, а ещё зимой для него нет пищи….)
В:А ты кого спас Лесовичок- Саша (каждый лесовичок рассказывает о своём животном, какого он спас (лиса, заяц, белка и т. д)
В: Какие вы молодцы спасли животных!
В: Лесовички,какой совет мы можем дать Пете? (ответы детей)
СОВЕТ: Нельзя из леса уносить животных!
В: Оказывается ЛЕС- это птицы, звери и насекомые!
В: Вы согласны со мной? (ответы детей)
В: Молодцы лесовички, вы настоящие спасатели!
«Лаборатория»
В: А сейчас я хочу пригласить вас в свою лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория (ответы детей)
В: Лаборатория – это место, где проводят опыты и исследования. А мы с вами будем исследовать, как лес связан с птицами, зверями, насекомыми.
В: Посмотрите у меня есть конверты…. Хотите узнать, что в них?
В: Открываем конверты, а в них условные знаки. Что они обозначают ( ответы детей: лес, насекомые, звери, птицы, знак взаимосвязь).
В: У меня 3 конверта, а вас много, как нам поступить, что бы каждый принял участие в исследовании ( ответы детей: поделиться на пары, найти себе друга и т. д)
В :Находите себе друга и выбирайте место,где вы будете проводить исследования.
В: Вам нужно правильно выложить схему и обсудить, как связан лес и ваше животное. Как животное (птицы, насекомые, звери) помогают лесу и как лес помогает животным (птицам, зверям, насекомым) .
- 1-й конверт: птицы, лес,взаимосвязь
- 2-й конверт: звери, лес, взаимосвязь
- 3-й конверт: насекомые, лес, взаимосвязь
В: Но вначале вспомним, как работать в паре ( ответы детей: не спорить, работать дружно, уметь договариваться)
(пары раскладывают схемы)
В: Кто готов? Что у вас получилось? (ответы в парах)
( Лес- птицы: защищают от вредных насекомых; опыляют растения, лес- насекомые: опыляют растения; лес- звери: рыхлят, удобряют землю, так же переносят семена и т. д.)
В: Лесовички,какой вывод можем сделать (ответы детей)
Лес-это сообщество животных и растений.
В: Лесовички, посмотрите на схемы, кого тут не хватает (ответы детей)
В: Да, здесь не хватает человека.
Круг «Как человек помогает лесу»
В:Лесовички, а как человек заботится о лесе (ответы детей)
В:. Я вам предлагаю встать в круг. В кругу мы будем передавать шишку и каждый сможет высказать своё мнение, а ещё мы вспомним правила поведения в лесу.
В: Но, вначале мы вспомним,как работаем в кругу. ( ответы детей: отвечает тот у кого в руках шишка, слушаем внимательно не перебиваем и т. д)
(дети по кругу рассказывают как человек заботится о лесе, вспоминают правила поведения в лесу. (если дети затрудняются можно использовать картинки)
В: Молодцы лесовички! А что лес даёт человеку?
«Волшебная корзинка»
В :Мы вспомнили,как человек заботится о лесе. А, что же лес даёт человеку? Посмотрите у меня есть корзинка «Кладовая».Хотите узнать, что в ней находится?
В: Лесовички,что такое «Кладовая»( ответы детей: это место,где хранят запасы на зиму и т. д)
В: Где мы можем расположиться ( ответы детей: на стульчиках, на полу и т. д).
В: Нужно достать предмет из корзинки, рассказать, как человек его использует. (дети по желанию достают предмет и рассказывают о нём)
(грибы, ягоды, береста, мох, изделия из древесины и т. д)
В: Что такое лес для человека (ответы детей)
В: Лесовички, представьте,если не будет леса? (ответы детей)
(рассматривание энциклопедии).
В: Лес даёт человеку- питание, питьё, лечение, кислород, тепло, жильё .
Значит лес –это растения, животные и человек.
Заключительная часть
В: Молодцы лесовички. Вот и заканчивается наша прогулка по лесу, пора возвращаться в группу. Закрываем глазки и произносим волшебные слова и 1,2,3 открываем глазки.
В: Вот мы в группе. Ребята,где мы были? Что делали ( ответы детей: спасали животных, проводили исследования, вспомнили правила поведения в лесу, узнали, что лес даёт человеку)
В: Ребята так, что же такое лес (ответы детей)
Лес-это растения (деревья, кустарники, травы, цветы, животные (птицы, насекомые, звери, а так же человек.
В: Молодцы ребята!
Литература:
1. Е. И. Золотова. Знакомим дошкольников с миром животных. М. :Просвещение,1991.
2. А. К. Матвеева. Как знакомить дошкольников с природой. М. : Просвещение,1983.
3. О. Л. Степанова. Большая книга необходимых знаний дошкольника. М. : ОЛМА ПРЕСС, 2006.