Баранова Надежда
Сценарий народного фольклорного праздника «Сорок сорок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• Пробудить в детях интерес к русскому фольклору, к богатому миру человеческих эмоций, связанных со старым традиционным бытом.
• Развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы; эстетические чувства, переживания; творческие способности.
• Воспитывать гостеприимство, желание быть добрыми, щедрыми; уважительное отношение к русскому народному творчеству; традициям и обычаям народа.
Публикация «Сценарий народного фольклорного праздника „Сорок сорок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
• Расширять представления детей о жизни в старину.
• Познакомить с обычаями, традициями, праздниками русского народа; играми и развлечениями на праздниках.
• Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора : закличками, прибаутками, песенками, пословицами, поговорками.
• Создавать у детей праздничное настроение при общении с русским фольклором; активизировать познавательную деятельность.
• Вызывать эмоциональный отклик на яркие народные образы.
Оборудование:
• Зал нарядно украшен вышитыми рушниками, цветными лентами, цветам
• Костюмы:
Предварительная работа:
Разучивание старинных народных игр с пением : «Золотые ворота», «Горелки с платочком»,«Гори,гори ясно» чтение и заучивание песенок-закличек: «Весна, весна», «Жаворонки, прилетите», «Жаворонки».
Ход праздника:
Дети в народных костюмах с атрибутами в руках (печенье» жаворонки» на палочках) заходят в зал, садятся на стулья.
Ведущий.
Сегодня здесь весну встречаем
И с поклоном приглашаем
Всех, кто любит веселиться,
И смеяться, и резвиться.
ВЕДУЩИЙ: В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть. По народному календарю первый месяц весны богат праздниками.
22 марта на Руси издавна отмечали праздник Жаворонки — день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется, наступает день весеннего равноденствия, и начинается настоящая весна.
В народе так и говорили : «Жаворонок за собой сорок птиц привел».
Ребята, в начале марта вы развешивали птиц на веточках березы, на кустах. Этих птичек называют птички-веснянки. С птичками вы зазывали весну. Эти птички нам напомнили о старинном русском народном празднике «Сороки». Это весенний праздник, когда весёлыми песнями-закличками дети тоже звали весну. В старину на Руси хозяйки пекли печенье из теста в форме таких птичек-жаворонков. «Жаворонки» раздавали детям, те бежали на улицу на возвышенное место и начинали песни-заклички петь, весну звать (закликать).
Вот и вы сегодня тоже, соблюдая традиции русского народа, налепили жаворонков из теста. Скоро они испекутся, и мы будем закликать весну
И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали обряд - заклинание весны. В народе так и говорили об этом дне:
- Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.
Ребята, а вы знаете народные приметы, обряды.
Дети: Да! Весенние заклички (веснянки).
1. Ребенок
Весна, весна проснись ото сна!
А ты, зима, ступай за моря!
Пусть зима уходит в прок!
Весну пустим на порог!
2. Ребенок
Нам, зима, ты надоела
И весь хлеб у нас поела,
Все дрова у нас пожгла,
С крыш солому унесла!
3. Ребенок
Весна, весна, проснись ото сна!
Нам зима наскучила,
Холодом измучила!
(Дети проходят ворота и встают в хоровод)
Дарья:
-Давайте еще один обряд проведём закличку «Жаворонок, жаворонок»! споем.
(Дети стоят в кругу и поют закличку «Жаворонок, жаворонок»)
Жаворонки, ноги тонки!
Прилетите к нам, принесите нам,
Конфетки на ветки, Весну-красну, лету тёплую!
(Звучит аудиозапись пения птиц. Появляется Жаворонок.)
Жаворонок. Здравствуйте, ребятушки
Я к вам прилетел,
Студёно зиму унести!
Принести Весну-кросну на своем хвосту!
Прилетел с добром и теплом.
2. Ребенок.
Ну а где весна?
(Ребенок обходит жаворонка, осматривает)
1. Ребенок. Жаворонок
- Летел я через поля, леса, реки на своем хвосту Весну – кросну нёс, да где-то оборонил. (изображает плачь).
Ведущий: Жаворонушка, не плачь, спой нам свою весеннею песенку.
Ребенок. Жаворонок (мотает головой, отказывается)
Ведущий: А ну, ребятки, давайте жаворонка развеселим, становись с нами в круг поиграем в Игру «Жаворонок».
Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
В небе жаворонок пел, колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине, спрятал песенку в траве,
Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год.
Дети закрывают глаза, водящий прячет колокольчик за ребенком, нашедший звонит в колокольчик, затем происходит смена ведущего.
(Дети садятся на стульчики после игры).
Ребенок Жаворонок
-Не приходит весна. Не помогают ваши обряды.
Ребенок (выходит один ребенок)
- Я знаю как помочь. Мне бабушка рассказывала про один обряд. В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощение.
-Мороз красный нос, вот тебе хлеб и овес!
А теперь убирайся на север отправляйся!
(Дети встают в круг и изображают, кидание хлебных шариков)
Ведущий: Давайте, ребята, поможем Жавороноку, расскажем стихи о весне. Весна нас услышит придет.
Ведущий: Я знаю игру-обряд: “Ручеек”
Это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
— Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна.
Звучит радостное щебетание птиц (фонограмма).
Дети садятся на стулья.
Весна входит с коромыслом, на котором одно ведро тёмное, второе светлое.
(Жаворонок становится радостный)
Ребенок Жаворонок
- Здравствуй милая весна, как я рад что ты нашлась.
-Полечу я по полям, по лесам, радостную весть разнесу, что весна пришла.
(Жаворонок улетает.)
Весна:
— Я Весна красна!
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугу ращу цветочки.
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу,
Людям радость я несу!
Ведущий: Весна-красна, а что это у тебя за коромысло?
Весна: — Коромысло не простое. Видите, на нём два волшебных ведёрка? В одном, тёмном, тёмная ночь живёт. В другом, светлом, ясный день.
Ведущий: Ой, как интересно. А какое из них легче, а какое тяжелее?
Весна: Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня день весеннего равноденствия, день равен ночи. А дальше светлое ведро всё тяжелее становиться будет, потому что день расти начинает.
Ведущий: Весна-красна, долго мы тебя ждали. Давай с нами поиграешь в народную игру "Гори, гори ясно"
(Дети встают на игру).
Ведущий: Наши дети хотят с тобой поиграть в весёлую игру «Карусель»
(Игра «Карусель)
По сигналу ведущего дети громко произносят:
«Еле-еле, еле-еле.
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, гак дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки; Игра повторяется, дети двигаются по кругу в другую сторону.
Весна:В моём волшебном светлом ведёрке принесла я вам загадки. Какие птицы вестники весны?
1. Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг! (Грач)
2. Спереди у птички шильце, позади у птички вильце
Птичка мала, да за морем была! (Ласточка)
3. Стоит ствол, на стволе кол.
На колу - дворец, во дворце - певец! Кто это? (Скворец)
4. Когда весенний лес весну торжественно встречает,
Колдунья серая усердно годы нам считает. (кукушка)
5. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.
Он соло пел среди ветвей, певца назвали. (Соловей)
6. Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют? (Жаворонок)
Весна: Молодцы все правильно ответили
Чтобы стало веселей прочитайте стихи скорей.
Ведущий: А сейчас приглашаю всех на общий хоровод с Весной-красной.
Хоровод «Весну ждали».
Ведущий: Молодцы ребята. За ваше старание примите от нас угощение. Вот вам пирожки – «жаворонушки». Не забудьте, ребятушки, дома птичек тоже угостить, чтобы птички прилетели к вашему дому. Жаворонков - символ света, солнца и весны. Угощают детей выпечкой и говорят : «Эти жаворонки непростые, а со значением, с денежкой – к богатству, с маком - к веселью, с зерном - для богатого урожая. А теперь, милости просим, к столу. У нас и чай готов.