Кравцова Оксана Николаевна
Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников
"Яблоко" (Занятие для детей 5-6 лет)
Цель: Определить основания конфликта и найти выход из него с помощью
различения.
Детям старшего дошкольного возраста предлагают разобраться с
вымышленной конфликтной ситуацией.
Петя и Вася подрались. Воспитатель стал выяснять причину.
Я подрался с Васей, потому что он делает неправильно. У него есть
яблоко, а он мне не дает откусить. Но ведь надо же делиться! Кто не делится,
тот делает неправильно! – говорит Петя.
Публикация «Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
- Это Петя делает неправильно! Это яблоко не его. А чужое нельзя брать,
мне так мама говорила - считает Вася.
Воспитатель предлагает дошкольникам решить кто же прав в этой
ситуации. Если детям сложно удержать сюжет этой ситуации, можно использовать
фланелеграф с фигурками как метками.
Первый шаг – разделение группы детей на сторонников Пети и сторонников
Васи. Как правило, часть детей говорит, что прав Петя. Они тоже считают, что
надо делиться с друзьями, а кто не делится – тот жадина. А часть детей считают,
что прав, конечно же, Вася – чужое брать нельзя ни в коем случае. Естественно
дети считают правыми только себя и совершенно неправыми – сторонников
другой точки зрения.
Далее педагог делает следующий шаг: он «перемещает» детей на
противоположную точку зрения относительно этой ситуации. Для этого
воспитатель может использовать разные приемы. Например, воспитатель
предлагает сторонникам Васи ответить на вопрос - «Так ли плохо делиться с
товарищем». Воспитатель приводит известные ему случаи из жизни группы,
просит детей самих вспомнить, что они чувствовали, когда с ними делились или
они делились с ребятами. Как правило, дети без патологии испытывают приятные
чувства по этому поводу.
- У Тани были карандаши, а у меня нет. Мне так хотелось порисовать! А
попросить я стеснялась. Таня сама вдруг дала мне свои карандаши. Мы стали
рисовать вместе. Мне было очень хорошо.
- А я даже стала гордой. Мне не жалко было карандашей. И Лена так
обрадовалась.
Подобных примеров дети могут вспомнить очень много. Аналогичную
работу проводит воспитатель с группой сторонников Пети. И ребята так же
охотно, на других случаях могут пояснить, почему плохо брать чужое. Как обидно
человеку, если у него что-то взяли. Так что опыт детей в этой области достаточно
богат, да и мнение родителей по этой теме для детей не является секретом. При
работе воспитатель отслеживает следующие моменты: удалось ли ребенку
переместиться на противоположную точку зрения, не «сползает» ли он на
первоначальное видение. Такое бывает, если ребенок «застрял» на Васе и Пете и
не может рассматривать никаких других случаев. Воспитатель должен нащупать
реальный опыт этого ребенка и переместить его в анализ этого опыта, оторвав
временно от «яблока раздора».
Следующий этап – удержание двух точек зрения одновременно. Это
нелегко сделать не только малышу, но и некоторым взрослым. Наше сознание не
любит противоречий. Воспитатель возвращает детей от их собственных
воспоминаний к ситуации Васи и Пети. Теперь у детей получается, что оба
мальчика правы, ведь они 'выяснили, что делиться хорошо, а кто не делится –
поступает плохо, но так же справедливо и другое мнение – брать чужое нехорошо.
Как же так получается, что оба мальчика правы, а возникает ссора, по мнению
детей явно недопустимая и неправильная вещь.
Наступает пора действия. Воспитатель предлагает детям сыграть Васю и
Петю, но так, чтобы до конфликта дело не дошло. Сколько бы вариантов не
игралось, к счастливому концу приводит один.
- У Васи яблоко, значит, Вася и делиться должен. А Петя не должен у Васи
яблоко отнимать, яблоко же не его.
Дети с ситуацией справились. Но теперь перед ними ставится задача
помощи Васе и Пете. Что надо сделать, что объяснить этим мальчикам.
Утверждение и Васи и Пети верны, а действия и того и другого неправильны. В
чем причина? Как такое может быть? Разрешить ситуацию силовым методом не
получается так как будут обижены либо Вася, либо Петя. Дошкольники очень
быстро догадываются, что они знают такое, чего Вася и Петя не знают.
- Васе надо объяснить, что надо делиться, а кто не делиться тот жадина. А
Пете надо наоборот, рассказать, что вещи бывают свои и чужие и чужое брать
нельзя. Вот если б им так поменяться (имеется в виду своими представлениями,
то ссоры бы не было, - говорит один ребенок.
- Вася про это яблоко думает только чужое оно или свое. Он наверно про
все вещи так думает. А Петя так про яблоко не думает, ему все равно чужое оно
или его. Он, наверно про все думает, с кем бы поделиться, - считает бывший
Петин сторонник.
Для педагога важно то, что теперь ребята рассматривают два возможных
видения одной и той же вещи, причем это самостоятельные видения, не зависимые
пока друг от друга. Действительно яблоко может быть своим и чужим и
одновременно оно может быть предметом дружеского поделиться или не
поделиться. Само яблоко допускает такое отношение.
Последний шаг этого педагогического акта состоит в том, что дети
объясняют Васе и Пете истинную причину их спора (разное видение одного и того
же) и предлагают решение на уровне связи двух «свойств» яблока:
- Можно делиться только своим, а чужим делиться не надо.
Приведенный акт работы является лишь первым этапом обучения ребенка.
Полный цикл педагогической работы включает в себя, помимо разбора
вымышленной ситуации, разбор реальной ситуации, со знакомыми детьми,
разрешение ситуации, в которой ребенок является ее непосредственным
участником и, следовательно, несвободен от предвзятости и эмоций, обнаружение
«скрытой» ситуации, требующий подобного разбора. Кроме того, сам цикл
должен быть повторен на разном материале.
Демонстрируемый фрагмент работы взывает, как минимум, три совершенно
различных понимания о содержании, то есть о цели педагогической работы,
реализуемой в данном фрагменте.
Первая версия содержания – нравственное воспитание. Детей учат правилам
и нормам поведения. Как правильно и неправильно поступать. В данном
фрагменте их учат двум нравственным принципам – надо делиться и нельзя брать
чужое.
Вторая версия – педагог учит детей разрешать конфликты. Дети учатся
понимать другого и находить решение, которое устраивало бы обе
конфликтующие стороны.
Третья версия – детей учат различительной работе, восстановлению за
различными мнениями об одном и том же различных свойств объекта.
Все три варианта работы с содержанием возможны, однако, в данном
методическом пособии мы делаем акцент на развитии способности различения.