МААМ-картинки

Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников

Кравцова Оксана Николаевна
Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников

"Яблоко" (Занятие для детей 5-6 лет)

Цель: Определить основания конфликта и найти выход из него с помощью

различения.

Детям старшего дошкольного возраста предлагают разобраться с

вымышленной конфликтной ситуацией.

Петя и Вася подрались. Воспитатель стал выяснять причину.

Я подрался с Васей, потому что он делает неправильно. У него есть

яблоко, а он мне не дает откусить. Но ведь надо же делиться! Кто не делится,

тот делает неправильно! – говорит Петя.

Публикация «Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников» размещена в разделах

- Это Петя делает неправильно! Это яблоко не его. А чужое нельзя брать,

мне так мама говорила - считает Вася.

Воспитатель предлагает дошкольникам решить кто же прав в этой

ситуации. Если детям сложно удержать сюжет этой ситуации, можно использовать

фланелеграф с фигурками как метками.

Первый шаг – разделение группы детей на сторонников Пети и сторонников

Васи. Как правило, часть детей говорит, что прав Петя. Они тоже считают, что

надо делиться с друзьями, а кто не делится – тот жадина. А часть детей считают,

что прав, конечно же, Вася – чужое брать нельзя ни в коем случае. Естественно

дети считают правыми только себя и совершенно неправыми – сторонников

другой точки зрения.

Далее педагог делает следующий шаг: он «перемещает» детей на

противоположную точку зрения относительно этой ситуации. Для этого

воспитатель может использовать разные приемы. Например, воспитатель

предлагает сторонникам Васи ответить на вопрос - «Так ли плохо делиться с

товарищем». Воспитатель приводит известные ему случаи из жизни группы,

просит детей самих вспомнить, что они чувствовали, когда с ними делились или

они делились с ребятами. Как правило, дети без патологии испытывают приятные

чувства по этому поводу.

- У Тани были карандаши, а у меня нет. Мне так хотелось порисовать! А

попросить я стеснялась. Таня сама вдруг дала мне свои карандаши. Мы стали

рисовать вместе. Мне было очень хорошо.

- А я даже стала гордой. Мне не жалко было карандашей. И Лена так

обрадовалась.

Подобных примеров дети могут вспомнить очень много. Аналогичную

работу проводит воспитатель с группой сторонников Пети. И ребята так же

охотно, на других случаях могут пояснить, почему плохо брать чужое. Как обидно

человеку, если у него что-то взяли. Так что опыт детей в этой области достаточно

богат, да и мнение родителей по этой теме для детей не является секретом. При

работе воспитатель отслеживает следующие моменты: удалось ли ребенку

переместиться на противоположную точку зрения, не «сползает» ли он на

первоначальное видение. Такое бывает, если ребенок «застрял» на Васе и Пете и

не может рассматривать никаких других случаев. Воспитатель должен нащупать

реальный опыт этого ребенка и переместить его в анализ этого опыта, оторвав

временно от «яблока раздора».

Следующий этап – удержание двух точек зрения одновременно. Это

нелегко сделать не только малышу, но и некоторым взрослым. Наше сознание не

любит противоречий. Воспитатель возвращает детей от их собственных

воспоминаний к ситуации Васи и Пети. Теперь у детей получается, что оба

мальчика правы, ведь они 'выяснили, что делиться хорошо, а кто не делится –

поступает плохо, но так же справедливо и другое мнение – брать чужое нехорошо.

Как же так получается, что оба мальчика правы, а возникает ссора, по мнению

детей явно недопустимая и неправильная вещь.

Наступает пора действия. Воспитатель предлагает детям сыграть Васю и

Петю, но так, чтобы до конфликта дело не дошло. Сколько бы вариантов не

игралось, к счастливому концу приводит один.

- У Васи яблоко, значит, Вася и делиться должен. А Петя не должен у Васи

яблоко отнимать, яблоко же не его.

Дети с ситуацией справились. Но теперь перед ними ставится задача

помощи Васе и Пете. Что надо сделать, что объяснить этим мальчикам.

Утверждение и Васи и Пети верны, а действия и того и другого неправильны. В

чем причина? Как такое может быть? Разрешить ситуацию силовым методом не

получается так как будут обижены либо Вася, либо Петя. Дошкольники очень

быстро догадываются, что они знают такое, чего Вася и Петя не знают.

- Васе надо объяснить, что надо делиться, а кто не делиться тот жадина. А

Пете надо наоборот, рассказать, что вещи бывают свои и чужие и чужое брать

нельзя. Вот если б им так поменяться (имеется в виду своими представлениями,

то ссоры бы не было, - говорит один ребенок.

- Вася про это яблоко думает только чужое оно или свое. Он наверно про

все вещи так думает. А Петя так про яблоко не думает, ему все равно чужое оно

или его. Он, наверно про все думает, с кем бы поделиться, - считает бывший

Петин сторонник.

Для педагога важно то, что теперь ребята рассматривают два возможных

видения одной и той же вещи, причем это самостоятельные видения, не зависимые

пока друг от друга. Действительно яблоко может быть своим и чужим и

одновременно оно может быть предметом дружеского поделиться или не

поделиться. Само яблоко допускает такое отношение.

Последний шаг этого педагогического акта состоит в том, что дети

объясняют Васе и Пете истинную причину их спора (разное видение одного и того

же) и предлагают решение на уровне связи двух «свойств» яблока:

- Можно делиться только своим, а чужим делиться не надо.

Приведенный акт работы является лишь первым этапом обучения ребенка.

Полный цикл педагогической работы включает в себя, помимо разбора

вымышленной ситуации, разбор реальной ситуации, со знакомыми детьми,

разрешение ситуации, в которой ребенок является ее непосредственным

участником и, следовательно, несвободен от предвзятости и эмоций, обнаружение

«скрытой» ситуации, требующий подобного разбора. Кроме того, сам цикл

должен быть повторен на разном материале.

Демонстрируемый фрагмент работы взывает, как минимум, три совершенно

различных понимания о содержании, то есть о цели педагогической работы,

реализуемой в данном фрагменте.

Первая версия содержания – нравственное воспитание. Детей учат правилам

и нормам поведения. Как правильно и неправильно поступать. В данном

фрагменте их учат двум нравственным принципам – надо делиться и нельзя брать

чужое.

Вторая версия – педагог учит детей разрешать конфликты. Дети учатся

понимать другого и находить решение, которое устраивало бы обе

конфликтующие стороны.

Третья версия – детей учат различительной работе, восстановлению за

различными мнениями об одном и том же различных свойств объекта.

Все три варианта работы с содержанием возможны, однако, в данном

методическом пособии мы делаем акцент на развитии способности различения.

Публикации по теме:

Индивидуальная работа по развитию у детей описательной речи с элементами моделирования.Индивидуальная работа по развитию у детей описательной речи с элементами моделирования. h3]Тема: «Яблоко». [/h3] Мотивация: коррекция описательной речи. Цель: обогащение сенсорного опыта детей, необходимого для построения.

Механизм ознакомления детей 5–6 лет с миром семьи посредством игровой деятельности. Актуальность проектируемого процессаознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром семьи посредством игровой деятельности обусловлена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников
Опубликовано: 1 апреля 2015 в 22:21
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий на развитие способности и различения у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Кравцова Оксана Николаевна (УИ 331528) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД