наталья белякова
Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №14»
Сценарий мероприятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
с детьми подготовительной группы
Темочки:
- Богатыри
- Богатыри. Сценарии развлечений
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель занятия: Воспитание творчески развитой личности; приобщение к русскому народному творчеству и обогащение двигательного опыта дошкольников посредством народных игр, забав.
Задачи:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской;
2. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче; 3. Познакомить детей с оружием богатырей, с пословицами, поговорками о смелости, отваге, Родине;
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, традиций, преданий о русских богатырях;
5. Развивать ловкость, сообразительность, внимание и наблюдательность;
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Активизация словаря:
Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, топкие болота, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и стрелы, ножи, кинжал, гусли.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
Чтение отрывков о былинных богатырях : «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Просмотр былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист- Ясный Сокол»,
«Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».
Продуктивная деятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».
Оборудование:
Иллюстрации богатырей Древней Руси; изображения Кащея Бессмертного, Соловья - разбойника, Змея – Горыныча;
карточки с изображением оружия богатырей (меч, булава, кистень и т. д.); костюмы богатырей и гусляра, канаты, камень на распутьи - три дороги, 2 коня-игрушки, камушки – кирпичики, 3 гелевых шара - (головы Змея – Горыныча, 2 корзины с шариками из сухого бассейна, лес, река.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом на стульях. Звучит «Утро» Э. Грига.
Воспитатель. Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие. А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней.
Воспитатель :
Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы – татары, часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели.
(Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).
Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми.
Кто изображен на картине?
Дети:
Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алёша Попович.
Воспитатель :
Правильно, а кем они были?
Дети:
Воины, защитники Родины.
Воспитатель :
Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети:
Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель :
Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе, мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель : Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин.
Воспитатель. Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название? (Ответы детей). Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина-это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.
Воспитатель. Кто слагал и рассказывал былины о богатырях? Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который сказывал, рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?
Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.
Воспитатель. Сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев о героях-богатырях, об их подвигах. Сказитель так и говорил:
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Воспитатель : Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о богатырях земли русской. Давайте, вспомним, как они называются?
Дети:
«Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка»,
«Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и т. д.
Воспитатель :
Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети:
Илья-Муромец с Соловьем - разбойником, Добрыня Никитич со Змеем Горынычем, Алеша Попович с Тугариным Змеем.
Воспитатель : Почему Илью называли Муромцем?
Дети: Он был родом из города Мурома.
Воспитатель :
Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети:
Да.
Воспитатель :
Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?
Перед битвой каждый богатырь должен приготовить своё оружие и доспехи. А знаете ли вы, как выглядели и назывались оружие и одежда богатырей? Вот сейчас и проверим. Вот у меня карточки, на которых изображены и оружие и богатырские доспехи. Первая дружина выбирает карточки с колющим и ударным оружием, а вторая-с доспехами и режущим оружием. Это задание трудное, поэтому на помощь дружинникам могут прийти девицы-разумницы.
- колющее оружие-копьё, рогатина и лук со стрелами;
-ударное оружие-палица и булава;
-режущее - меч и нож.
Доспехи - кольчуга, щит, шлем с бармицей (сеткой из колец).
Воспитатель : Ребята, а для чего богатырю были нужны доспехи? (ответы детей).
Воспитатель. Правильно, доспехи защищали воинов. Кольчуга прикрывала грудь и спину, а шею закрывала бармица - сетка из металлических колец. Щитом богатырь отражал удары мечом и укрывался от стрел, а шлем оберегал голову богатыря от ударов (хвалит детей).
Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети:
Дорогу.
Воспитатель :
Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти.
Дружно встанем – раз, два, три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо –
Оглядимся величаво.
Под музыкальное сопровождение дети отправляются в путь (различные виды ходьбы, перестроений).
Воспитатель :
Ай вы, девицы-красавицы:
Словом добрым помогайте,
Коли надо – выручайте!
Воспитатель :
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нё м написано:
Пойдёшь на право
Деньги и слава,
Пойдёшь налево
Друзей потеряешь и будешь не смелым.
Двинешься прямо,
Ждет опасность и богатырская застава.
Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети:
Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ними первое препятствие.
Воспитатель :
(Задание 1)
Для начала разомнитесь,
По верёвочке пройдитесь,
Со ступать с неё нельзя
Пропасть вас там ждёт друзья.
(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти, руки на поясе).
Воспитатель : Ребята, у каждого богатыря есть верный помощник – могучий и выносливый богатырский конь. Сейчас мы с вами проверим, смогут ли наши юные богатыри быстро проскакать на коне.
(эстафета «Проскачи на коне»)
Воспитатель :
(задание 2)
Вот преграда на пути
Её так просто не пройти,
Надо быстро вспоминать,
И пословицы сказать!
(Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев).
Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине
Храброму смерть не страшна.
Крепка рать воеводою.
Смелость силе воевода.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Воспитатель :
(задание 3)
Вот и речка на пути,
Не проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.
(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).
Воспитатель :
(задание 4)
Здесь преграда, здесь Кащей,
Ест он много-много щей,
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.
ОРУ «Богатыри»
Под музыку С. Намина «Богатырская сила»
(задание 5)
Все преграды покорились
Дальше в путь вы все пустились
Но, увы, не тут - то было,
Вихрем всё вдруг закружило!
Змей Горыныч трехголовый,
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевали,
Лук и стрелы доставали.
Конкурс («Самый меткий богатырь»)
Воспитатель : Метко били все по цели и змеюку одолели.
Дети с воспитателем идут дальше по дороге, и навстречу им выходит мальчик – гусляр (под музыку).
Воспитатель :
Кто ты?
Гусляр:
Я гусляр, хожу от города к городу, отсела к селу, пою о подвигах богатырей русских. Раньше телевидения не было, только от меня люди новости и узнавали.
Воспитатель :
А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри!
(ребёнок читает стихотворение о богатыре)
Богатырь, силён как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю,
От злобных басурман!
Он силой доброю богат
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!
Воспитатель :
Богатыри из вас получились на славу. Давайте сейчас произнесем клятву богатыря :
Обещаем бороться в бою честном!
Друга в беде не бросать!
Да не посрамим Земли Русской!
(Звучит гусельная музыка)
Гусляр:
Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Кланяются друг другу и зрителям и уходят.
Воспитатель : У каждого народа есть свои традиции, свои песни, сказки, игры. Говорят в народе: «Есть хлеб – будет и песня»
(исполняется русская народная песня «Ах, вы сени!»)
Воспитатель : Богатыри не только воевали, но и умели отдыхать. Сейчас мы с вами отдохнем.
(проводится русская народная игра «Достань сапожок!»)
Воспитатель : Обойди хоть всю планету – лучше русской пляски нету!
(проводится русская хороводная пляска)
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец.
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует,
Дом добротный возведет
Утварь всю по дому справит,
Чашей полной дом тот станет.
Воспитатель : Пора нашим девицам свое уменье показать да смотать клубочки (игра «Кто быстрее смотает клубок»)
Какие же девицы – красавицы к нам пожаловали! Как песню начнут спевать, да ниточку в клубочек мотать – заслушаешься, залюбуешься.
Девочки мотают клубочки и поют русскую народную песню без музыкального сопровождения «Крутись веретёнце».
Ай, да песня хороша,
Развернулась впрямь душа.
И клубочки хороши, ровно скатаны.
Ай, да девицы, ай, да красавицы!
Ведущий: А что добры молодцы призадумались? И для вас есть игра-забава! Испокон веку славились богатыри своей силою. Давайте проведем конкурс силачей. Эй, силачи, выходите, удаль свою покажите!
Конкурсы: (перетягивание каната, кто больше отожмётся от пола)
Ведущий: Мы с детьми сделали для вас оберег. В глубокой древности такой оберег служил человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Будьте здоровы!
Ах ты, русская душа,
До чего ж ты хороша!
В хороводе отличились
И весельем зарядились!
А сейчас вы не зевайте,
Мою загадку отгадайте.
(Сверху пар, снизу пар –
Пышет русский - самовар)
Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ своим гостеприимством да угощением! «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Чай горячий на столе,
Пышки и варенье!
Приглашаем вас отведать
Наше угощение!
Список используемой литературы:
1. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт. -сост. Натарова В. И., Карпухина Н. И., и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205с.
2. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников». Методические рекомендации. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013.-320с.
3. Авторы: Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. - СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-192с.
4. За Отечество! Рассказы по истории: (Сборник) / О. Тихомиров, С. Алексеев, А. Митяев. - Ростов - на Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2012.-128с., ил. (Серия «Для маленьких друзей»).