Татьяна Ничуразова
«Мордовия — отчий край родной». Сценарий мероприятия к месячнику национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мероприятия к месячнику национальной культуры
Творческая встреча с ведущей солисткой фольклорного этнографического ансамбля «МЕРЕМА» А. В. Федоровой
«Мордовия – Отчий край родной»
Аннотация
Методическая разработка посвящается проблеме формирования и укрепления положительной мотивации к изучению мордовского фольклора, воспитания уважения, чувства гордости к культуре мордовского народа. Данная разработка помогает расширить опыт современного использования различных форм и методов в непосредственно образовательной деятельности, а также может быть полезна воспитателям, как образец, для проведения схожих по типу мероприятий.
Публикация «„Мордовия — отчий край родной“, Сценарий мероприятия к месячнику национальной культуры» размещена в разделах
Творческая встреча с мордовской солисткой Анной Викторовной Фёдоровой в детском саду. (Музыкальная гостиная)
Цель: познакомить детей с творчеством фольклорного ансамбля «Мерема», «Торама», привлечь внимание к проблеме охранения и ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями мордовского фольклора. Обобщить знания о композиторах Мордовии. Закрепить понятие «Мордовский композитор», мордовская песня, воспитание национального музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти; прививать любовь к мордовским песням, желание их исполнять в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей читать стихи на русском, мордовском языке, закрепить знания о мордовских композиторах, исполнителях, совершенствовать познавательные и умственные способности и речь детей.
Развивающие: развивать творческую личность детей, развивать позитивные взаимодействия родителей и етей при подготовке фольклорного мероприятия.
Воспитательные: совершенствовать способность детей наслаждаться самобытным творчеством мордовского народа, чувствовать и понимать образный язык.
Предварительная работа: знакомство с творчеством мордовских исполнителей, композиторов, а также слушание произведений фольклорных ансамблей «Мерема», «Торама».
Оборудование: мультимедийная установка, проектор, видеозаписи из архива ансамбля «Мерема», «Торама», аудиозапись, видеозапись мордовских песен муз. Н. Кошелевой, выставка «Композиторы Мордовии», слайдовая презентация.
Ход мероприятия:
Дети заходят в зал под музыку Н. Кошелевой «Мордовия моя».
Педагог:
Шумбратада, кельгома ялгат!
Шумбра чи вечковикс оят!
Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Дети, как называется республика в которой мы с вами живем? (Мордовия)
С каждым днем Мордовия движется вперед
И растет республика и земля цветет.
Молодеют ширятся наши города
Радуется солнышку наша детвора.
Стихи детей
Педагог:
Мордовия! Земля моя,
Отчизна роз и соловья
Мордовия! Страна певцов,
Страна и храбрецов!
Действительно, наша Мордовия богата талантами, очень много поэтов, писателей, композиторов, исполнителей.
Дети смотрят на слайды.
1 слайд
Георгий Иванович Сураев-Королев
Ребенок. (Г. И. Сураев – Королев собирал и обрабатывал народные песни, писал музыку для скрипки и фортепьяно, для хора, оркестра, для детей и взрослых.)
2 слайд
Леонтий Петрович Кирюков
Ребенок. (Леонтий Петрович Кирюков с детства был влюблен в музыку. Пришлось уехать в Москву учиться и вернулся в Мордовию настоящим композитором. Сочинил оперы, концерты для скрипки с оркестром, пьесы для фортепиано, много песен, пьесы для баяна. Это он открыл в Саранске музыкальное училище, который до сих пор назван его именем.)
3 слайд
Гавриила Григорьевич Вдовин
Композитором Гавриилом Григорьевичем Вдовиным написано немало музыкальных произведений для голоса. «Песни родного края» и «Из эрзянской народной поэзии», обработки старинных народных песен и песни на стихи современных эрзянских поэтов
4 слайд
Нина Кошелева
Ребенок. (Нина Кошелева училась и жила в детской музыкальной школе с интернатом в Саранске, пела в хоре играла на фортепьяно. Особенно любила сесть за пианино «просто так». Это означало, что она будет играть свою собственную музыку. Однажды в интернат пришел настоящий композитор. Его звали Георгий Иванович Сураев-Королев. Он понял, что для Нины Кошелевой, маленькой девочки из мокшанского села, сочинять музыку – просто необходимость. И начал учить ее. А когда она выросла, то и сама стала настоящим композитором.
Педагог: И другие Мордовские композиторы Леонид Иванович Войнов Сергей Терханов, Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин.
Эряк, эряк тирень Мастором
Эряк,эряк тон монь мельс паром
Увность виреть паксят кенярдотост
Леень ведьтнень кадок а юме ваньксост
Песня «Валт, валт пиземне»
Педагог:
Народ Республики Мордовия по праву гордится своими славными сынами и дочерями – знаменитыми учеными артистами, спортсменами и писателями, промышленниками и земледельцами, военачальниками и даже космонавтами. Основу их успехов составляет чувство малой родины, чувство сопричастности своей судьбы к судьбе своей родной республики, являющейся источником и силы, и любви, и таланта, и добросердечности.
Дорогие друзья к нам в музыкальную гостиную пришли гостья. Встречаем ее. Ведущая солистка мордовского фольклорного – этонографического ансамбля «Мерема» Федорова Анна Викторовна.
Радует зрителей приветственной песней «Шумбрастада».
Педагог: - Давайте с вами познакомимся, расскажите нам о себе, о творческой жизни, о работе в ансамбле «Мерема».
Педагог: - У нас есть много вопросов, которые мы хотел бы задать Анне Викторовне.
(Вопросы к Анне Викторовне в виде интервью)
- Как долго длиться ваша творческая деятельность в ансамбле?
- В каких городах, странах вы гастролировали с ансамблем?
- Расскажите о своих творческих планах?
- Есть ли у вас мечта? Если не секрет, то какая?
(фрагменты выступления, фото из архива Анны Федоровой)
Педагог: Наши далекие предки после трудовой деятельности: посева, уборки урожая, сенокоса собирались всем селом, празднично одевались, готовили национальные блюда и отмечали общественный праздник или на лугу, или возле водоема. Они пели мордовские песни, играли в подвижные игры.
Сейчас девочки покажут свой музыкальный номер. Песня «Я посеяла ленку»
Педагог: Мордовия – это благодатный и красивейший край, где живут одной семьей многие народы: мордва, русские, татары и другие. Эти народы живут в мире и согласии, помогают друг другу так же, как мы помогаем друг другу в нашем детском саду.
Стихи на татарском языке.
Педагог: А дружбу этих народов мы сейчас увидим в танце.
Мордовский танец «Кафта церат тикше ледить»
Педагог: Как хорошо, что мы родились и живём в Мордовии!
Нам есть, чем гордиться, что показать, о чём и о ком рассказать.
Песня р. н. п «Раужо баран» (Где же ты был наш черный баран).
Педагог: В древности наши предки – славяне поклонялись Солнцу, как верховному Богу. Они называли его Ярило. Встречая приход весны, а затем и летом, когда солнце ярко светило, дети играли в игру «Горелки с платочком»
Игра «Горелки с платочком».
Педагог:
Русский и мордовский народ были умелыми шутниками. Анна, наши девочки – мордовочки приготовили для вас музыкальный сюрприз, спешат вас порадовать своими частушками.
Частушки
Гостья: На прощание у меня тоже есть для вас музыкальный номер. Хочу чтобы вы послушали. Песня «Адя, киял». Ну, Татьяна Михайловна, ваш музыкальный наставник мне в этом поможет.
Педагог: Уважаемая Анна, спасибо, что вы пришли к нам! Спасибо за ваши песни, за хорошее настроение и теплую радостную встречу. Желаем вам творческих успехов!
Педагог:
А закончить наш праздник хочется такими словами:
Мордовия – часть нашей славной России!
Прекрасная Родина светлой мечты.
Не сыщешь нигде в мире края красивей
Об этом всегда помню я, помни ты.