Чеснокова Наталья Владимровна
Игры и упражнения на развития чувства ритма в музыке у детей дошкольного возраста «Ритмическая карусель»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс.
Сегодня мы познакомимся с элементарными приёмами развития чувства ритма в музыке, у детей дошкольного возраста. И назовём этот путь «От простого с сложному».
Публикация «Игры и упражнения на развития чувства ритма в музыке у детей дошкольного возраста „Ритмическая карусель“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
В любой музыке, кроме мелодии конечно очень важен РИТМ. Ритм в переводе с греческого означает МЕРНОСТЬ – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Следует заметить, что без ритма музыка не смогла бы существовать. Она бы просто рассыпалась, так и не закончив ни одной музыкальной фразы.
М. Р. : Я приглашаю моих помощников!
(Входят дети ст. группы, встают полукругом)
М. Р. : Проведём разминку и поздороваемся!
*** Стихотворение- попевка «Жили три озорника»
Жили три озорника…||| (хлопают четвертями)
Неразлучные дружки |||
Жили три весельчака
До,Ре,Ми. (поют называя ноты, одновременно показывая ручные знаки)
Жили три озорника |||
Пели всюду тра –ля-ля |||
Жили три весельчака –
Фа, Соль, Ля. (произносят и показывают ручные знаки)
Жили семь озорников |||
Пели что не попроси |||
Жили семь весельчаков
До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. (произносят и показывают ручные знаки)
М. Р. : Нота ДО нас приглашает,
Пусть ритм палочки играют!
*** Упражнение «Ритмичные палочки»
( Атрибуты: 6 деревянных палочек + 6 деревянных кубиков – кирпичиков.
Дети садятся в круг на коленки, кубики перед ними. Заиграла музыка дети перекладывают палочку на сильную долю такта, по кругу: Приготовились – держат палочку перед собой, с началом музыки ударяют о кирпичик, затем фиксируют инструмент – палочку на верху, затем на сильную долю такта нужно передать соседу (положить около него с боку, вновь взять палочку (которую положили тебе с другой стороны, поднять, передать соседу (выполнить 3 раза, на 4 - й раз поднять палочку вверх и зафиксировать на верху)
М. Р. : Нота РЕ у нас вторая,
Приглашает не скучать,
На коробках поиграть!
*** Упражнение «Бежали бегемотики» (ладонь - кулак)
(Дети берут ящики – коробки, усаживаются в полукруг на колени, перед коробкой. Стучат кулачками; ладонь – кулак; Выбрасывают кисти рук, сжимают и разжимают кисти рук; трут ладошки справа, слева., чередуют движения по тексту песни)
М. Р. : Нота МИ нас приглашает
Приглашает не скучать
В ритмичные тарелочки
Зовёт друзей играть!
*** Упражнение «Ритмичные тарелочки»
Упражнение на развитие музыкального слуха, внимательности, чувства метра и ритма.
(Ставится стол на нём 4 одинаковые тарелочки, 4 шарика одного цвета + 4 шарика другого цвета.
М. Р. и ребёнок садятся напротив друг друга.
Синий шарик – хлопок.
Желтый шарик – удар ладошками по столу.
Пустая тарелочка – ладонь ребром над тарелкой.
Под музыку, в ритме, Первую фразу показывает М. Р., Вторую фразу повторяет ребёнок прохлопывая, простукивая, тот же ритм.)
М. Р. : Нота ФА нас приглашает,
Приглашает не скучать,
В ЗЕРКАЛО РИТМИЧНОЕ
Весело сыграть!
*** Упражнение «Ритмичное Зеркало» (Повторяй за мной)
Упражнение на развитие внимательности, чувства метра и ритма.
(Ставится следующий стол, на нём приготовлены цветные листы.
Под музыку первую фразу «играет» (удаляя ладонями по цветным листам) музыкальный руководитель, Вторую фразу копируя повторяет ребёнок, используя те же цвета, по которым ударял М. Р.)
М. Р. : Нота СОЛЬ нас приглашает,
Приглашает не скучать,
Ребятам ДОЛЮ СИЛЬНУЮ
Желает показать.
*** Упражнение «Передай мешочек на сильную долю»
(дети берут стулья садятся по кругу, лицом в круг, руки на коленях, в руках мешочек.
1 часть: 1 хлопок в ладони,- хлопок по коленям, - 2 хлопка в ладоши перед собой.
Проигрыш : Под музыку передают свой мешочек соседу по кругу. Останавливаются, мешочек на коленях.
2 часть: хлоп – по коленкам, хлоп по коленям по бокам сидящих, 3 хлопка - по своим коленям.
Проигрыш : передают мешочки по кругу. Останавливаются.
3 часть: Пары: (поворачиваются на стуле к соседу.)
Хлоп – в свои ладони,
Хлоп – ладушки с соседом,
3 хлопка в свои ладони.
М. Р. : Нота ЛЯ нас приглашает,
Приглашает не скучать,
Ритмическую цепочку,
Попробуй простучать.
*** Упражнение «Ритмическая цепочка»
(На экране ритмическая цепочка,
М. Р. : Ребята, мы знаем, что музыка наполнена длинными и короткими звуками. Посмотрите на экран, перед нами большие и маленькие цветочки. Большой цветочек будет изображать длинный звук, а маленькие, короткие звуки. Давайте простучим и пропоём ритм используя слоги. Длинный звук – ТА, короткий –ТИ.
Дети одновременно прохлопали и простучали ритм.
М. Р. : Перед вами (в тарелочках (6 тарелочек) лежат цветочки больших и маленьких размеров, возьмите каждый тарелочку и выложите свой ритм на ковре.
(дети выкладывают на ковре свободный ритмический рисунок из цветов)
М. Р. : А теперь давайте прохлопаем и пропоём ритмослогами ваши ритмические мелодии.
*** Исполняют выложенный самостоятельно детьми ритмический рисунок.
М. Р. : Нота СИ нас приглашает,
Приглашает не скучать,
С оркестром «ДО МИ СОЛЬКА»
Весну – Красну встречать!
*** Упражнение «Бумажный оркестр!»
(дети берут цветные листы, встают в полукруг, под музыку ритмично чередуя шелест листочка (трясут кистью руки с листочком) с ударами кистью руки по листочку (ударяя по бумажному листочку тыльной стороной ладони)
Дети хором: Будешь с музыкой дружить,
Веселее будешь жить!
М. Р. : Ну что ж, ребята, сегодня у нас в гостях побывали все семь нот, и на прощание они выстроились в звукоряд! Давайте его исполним ещё раз, используя ручные знаки.
М. Р. : В ритме работаем,
В ритме живём,
С ритмом весёлым
По жизни идём!
КОНЕЦ!