Алла Лирнык
Сценарий мастер-класса в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей
с задержкой психического развития
по теме: «Весенняя история».
Коррекционная ритмика - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психологических упражнений, происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, саморегуляция и произвольность движений и поведения (М. А. Касицына, И. Г. Бородина «Коррекционная ритмика»).
Публикация «Сценарий мастер-класса в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Сценарии праздников и мероприятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Ввиду особых образовательных и воспитательных потребностей детей с задержкой психического развития коррекционная ритмика проводится совместно с учителем — дефектологом ДОУ. Основная задача учителя — дефектолога заключается в трансляции организационной помощи детям при реализации поставленной цели: способствовать обогащению познавательных возможностей и развитию творческих способностей детей средствами музыкально - ритмических движений.
Основные задачи: обеспечить регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов; развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти); формировать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.
Ход занятия:
Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, боковой галоп, ходьба на месте с хлопками – хлопок на сильную долю.
Голову держать прямо, спина ровная. (Диск «Репертуар хореографа»).
Основная часть.
Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Цель: развитие коммуникативных навыков общения.
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп, (хлопки в ладоши)
Здравствуйте ножки – топ, топ, топ (выставление ноги на пятку)
Здравствуйте щечки – плюх, плюх, плюх (массирующие движения по щекам)
Пухленькие щечки – плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте губки – мм, мм, мм, (движения губами)
Здравствуйте зубки – цок, цок, цок
Здравствуй, мой носик – бим, бим, бим (указательным пальцем показать нос)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте гости!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Вот с таким хорошим настроением мы отправимся с вами в путешествие на весеннюю полянку! Ведь нам так хочется тепла весеннего солнышка, почувствовать аромат зеленой травки и услышать пение птиц. Вы готовы?
Дети: Да!
Музыкальный руководитель: А полетим мы с вами на самолете! Каждый летчик вылетает со своего аэропорта! Полетели?
Дети: Да!
Двигательное упражнение «Самолет»
Цель: развитие слухового внимания и ориентировки в пространстве.
Дети двигаются врассыпную под музыку. При остановке музыки дети «приземляются» в свой аэропорт. Движения мягкие, спокойные. С музыкой дети вновь должны продолжить полет. Игра повторяется 2-3 раза.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы летели с вами очень долго, было несколько остановок. Отдохнем немного!
Две руки хлопают – хлоп, хлоп
Две ноги топают – топ, топ
Два локотка вращаются
Два глаза закрываются…
Музыкальный руководитель: Открываем глаза. Посмотрите, куда мы с вами прилетели? Это же весенняя полянка! Радуется приходу весны птицы, солнышко и цветы. Сколько здесь цветов и зеленой травки?
Учитель – дефектолог: Ребята, вспомните, как называются весенние цветы? Раздает детям подснежники с корзины.
Упражнение «Цветок»
Цель: развитие координации движений.
Вырос подснежник на весенней полянке дети соединяют неплотно ладони и поднимают их перед собой.
Нежную голову робко поднял
Ветер подул – он качнулся неловко покачивают ладони медленно, быстро
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо наклоняют ладони вперед, назад, влево, вправо.
Вперед и назад, налево, направо.
«Упражнение с цветами»
Цель: развитие мышечной регуляции и ритмичности движений, пространственных представлений.
Дети стоят в круге. С началом звучания музыки они передают движениями рук плавный, неторопливый ее характер. Слегка подняв руки вперед, дети на каждую сильную долю такта плавно машут цветами, одновременно сгибая и разгибая кисти рук.
Дыхательное упражнение «Подснежник»
Стать прямо, опустить руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, при этом глубокий вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание. Сделать медленный выдох, наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержать дыхание. Медленный выдох через рот и выпрямились. Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через рот. Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.
Подснежники положить в корзину.
Учитель – дефектолог: Ребята, а вот и солнышко выглянуло!
Игра – забава «Солнышко»
Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.
Вот как солнышко встает – выше, выше, выше! Дети присели, плавно поднимаются вверх.
К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже! Дети опускаются вниз
Хорошо - хорошо, солнышко смеется Хлопки в ладоши.
А под солнышком всем весело поется.
Этюд «Солнышко и тучка»
Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища). Предложить детям представить разницу ощущений и передать ее действиями. Этюд проводится 2 раза.
Музыкальный руководитель: Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и задержим дыхание. (На вдохе).
- Солнце вышло из – за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе).
Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на полянке и послушать музыку. Звучит музыка М. Картушиной «Песня лисы».
Я лисичка, я сестричка
Рыжая плутовка
Если надо, если надо
Обману всех ловко…
Музыкальный руководитель: Ребята, чья это музыка? Как вы думаете? Кто к нам торопится на полянку? Ответы детей.
Учитель - дефектолог одевает на голову ребенка маску лисы и просит выполнить задание.
Этюд на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»
Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.
На полянке изба стоит
Кто в избе так сладко спит?
Вдруг проснулись в избе зайцы
Завели все разговор….
- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут зайцы, и подслушивает, о чем они говорят.
Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо, взгляд направлен в сторону, рот полуоткрыт.
Этюд выполняют все дети группы по очереди.
Музыкальный руководитель: Давайте к нам на полянку позовем зайку!
Учитель — дефектолог уводит ребенка в избу, одевает маску зайца.
А позовем мы зайчика веселыми ладошками.
Зайка появляется только на громкую музыку.
Упражнение «Веселые ладошки»
Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов звучащей музыки, развивает чувство ритма.
Дети хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.
Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).
Зайка, зайка покажись
На полянке покружись!
Заключительная часть.
Подвижная игра «Зайка»
Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху. Дети становятся в круг.
Движения по тексту:
Зайка по лесу скакал Дети скачут как зайки
Зайка корм себе искал
Вдруг у зайки на макушке Показывают ушки
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается Пугливо оглядывается
Кто – то по лесу крадется
Заяц путает следы Дети скачут вокруг себя
Убегает от беды.
Пыгнул в бок и обернулся Прыжок в сторону
И под кустиком свернулся
Словно беленький клубок Дети сворачиваются в клубок.
Чтоб никто найти не смог.
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня с вами увидели много интересного — и первые цветы подснежники, встретили зайку, лису, почувствовали тепло весеннего солнышка. Наше путешествие подходит к концу. (Дети берут резиновые коврики, расстилают их, готовятся к релаксации).
Релаксационное упражнение «Порхание бабочки»
Дети ложатся на ковер на спину, руки вытянуть вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.
Музыкальный руководитель: Ребята, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Мы с вами находимся на полянке в прекрасный весенний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движение ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пеструю полянку, над которой вы летите. Посмотрите, сколько на ней ярких цветов. Найдите глазами самый яркий цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуйте аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат…и откройте глаза.
Поднимайтесь потихоньку, вставайте…
Вам понравилось путешествие на весеннюю полянку? Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Влево, вправо повернись
В детском саду снова окажись…
Молодцы ребята, до новых встреч!
Дети прощаются по - музыкальному.
Музыкальный материал:
1. Марш «Вместе весело шагать» муз. А. Александрова
2. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» М. Картушина
3. Самолет (шотландская народная мелодия)
4. Вальс цветов П. И. Чайковский
5. Игра-забава «Солнышко» муз. и сл. А. Лирнык
6. Песня лисы М. Картушина
7. «Старинная полька» в обр. Н. Соколовой
Планируемый результат:
Дети знают и понимают содержание проведенного занятия, доверяют педагогам, стремятся к контакту с ними, проявляют интерес к занятию. Присутствует психологический комфорт и позитивные чувства воспитанников.