Светлана Баблидзе
Сценарий квеста №2 «Станица мастеров», посвященного 80-летию Кубани, из цикла «Мое кубанское лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №140 г. Сочи
Познавательный КВЕСТ
«НАШЕ КУБАНСКОЕ ЛЕТО. СТАНИЦА МАСТЕРОВ»
Часть 2
Дата проведения: 23 июня 2017г.
Участники:
Казачка Матрена
Незнайка
Дети средних и старших групп.
Дети выстраиваются.
Выходит Казачка Матрена.
Публикация «Сценарий квеста №2 „Станица мастеров“, посвященного 80-летию Кубани, из цикла „Мое кубанское лето“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Кубань
- Летние квест-игры
- Сценарии летних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Матрена: Здоровеньки булы! Вы узнали меня, ребята? Правильно, я казачка Матрена. Приехала я к вам из Кубанской станицы. Моя станица находится на берегу самой главной реки Краснодарского края. Кто знает, как она называется?
Правильно, река Кубань.
А вы знаете, ребята, в старину не было магазинов. Невозможно было пойти и купить, что нужно. Казаки и казачки все делали своими руками. Вот так и жили. Но зато на праздники веселились от души!
Появляется Незнайка:
Незнайка: Ой, ой, ой! И я хочу веселится?
Казачка: Здравствуй, Незнайка.
Незнайка: Привет, Матрена! Привет ребята!
Казачка: У казаков, Незнайка, есть такая традиция: уважение к старшим.
Незнайка: Ну и что? Я тоже старших уважаю.
Казачка: А то, что со старшими надо здороваться уважительно и говорить: ЗДРАВСТВУЙТЕ, а не привет!
Незнайка: Ой, а я не знал. Здравствуйте, казачка Матрена!
Казачка: Вот это другое дело.
Незнайка: я тут слышал про праздник и веселье.
Матрена: веселиться будем, но только как поработаем.
Незнайка: а можно веселиться без дела?
Матрена: Нет, Незнайка, на Кубани жители очень трудолюбивые, с раннего утра до вечера работают: хлеборобы растят хлеб, ткачихи и вышивальщицы шьют одежду, гончары делают посуду, Ну а на праздник веселятся. Так поступали и в старину казаки. Делу время, а потехе час.
Незнайка: А какому же делу время?
Матрена: ребята, давайте с вами отправимся в путешествие по моей Кубанской станице мастеров. И чему мы научимся, то и принесем Незнайке и покажем, какие же ремесла были на Кубани.
СТАНЦИЯ 1 Кузнец
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – КУЗНЕЦ.
Одним из наиболее почитаемых на Кубани ремесел была ковань —кузнечное дело.
Народная мудрость гласит: «Кузнец – всем ремеслам отец».
Казаки, чтобы иметь достаток занимались разными ремёслами: ткали, вышивали, занимались резьбой по дереву, плели из соломки. Но одним из самых любимых занятий казаков было кузнечное дело.
Работа у кузнеца тяжелая и опасная. Металл раскаляли в печи и он становился мягким и как-будто светился. Затем кузнец брал молот, стучал по куску металла молотами разной величины и придавал ему нужную форму.
А что же ковали в старину из металла?
Из железа делали серпы, косы, чтобы косить траву; кочергу – чтобы мешать горящие угли; топоры, грабли, молотки, лопаты и др., а также оружие и подковы для лошадей. Ведь казаки – это воины, которые должны были защищать Южные границы России.
Послушайте легенду о кузнеце Вакуле:
Жил да был на Кубани добрый парень. И полюбилась ему красавица дивчина по имени Поляна. Поляна не принимала ухаживания на одного из парней, но к кузнице иногда приезжала не лихом скакуне, чтобы послушать песни в которых Вакула восхвалял возлюбленную, её красоту.
Однажды пришла на Кубань беда: напал на неё враг. Прибавилось Вакуле работы: понадобилось много мечей и кинжалов. А одна беда – не приходит – разлилась река Кубань. Началось наводнение. Торопится Вакула спешит доковать мечи, а вода подходит всё ближе и ближе.
И тогда примчалась на коне Поляна. Подняла над головой жаровню с огнём. И Вакула успел закончить работу. Закончив работу Вакула выковал Поляне розу. Так от их любви родилась музыка металла. (Рассказал Г. И. Силидин главный художник Краснодара)
Делу время – потехе час! По кубанскому обычаю, как водится, вечером без игры и танцев не обходится. Прежде чем начать игру я напомню
Старинное казачье поверье.
В старину на Кубани считалось: «Кто найдёт подкову, тому она принесёт счастье. Давайте поиграем в игру: «Передай подкову».
Под музыку (под игру бубна) дети передают подкову. По окончании музыки, ребёнок, у которого сказалось в руках подкова, должен сплясать, сказать о городе, загадать загадку и т. д.
В конце получают подкову (из картона).
СТАНЦИЯ 2 Гончар
- Здравствуйте дети.
Добро пожаловать в гончарную мастерскую.
Ребятишки подходите-
Из какого ещё материала делают посуду?
- Дети (стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая).
На посуду мою посмотрите
- Из какого материала сделана эта посуда?
Гончар: Моя посуда глиняная.
- Ребята! Отгадайте загадку.
Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар)
А ремесло моё ГОНЧАРНОЕ.
Более десяти тысяч лет тому назад были изготовлены первые горшки.
Послушайте легенду о том, как появилось гончарное ремесло.
Давным давно люди занимались земледелием и для хранения зерна плели большие корзины. Но зерно высыпалось через щели в корзине и кто – то придумал смазать мокрой глиной внутреннюю часть. Одна из таких корзин попала в огонь. Деревянные прутья корзины, сгорели, а глиняная часть сохранилась. Более того, она стала твердой. Так, и появился на свет первый глиняный горшок.
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Гончары покупали глину или добывали ее сами. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Позже появились гончарные круги. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму.
Из куска мягкой глины гончар лепил изделие, затем давал ему высохнуть. А после того, как оно высыхало, ставил его в печь и оно обжигалось. После обжига посуда становилась очень прочная и могла долго служить в хозяйстве.
Гончар показывает старинный кувшин для молока.
- Ребята, на Кубани кувшин для молока назывался глэчик. - Дети, как вы думаете, из чего он сделан?
- Глэчики, кружки и миски на Кубани делали из глины. Вдоль берега реки Кубань были ее большие залежи. Изготовление посуды и игрушек из глины называлось гончарным делом. Гончары на Кубани пользовались большим почетом и уважением.
Дети вместе рассматривают глэчик. Выделяют особенности его строения.
- У глэчика широкое донышко, толстые стенки, широкое горлышко.
Дети ощупывают кувшин, рассматривают его.
- Ребята я предлагаю вам поиграть. Хотите?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Что было раньше, что стало потом»
Перед детьми лежат карточки с изображением предметов современной и старинной кубанской посуды. Дети делят посуду на группы и объясняют ее назначение.
В конце получают карточку с изображением глэчика.
СТАНЦИЯ 3 ТКАЧЕСТВО
Детей встречает Казачка Матрена
- Здравствуйте ребята, вот вы и снова пришли ко мне в гости, а я для вас приготовила сюрприз: сундук моей бабушки. Хотите заглянуть в мой сундучок?
Открывает сундук. В сундуке вышитые полотенца (рушники, вязаные салфетки, казачья одежда. Дети рассматривают. Казачка рассказывает.
Мудрость и талант народных мастеров живут в веках, передаваясь из поколения в поколение. И у нас с вами есть возможность прикоснуться к истокам старинных традиций кубанских мастериц. Посмотрите у меня в чемоданчике находятся образцы ниток (клубочки, из которых мастера- ткачи, плели полотно. А вы знаете, ребята, раньше в старину не было нитей, а использовали разные материалы: лубяные волокна, стебли растений, полоски меха животных, даже использовали человеческие волосы. Все эти материалы готовили хозяйки для плетения, вязания. Ну а ниток ещё не было, тогда волокна стали вытягивать в одни ниточку (прясть) и сматывать её в клубочек, а руками это было тяжело. Вот тогда и придумали прялку, посмотрите на каких прялках работали наши бабушки, из какой пряжи пряли нитки, можете её потрогать, пощупать, эта пряжа ещё называется шерсть, её брали у животных (овцы). Ну, а потом придумали станочки для плетения и назвали их ткацкий станок и на нём плели руками и называлось - это ручное ткачество. У меня тоже есть свой ткацкий станок, давайте его рассмотрим и попробуем на нем ткать. Ребята, а как называют людей которые работают на ткацком станке (ткачиткачихи) в основном на них работают женщины и от ручной работы у ткачих болели руки, вот тогда и придумали челнок. Ребята, а кто отгадает мою загадку:
Вдоль по речке по водице, плывёт лодок вереница,
впереди корабль плывёт, за собою всех ведёт:
что это: Челнок.
Вот у меня тоже есть челнок, сейчас мы с вами будем ткачами: берём челнок, заправляем в него ниточку и пробуем плести, челнок ребята помогает проводить нить, вплетая её горизонтально между нитями. (Мастерица показывает как плести челноком, дети по желанию могут тоже попробовать). Ребята, а как вы думаете, для чего ткали полотно (для того, чтобы потом из полотна сшить сарафаны, рубахи). Молодцы, а хотите поиграть в русскую народную игру «Челночёк».
Игра Челночек
Два ряда играющих становятся друг напротив друга и сцепляются меж собой под локти. Два игрока-челнока пробегают меж этих рядов навстречу друг другу. Ряды при этом постоянно сходятся и расходятся, напевая стишок и постепенно ускоряясь. Проигрывает тот челнок, который не успевает пробежать между рядов до их схождения и оказывается зажат между ними. Затем выигравший челнок выбирает следующую пару челноков для игры.
Стишок
Челнок бежит,
Земля дрожит.
Шьет - пошивает,
Дали посылает.
Ой заигралась, я с вами, а меня работа ждёт, я ведь мастерица, не привыкла лениться.
Ребята получают сделанный своими руками коврик из бумаги.
СТАНЦИЯ 4 Хлебороб
Хлебороб: Здравствуйте, ребята. Я – Хлебороб.
Краснодарский край- это житница нашей Родины. Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя большой труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолоть, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб?
Дети: Хлеборобы.
Хлебороб: Ребята, я хочу вам рассказать, как выращивали хлеб в стародавние времена: выращивали казаки хлеб сами, называли хлеб – буханка. При помощи сохи, казаки поохали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою. (показать иллюстрацию) При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб, использовали для этого лукошко, в него насыпали отборные зерна, а затем рассыпали по полю и опять боронили землю, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация). Когда хлеб поспевал, созревал, его косили косой, собирали маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация, зерна высушивали и ссыпали в амбары.
На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) и затем выпекали буханку хлеба. Это был самый вкусный хлеб, потому что он был пропитан потом казаков. Таким был труд казаков, потому казаки придумали пословицу: «Труд казака кормит, а лень портит.»
Хлебороб: Ребята, а в наше время какие машины помогают собирать урожай? (ответы детей).
Он идет- волну сечет,
Из трубы зерно течет. (комбайн) (показ иллюстрации)
А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер. Зерно с полей убрали и везут его на элеватор, там его сушат и хранят.
Хлебороб: Давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе.
1. Земля- матушка, а хлеб- батюшка.
2. Труд и хлеб всему голова.
3. Без золота проживем, а без хлеба- нет.
4. Кто надеется на небо- тот сидит без хлеба.
5. Не тот хлеб, что в полях, а тот,что в закромах.
6. Кто поохать лениться, у того и хлеб не родится.
7. С хлебом русским человек- богатырь из века в век.
8. Не красна изба углами, а красна пирогами.
Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас отгадайте загадки:
- В холодных районах я созреваю,
Кашей перловой всех угощаю.
Догадаться вам не лень, золотистый я (дети- ячмень)
- Черный хлебушек хорош!
Нам его заменит (дети- рожь)
- чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем? (дети- колоски пшеницы)
Хлебороб проводит с детьми дидактическую игру:
«Найди то, что приготовлено из пшеницы.»
(На столе расположены: батон, булочка, печенье, блины, хлеб, сушки, бутылка кваса, конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т. д.) Ребенок должен выложить на стол все, что приготовлено стало и оно.
Хлебороб: Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?
Дети: Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т. д. Кубань кормит хлебом всю Россию.
Хлебороб: А почему только в Краснодарском крае так хорошо растут злаки?
Дети: Потому, что у нас на Кубани благодатный климат, теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы.
Давайте поиграем в игру
*Подвижная игра «Колосок»
Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет колосок
Все ходят вокруг колоска по кругу:
Мы посадим колосок – вот, вот!
Пусть наш колосок растет, растет!
Вырастай ты, колосок, вот такой вышины;
Вырастай ты, колосок, вот такой ширины;
Вырастай ты, колосок, вырастай в добрый час!
Потанцуй, (имя ребенка, покрутись ты для нас!
А мы колосок все щипать будем.
От нашей (имя ребенка) убегать будем!
Колосок в середине круга должен изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы колосок все щипать будем», все приближаются к колоску, чтобы дотронуться до него, и быстро убегают, а колосок ловит детей.
Получают карточку с изображением колоска.
СТАНЦИЯ 5 Лозоплетение
Здравствуйте, ребята! Проходите в мою мастерскую. Я – лозоплетельщик, это человек, который плетет из лозы.
Лозоплетение - один из видов народных ремесел Кубани. Плетение из лозы, ивы и камыша древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей.
Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков.
Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ. На Кубань это ремесло было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна, овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы. Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.
Заготовка лозы проводится весной, осенью и зимой. Режут прут остро заточенным ножом. Заготовленный прут необходимо очистить от коры с помощью щемилки. Весенний прут очищается легко, а осенне-зимний - только после варки. Прутья укладывают в бак, заливают водой, ставят на огонь, доводят до кипения и варят в течение 1-2 часов. Окорённый прут просушивают и связывают в пучки. Хранят лозу в сухом месте, а перед плетением её замачивают. После окончания работы оставшийся прут должен быть высушен, чтобы не заплесневел. Основной инструмент для плетения лозы - хорошо заточенный нож. Нож служит для подрезки прутьев в ходе плетения. Помимо ножа нужны кусачки (секатор). Ими откусывают выступающие концы прутьев. Шило - незаменимый инструмент в плетении. Шило необходимо в работе постоянно, особенно в плетении дна и ручек корзин.
В настоящее время плетением из лозы занимаются как отдельные мастера на дому, так и целые предприятия. Изделия из лозы очень прочные и при этом лёгкие и удобные. Они могут быть и ажурными, как кружева. Лучшие работы украшают различные выставки и музеи. Разнообразие плетёных изделий удивительно:
колыбели, корзины, мебель.
Плетёные изделия широко применяют в быту и для декорации приусадебных участков и клумб.
После прохождения станции дети получают сплетенную из соломы куколку.
СТАНЦИЯ 6 Роспись
Здравствуйте, ребята. Я – художник.
Мы с вами находимся в селе Петриковка. Здесь взяла начало очень красивая и необычная роспись под названием
Петриковская роспись.
Расскажу вам о ней поподробнее.
Из всех народных промыслов Кубани Петриковская роспись — единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи.
Дом казака назывался - хата. И сразу же возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены красочными цветочными узорами. Называлась эта роспись Петриковская, потому что появилась в селе Петриковка.
НА Кубани украшали внутренние стены (часто роспись была похожа на ковёр над кроватью) и печь. Хотя иногда встречались расписные ульи и курятники. Кроме того декоративной росписью оформлялись деревянные предметы быта. Например, деревянные сундуки (скрыня)обивали железом, покрывались краской, расписывались растительным орнаментом, цветами разных форм. Петриковская роспись распространилась на предметы домашней утвари-посуду, сундуки, брички.
В основном Петриковской росписью занимались женщины и молодые девушки. Краски получали из соков и отваров растений: свеклы,моркови, разных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносили куринным пёрышком, самодельными кистями из "КОТЯЧЕГО ХВОСТА", тростниковой палочки или комочком тряпки, и просто пальцами.
Цвета использовали самые разнообразные. Но больше всего любили красный, зелёный, жёлтый, бордовый, оранжевый. КАЖДАЯ ХОЗЯЮШКА СТРЕМИЛАСЬ СДЕЛАТЬ СВОЙ ДОМ САМЫМ КРАСИВЫМ. а вот, если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться. Самых прилежных называли "ЧЕПУРУШКАМИ"
Помимо самих жителей (казачек) активное участие в росписи принимали их кошки. Дело в том, что казачки рисовали самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти (так называемые кошачки). Для этого годится шерсть самой обычной кошки: на животике или с бочков у неё отрезали пучок, наматывали на палочку и делали такой кисточкой самые тонкие и сложные узоры. Сейчас мы используем готовые беличьи кисточки, которые продаются в магазине.
Люди, которые украшали свои дома, больше всего любили рисовать цветы. В Петриковском "букете" всегда есть центр-это три больших цветка, из сторон которых ответвляются меньшие за размером цветочки и бутоны, которые завершаются выгнутыми усиками и стебельками луговых трав. Итак, сначала рисуют самое главное- цветы, а уже потом выполняют весь рисунок в мелких деталях.
Часто в Петриковской росписи в цветочную композицию вплетают изображения птиц (петух, кукушка, а могут быть и фантастические птицы. Иногда появляются изображения других животных, насекомых (бабочек, кузнечиков).
К сожалению, сейчас стены не расписывают, старая роспись смылась дождём, и хат не осталось. И мы можем познакомиться с Петриковской росписью только на рисунках и фотографиях
Дети по очереди рисуют кистями элементы петриковской росписи, распечатанные.
После прохождения станции получают картинку с изображением петриковской росписи.
После прохождения всех станций дети выстраиваются на площадке. На доске написаны названия промыслов. Дети к названию прикрепляют изделия своего труда (или макеты, выданные на станции)
Казачка: Ну, молодцы, ребята! Столько гостинцев принесли Незнайке.
Незнайка: Ребята, расскажите мне, что же это за предметы?
Казачка: Поработали, а теперь можно и повеселиться! Всех приглашаю в большой хоровод.
Дети выстраиваются в два круга, водят хороводы под музыку «Кубанский казачий хор», выполняют простые движения народного танца по показу воспитателя.
Квест заканчивается веселым танцевальным шествием под русскую народную музыку вокруг детского сада.