Мария Дмитриева
Сценарий квеста «Подарки Русских мастеров» по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
[ СЦЕНАРИЙ
Квест «Подарки Русских мастеров»
по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей старшего дошкольного возрвста
Квест «Подарки Русских мастеров» - познавательное занятие, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории России.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие речи. Квест-игры
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Цель: Развитие связной речи детей, актуализировать и обогащение знаний детей об истории и видами русских ремесел.
Познавательное развитие :
- Активировать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, воображение.
- Активизировать знания детей о видах народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка и др., об их характерных особенностях.
- Способствовать проявлению интереса к ремеслу русского народа.
Речевое развитие :
- Развивать умения внимательно слушать, отвечать полными предложениями.
-Активизировать и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Русская народная игрушка».
- Активизировать навыки описательного рассказ.
- Стимулировать желание участвовать в беседе.
-Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов.
- Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.
Социально-коммуникативное развитие :
-Воспитывать умения работать в группе.
-Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.
Физическое развитие :
-Развивать крупную и мелкую моторику рук, двигательную активность.
Духовно-нравственное развитие :
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре.
- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Воспитание национальной гордости и верности русским традициям.
- Развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанников к произведениям декоративно- прикладного искусства.
-Приобщить детей к народным традициям и культурному наследию России.
Предварительная работа:беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.
Оборудование и материалы: деревянные ложки с хохломской росписью, матрёшки, разрезные картинки с жактовской росписью, свистульки с различной росписью, «Тульские» пряники. Презентация.
Вовлечение в игровую ситуацию:
Педагог встречает детей в зале. В руках у него корзинка с изделиями мастеров (расписные ложки, туеса, пояса, игрушки, свистульки и др)
Педагог: Добрый день, ребята.
Дети здороваются.
Педагог: Сегодня нас с вами ждет необычное занятие. Это путешествие по городам нашей большой страны, которая называется…
Дети: Россия.
Педагог: Я, если честно, уже приготовилась и даже собрала свою дорожную корзинку. Если вы загляните в нее, то сразу поймете, что мы будем путешествовать не по всем городам, а только поособенным. По каким? Посмотрите внимательно в корзину, и вы все поймете.
Дети высказывают предположения.
Педагог наводит их на мысль о том, что в корзине лежат изделия русских мастеров, а значит, и путешествовать ребята будут по ремесленным городам.
Педагог: Ну, что, ребята, отправляемся в путь?
Ребята отвечают
Звучит музыка. В зал заходит Незнайка. В руках у него воздушный шар или шар на слайде презентации. Незнайка громко самозабвенно рыдает.
Незнайка:Аааааааа….
Педагог: Что это? Что за крик? Что за рёв? Там не стадо ли коров? (из стихотворения А. Барто)
Незнайка: (еще пуще) Ааааааа….
Педагог: :Это не коровушка… Ребята, это кто?
Дети отвечают
Педагог: Да вы что? Не может быть… Наш друг Незнайка всегда веселый и радостный…
Незнайка: (рыдая) Это яааааааааааа….
Педагог: Ну что же с тобой случилось? Рассказывай, мы с ребятами попробуем тебе помочь. Ведь мы же друзья, да, ребята?
Дети отвечают
Незнайка: Мой воздушный шаааааааар…он не взлетает. Ааааааа…. Ветер стих ….
Педагог: Вот так беда.
Незнайка:Аааааа…. Я хотел побывать в разных городах России. И еще, я обещал своим друзьям вернуться с подарками!
Педагог: Что же делать… Ребята, чем мы можем помочь Незнайке?
Дети предлагают варианты.
Педагог наводит их на мысль взять Незнайку с собой.
Педагог: Какая отличная идея! Вот так молодцы, ребята. Незнайка, мы как раз собирались отправиться в путешествие по ремесленным городам России. Поедешь с нами? Думаю, там найдутся и подарки для твоих друзей.
Незнайка: Конечно, поеду. Только мне нужно поставить на якорь свой воздушный шар.
Основная часть
1. Город Семенов.
Незнайка:На чем мы там отправляемся в путешествие?
Педагог: Сначала на машине. Все берем в руки руль, поворачиваем, ключ зажигания, (звучит звук включения машины, включаем первую скорость, нажимаем газ, и ПОЕХАЛИ! (звучит звук гоночной машины)
Педагог: Эй, Незнайка, это ты так разогнался? Мы едем тихонько, не торопясь, чтобы ничего не пропустить.
Звучит музыка или песня про машину, путешествие и др.
Экран: Видео “едем по дороге”.
Экран: Город Семенов. Это может быть указатель, или достопримечательность города.
Экран город Семенов
Педагог: А вот и наш первый город. Город Семенов. Еще его называют “Столица золотой хохломы”.
Незнайка: А почему хохлома - золотая?
Ребята отвечают.
Педагог: Правильно, потому что один из ведущих цветов в холоме - это золотой.
Экран: Изделия из хохломы.
Педагог: Да ты сам посмотри, Незнайка, как переливаются и сверкают на солнце изделия, покрытые в несколько слоев специальным лаком.
Незнайка: Это же настоящее сокровище!
Педагог: Согласна! хохломская роспись это одно из достояний русских мастеров.
Незнайка: А есть еще другие росписи?
Экран: Изображения с различными видами росписи.
Дети отвечают. Это Палехская роспись, Гжельская роспись, Городецкая роспись, Мезенская роспись и другие… (Петриковская, Северодвинская, Волховская росписи, Борецкая роспись, Великоустюгская, Вятская росписи)
Незнайка задает детям вопросы:
- Какие цвета использовали умельцы для этой росписи?
-Из чего сделаны изделия?
-Что расписывают этой росписью?
- Почему роспись так называется?
( Пример: Нежно-голубая чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепили посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали.)
Незнайка: Ребята, Вы так много мне рассказали! Спасибо!
Педагог: Ребята, скажите мне, как называется наш город? -Как вы думаете – есть ли у нас своя роспись?Дети отвечают.
В Санкт-Петербурге мастера в 19 веке придумали Петербургскую роспись. Эта роспись отличается особой изысканность. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом.
Посмотрите на нее. Экран
Педагог: Ну что, едем дальше?
Незнайка: Подождите! Я очень хочу сувенир на память о городе Семенов.
Педагог: Ну, Незнаечка, выбирай.
Незнайка: Я выбираю ложки! У меня есть друг - Пончик, он очень любит покушать, а такими ложками есть одно удовольствие!
Педагог: У нас огромный выбор ложек.
ЗАДАНИЕ 1 Указывает на стол, где лежат ложки, перепутанные между собой.
Незнайка: (В растерянности) Ой, они же перепутаны.
Педагог: И правда. Ребята, это ложки с хохломской росписью, но каждая пара уникальна, помогите Незнайке распределить ложки по парам!
Воспитатель приглашает ребят. Дети распределяют ложки по парам.
Незнайка: Вот эту пару я возьму в подарок Пончику. Я запомнил, это Хохломская роспись.
Педагог: Отлично! (Дает Незнайке ложки)
Ребята получают ложки.
Педагог: Все ложки разобрали, отлично. Можно отправляться дальше.
2. Дымковская слобода.
Незнайка: А на чем мы поедем теперь?
Педагог: Мы можем поехать…. на поезде! Готовы?
Дети отвечают
Педагог: Чтобы отправиться на поезде нам нужно вспомнить, какие звуки он издает.
Дети произносят:чух-чук, тук-тук…
Педагог: А теперь воспроизведем этот ритм ложками. Вы ведь знаете, что ложками можно не только есть, но и играть. Вот так.
Воспитатель показывает элемент игры на ложках.
Педагог: А раз мы едем на поезде, то должны стучать вот так.
Педагог ложками воспроизводит ритм колес поезда.
Педагог: Теперь все вместе. Чух-чух, чух-чух, сначала медленно, медленно, потом поезд разгоняется, еще быстрее, ПОЕХАЛИ!
Дети ложками изображают поезд.
Звучит фрагмент песни про поезд. Паровоз букашка
Экран: видео вид из окна поезда или движущийся поезд.
Экран: Дымковская слобода.
Педагог: Приехали! Ту-ту! Ребята, сложим в корзинку ложки чтобы они не мешали вам в путешествии.
Незнайка: Где это мы?
Педагог: Мы в дымковской слободе.
Экран: Дымковская игрушка.
Этот город славится своими игрушками, расписанными так волшебно, что ими даже жалко играть, хочется только любоваться.
Незнайка: Я тоже хочу такую игрушку, уж я бы ей поиграл!
Педагог: Это не просто расписные игрушки. Выполненные в виде животных или птиц, они исполняют роль оберега. Ребята, расскажите Незнайке, что такое оберег?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно. На Руси верили, что оберег защитит ребенка от всего плохого, чтобы малыши росли смелыми и ничего на свете не боялись.
Незнайка: А если все-таки страшно? Например, когда ночью в темной комнате, один… бррр
Педагог: Тогда наступает время еще одного сюрприза.
Воспитатель берет в руки игрушку-свистульку и свистит в нее.
Педагог: Такой свист отгонял все страхи и поднимал настроение. Можно насвистывать свою любимую песенку и даже танцевать. Только не ночью, правда, ребята?
Незнайка: Я очень хочу такую свистульку. У меня есть друг Гусля, он играет на всех музыкальных инструментах, а вот на свистульке -нет. Пусть теперь учится.
Педагог: Хорошо. Мастера подарят тебе игрушку только за правильный ответ на вопросы.
Незнайка: Но если что, мне ребята помогут.
Педагог: Почему игрушку назвали дымковской?
Дети помогают Незнайке отвечать. (её делали в слободе Дымково)
Воспитатель : Из чего изготовляют дымковские игрушки? Дети помогают Незнайке отвечать. (из глины)
Воспитатель : Какие фигурки характерны для дымковской игрушки? Дети помогают Незнайке отвечать. (животные и женские фигурки)
Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли Незнайке. Выбирай свистульку.
Незнайка: А как? Мне ваша нравится.
Педагог: Давай подберем тебе свистульку с таким же звуком. Ребята, поможете нам?
Дети отвечают.
Педагог раздает детям свистульки.
ЗАДАНИЕ Незнайка: А теперь посвистите, пожалуйста, каждый в свою свистульку, а я буду искать звук, похожий на тот, что мне понравился. Итак, мой любимый звук. (свистит воспитатель) А теперь, ваши звуки. (дети свистят).
Незнайка сравнивает звуки. (эта? нет. Еще раз. Может эта)
Незнайка: Я не могу найти похожую свистульку. Может, мне ребята помогут?
Воспитатель приглашает ребят, которые помогут найти похожие по звуку свистульки. (можно проиграть несколько раз).
Незнайка: Спасибо вам, ребята. Вот Гусля будет рад. Освоит еще один инструмент. Поехали дальше?
Педагог: Поехали. На чем поедем на этот раз?
3. Поселок Жестово
Незнайка: А давайте полетим! На самолете! Чтобы свист ветра был в ушах!
Педагог: Отличная идея! У нас и свистульки есть. Итак, ребята, у кого нет свистулек, тот раскрывает крылья самолета, и мы полетели! Рев мотора и свист ветра за бортом! сначала тихо-тихо, потом громче, еще громче, разгоняемся! Кто громче! Свистим!
Фрагмент песни про полет на самолете.
Экран: Видео летящего самолета или вид из иллюминатора.
Педагог: Пора приземляться. Свистим тише, еще тише, кажется сели. Отлично. Где это мы?
Экран: Вид или название поселка Жостово.
Незнайка: Читает по слогам Жо-сто-во! Что это за поселок?
Воспитатель : А ребятам это название уже знакомо. О чем оно вам говорит?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно. Здесь родилась жостовская роспись и находится завод по производству жостовских подносов.
Экран: Жостовские подносы.
Незнайка: Какие цвета использовали умельцы для этой росписи? Что рисуют на подносах? Из чего сделаны подносы?
Педагог: Традиционные жостовские подносы - с букетом ярких цветов на черном фоне. Внутри – самые крупные и яркие цветы (обычно их три, чем ближе к краю – тем цветы мельче и бледней. Подносы очень крепкие и долговечные, потому что сделаны из жести. На них также могут быть нарисованы птицы, различные узоры и даже картины природы.
Незнайка: Какая красота! Такой поднос надо привести Винтику и Шпунтику. Они любят все железное, а это- еще и красивое.
Воспитатель выносит подносы, разрезанные на кусочки, но сложенный правильно. И случайно рассыпает его.
Педагог: Ой. Рассыпались. Что делать?
Незнайка: Не беда… Я все соберу. Но, чур, тогда вы мне не будете задавать вопросы, хорошо?
ЗАДАНИЕ Педагог: Хорошо. Ребята, помогите, пожалуйста, Незнайке.
Звучит музыка. Дети собирают подносы из кусочков.
Незнайка: Готово! Только как же я его довезу до Винтика и Шпунтика? А если он опять рассыпается? А говорили крепкий.
Педагог: Не волнуйся, Незнайка. Вот тебе жостовский поднос. Он очень крепкий и красивый. Покажи его ребятам.
Незнайка показывает ребятам поднос, дает потрогать.
Педагог: Теперь мы можем отправляться дальше.
4. Город Сергиев Посад
Незнайка: С удовольствием. А можно на автобусе?
Педагог: :Конечно. Незнайка: Занимайте ваши места. А теперь, поехали.
Физминкта «Колесо» (из мультфильма «Фиксики») Звучит музыка.
Экран: Вид дороги из окна автобуса или автобус, едущий по дороге.
Экран: Город Сергиев Посад
Педагог: (в роли экскурсовода) Здравствуйте. Мы с вами приехали в город Сергиев Посад.
Незнайка: Ребята, чем о знаменит?
Дети отвечают. (Он считается родиной русской матрешки. Именно здесь более сотни лет назад художник С. В. Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой этого города, да и всей России)
Экран: Матрешки.
Наши губки бантиком,
Да щечки будто яблоки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы загорские матрешки
Всех на свете краше.
Расписные, яркие сарафаны наши
Вот мы и приехали.
Незнайка: Какие чудесные куколки! У меня как раз есть подруга Ромашка, она, как и все девчонки, очень любит играть в куклы. Можно я возьму одну для нее?
Педагог: Можно, конечно, но ты знаешь правила.
Незнайка: Знаю, знаю. Задавайте свои вопросы.
Педагог: Кто из художников расписал первую матрешку?
Дети помогают Незнайке ответить.
Воспитатель : Правильно, это Малютин. Ну что, выбирай себе матрешку.
ЗАДАНИЕ На столе 5 разобранных (верх и низ отдельно) и перепутанные матрешки.
Незнайка: Как же я выберу, они перепутаны?
Педагог: А ты забыл, что у тебя есть верные друзья?
Незнайка: Точно, ребята, поможете мне?
Воспитатель приглашает детей собрать матрешек.
Незнайка: Я выбираю вот эту. Можно?
Педагог: Конечно. Посмотри на нее и вспомни какая роспись на ее передничке? В каком стиле расписана матрешка? А у Вас ребята, какие матрешки?
Ответы.
Воспитатель : Молодцы. Незнайка, передавай Ромашке большой привет от ребят.
Незнайка: А куда мы отправимся дальше?
Педагог: У нас остался последний на сегодня город - Это город Тула.
5. Город Тула.
Незнайка: И что там интересного?
Педагог: Приедем, узнаешь.
Незнайка: А мы поедем? Поплывем?
Педагог: :Мы полетим на вертолёте.
Незнайка: Отлично!
Физминутка «Вертолёт»
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево, вправо, назад, вперед,
Ну, совсем как вертолет.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Незнайка: Приземлились. Ура!
Экран: Город Тула.
Педагог: Тула знаменита своими Тульскими пряниками. Чем же они отличаются от других?
Дети отвечают.
Экран: Тульские пряники
Педагог: Совершенно верно. Тульские кондитеры довели рецепт выпечки пряников до совершенства. Это самые вкусные и красивые пряники. Они выпекаются в специальной форме и потом расписываются специальной цветной глазурью. У каждого мастера свой рисунок.
Педагог: Что изображали на пряниках?Дети отвечают.
Незнайка: А они точно, вкусные?
Педагог: Хочешь попробовать?
Незнайка: Конечно.
Звучит музыка.
На подносе выносят тульский пряник, разрезанный на маленькие кусочки (один укус). Угощают детей.
Незнайка: Вкуснятина! А можно я с собой возьму? У нас есть художник, Тюбик, он такую красоту нарисует, что есть будет жалко.
Воспитатель : Конечно, можно.
Незнайка: А вопрос?
Педагог: Ты же наш гость, Незнайка. А гостей угощают просто так, из чувства гостеприимства. Держи, пряник, Пусть Тюбик придумает для пряника самый красивый узор. И мы с вами, ребята, когда вернемся в группу, тоже придумаем узоры каждый для своего пряника. Согласны?
Дети отвечают.
Педагог: Тула был последний пункт нашего путешествия. Пора отправляться домой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Незнайка: Спасибо вам большое, ребята, что взяли меня с собой. Мне очень понравилось наше путешествие. А вам?
Дети отвечают.
Незнайка: Стоп! А как же я отправлюсь домой? Ведь мой шар сдулся и не может лететь!
Педагог: Незнаечка, ты опять забыл, что во время путешествия у тебя появились новые друзья. А друзья всегда помогут. Правда, ребята?
Дети отвечают
Педагог: Незнайка, снимай с якоря свой воздушный шар.
Незнайка берет шар в руки. (ИЛИ СЛАЙД на Экране)
Педагог: А теперь, ребята, давайте подуем на Незнайкин шар сильно-сильно, и он улетит к себе в Солнечный город. Готовы? Наберите побольше дыхания…
Незнайка: Подождите, подождите! Я хочу сказать всем огромное спасибо, я очень рад, что у меня появились такие добрые друзья, и надеюсь, встретиться с вами снова. Всем пока! А теперь дуйте!
Педагог: Наберите воздуха, ребята, и сильно-сильно дуем на шарик Незнайки.
Ребята дуют, Незнайка изображает, что его уносит на шаре,
Незнайка:Покааа, ребятааааа…
Дети машут руками Незнайке.
Педагог: Как здорово все получилось. Мы помогли Незнайке и совершили путешествие по ремесленным городам России.
Расскажите, что вы запомнили из этого путешествия?
Дети отвечают.
Педагог: Вы большие молодцы. Спасибо вам за путешествие и прекрасную компанию.
А теперь, отправляемся домой, в свою группу.