Приложение МААМ

Сценарий квеста «Подарки Русских мастеров» по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей

Мария Дмитриева
Сценарий квеста «Подарки Русских мастеров» по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы

[ СЦЕНАРИЙ

Квест «Подарки Русских мастеров»

по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей старшего дошкольного возрвста

Квест «Подарки Русских мастеров» - познавательное занятие, направленный на знакомство детей с изделиями народных промыслов, воспитание интереса к изучению истории России.

Темочки:

Цель: Развитие связной речи детей, актуализировать и обогащение знаний детей об истории и видами русских ремесел.

Познавательное развитие :

- Активировать познавательный интерес к истории и культуре своего народа. Развивать внимание, память, воображение.

- Активизировать знания детей о видах народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка и др., об их характерных особенностях.

- Способствовать проявлению интереса к ремеслу русского народа.

Речевое развитие :

- Развивать умения внимательно слушать, отвечать полными предложениями.

-Активизировать и обогащать словарный запас детей по лексической теме «Русская народная игрушка».

- Активизировать навыки описательного рассказ.

- Стимулировать желание участвовать в беседе.

-Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства предметов.

- Закрепить умение образовывать относительные прилагательные.

Социально-коммуникативное развитие :

-Воспитывать умения работать в группе.

-Формировать навыки вежливого обращения, доброжелательность, дисциплинированность.

Физическое развитие :

-Развивать крупную и мелкую моторику рук, двигательную активность.

Духовно-нравственное развитие :

- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре.

- Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

- Воспитание национальной гордости и верности русским традициям.

- Развитие эмоционально-ценностного отношения воспитанников к произведениям декоративно- прикладного искусства.

-Приобщить детей к народным традициям и культурному наследию России.

Предварительная работа:беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов.

Оборудование и материалы: деревянные ложки с хохломской росписью, матрёшки, разрезные картинки с жактовской росписью, свистульки с различной росписью, «Тульские» пряники. Презентация.

Вовлечение в игровую ситуацию:

Педагог встречает детей в зале. В руках у него корзинка с изделиями мастеров (расписные ложки, туеса, пояса, игрушки, свистульки и др)

Педагог: Добрый день, ребята.

Дети здороваются.

Педагог: Сегодня нас с вами ждет необычное занятие. Это путешествие по городам нашей большой страны, которая называется…

Дети: Россия.

Педагог: Я, если честно, уже приготовилась и даже собрала свою дорожную корзинку. Если вы загляните в нее, то сразу поймете, что мы будем путешествовать не по всем городам, а только поособенным. По каким? Посмотрите внимательно в корзину, и вы все поймете.

Дети высказывают предположения.

Педагог наводит их на мысль о том, что в корзине лежат изделия русских мастеров, а значит, и путешествовать ребята будут по ремесленным городам.

Педагог: Ну, что, ребята, отправляемся в путь?

Ребята отвечают

Звучит музыка. В зал заходит Незнайка. В руках у него воздушный шар или шар на слайде презентации. Незнайка громко самозабвенно рыдает.

Незнайка:Аааааааа….

Педагог: Что это? Что за крик? Что за рёв? Там не стадо ли коров? (из стихотворения А. Барто)

Незнайка: (еще пуще) Ааааааа….

Педагог: :Это не коровушка… Ребята, это кто?

Дети отвечают

Педагог: Да вы что? Не может быть… Наш друг Незнайка всегда веселый и радостный…

Незнайка: (рыдая) Это яааааааааааа….

Педагог: Ну что же с тобой случилось? Рассказывай, мы с ребятами попробуем тебе помочь. Ведь мы же друзья, да, ребята?

Дети отвечают

Незнайка: Мой воздушный шаааааааар…он не взлетает. Ааааааа…. Ветер стих ….

Педагог: Вот так беда.

Незнайка:Аааааа…. Я хотел побывать в разных городах России. И еще, я обещал своим друзьям вернуться с подарками!

Педагог: Что же делать… Ребята, чем мы можем помочь Незнайке?

Дети предлагают варианты.

Педагог наводит их на мысль взять Незнайку с собой.

Педагог: Какая отличная идея! Вот так молодцы, ребята. Незнайка, мы как раз собирались отправиться в путешествие по ремесленным городам России. Поедешь с нами? Думаю, там найдутся и подарки для твоих друзей.

Незнайка: Конечно, поеду. Только мне нужно поставить на якорь свой воздушный шар.

Основная часть

1. Город Семенов.

Незнайка:На чем мы там отправляемся в путешествие?

Педагог: Сначала на машине. Все берем в руки руль, поворачиваем, ключ зажигания, (звучит звук включения машины, включаем первую скорость, нажимаем газ, и ПОЕХАЛИ! (звучит звук гоночной машины)

Педагог: Эй, Незнайка, это ты так разогнался? Мы едем тихонько, не торопясь, чтобы ничего не пропустить.

Звучит музыка или песня про машину, путешествие и др.

Экран: Видео “едем по дороге”.

Экран: Город Семенов. Это может быть указатель, или достопримечательность города.

Экран город Семенов

Педагог: А вот и наш первый город. Город Семенов. Еще его называют “Столица золотой хохломы”.

Незнайка: А почему хохлома - золотая?

Ребята отвечают.

Педагог: Правильно, потому что один из ведущих цветов в холоме - это золотой.

Экран: Изделия из хохломы.

Педагог: Да ты сам посмотри, Незнайка, как переливаются и сверкают на солнце изделия, покрытые в несколько слоев специальным лаком.

Незнайка: Это же настоящее сокровище!

Педагог: Согласна! хохломская роспись это одно из достояний русских мастеров.

Незнайка: А есть еще другие росписи?

Экран: Изображения с различными видами росписи.

Дети отвечают. Это Палехская роспись, Гжельская роспись, Городецкая роспись, Мезенская роспись и другие… (Петриковская, Северодвинская, Волховская росписи, Борецкая роспись, Великоустюгская, Вятская росписи)

Незнайка задает детям вопросы:

- Какие цвета использовали умельцы для этой росписи?

-Из чего сделаны изделия?

-Что расписывают этой росписью?

- Почему роспись так называется?

( Пример: Нежно-голубая чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепили посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали.)

Незнайка: Ребята, Вы так много мне рассказали! Спасибо!

Педагог: Ребята, скажите мне, как называется наш город? -Как вы думаете – есть ли у нас своя роспись?Дети отвечают.

В Санкт-Петербурге мастера в 19 веке придумали Петербургскую роспись. Эта роспись отличается особой изысканность. Белые цветы с золотыми листьями на черном фоне. Листья и цветы пишутся особыми, полупрозрачными мазками. Создается особая атмосфера Петербурга - города белых ночей. Основными мотивами рисунка являются цветы: нарциссы, пионы, ромашки; композиция характеризуется изяществом и динамизмом.

Посмотрите на нее. Экран

Педагог: Ну что, едем дальше?

Незнайка: Подождите! Я очень хочу сувенир на память о городе Семенов.

Педагог: Ну, Незнаечка, выбирай.

Незнайка: Я выбираю ложки! У меня есть друг - Пончик, он очень любит покушать, а такими ложками есть одно удовольствие!

Педагог: У нас огромный выбор ложек.

ЗАДАНИЕ 1 Указывает на стол, где лежат ложки, перепутанные между собой.

Незнайка: (В растерянности) Ой, они же перепутаны.

Педагог: И правда. Ребята, это ложки с хохломской росписью, но каждая пара уникальна, помогите Незнайке распределить ложки по парам!

Воспитатель приглашает ребят. Дети распределяют ложки по парам.

Незнайка: Вот эту пару я возьму в подарок Пончику. Я запомнил, это Хохломская роспись.

Педагог: Отлично! (Дает Незнайке ложки)

Ребята получают ложки.

Педагог: Все ложки разобрали, отлично. Можно отправляться дальше.

2. Дымковская слобода.

Незнайка: А на чем мы поедем теперь?

Педагог: Мы можем поехать…. на поезде! Готовы?

Дети отвечают

Педагог: Чтобы отправиться на поезде нам нужно вспомнить, какие звуки он издает.

Дети произносят:чух-чук, тук-тук…

Педагог: А теперь воспроизведем этот ритм ложками. Вы ведь знаете, что ложками можно не только есть, но и играть. Вот так.

Воспитатель показывает элемент игры на ложках.

Педагог: А раз мы едем на поезде, то должны стучать вот так.

Педагог ложками воспроизводит ритм колес поезда.

Педагог: Теперь все вместе. Чух-чух, чух-чух, сначала медленно, медленно, потом поезд разгоняется, еще быстрее, ПОЕХАЛИ!

Дети ложками изображают поезд.

Звучит фрагмент песни про поезд. Паровоз букашка

Экран: видео вид из окна поезда или движущийся поезд.

Экран: Дымковская слобода.

Педагог: Приехали! Ту-ту! Ребята, сложим в корзинку ложки чтобы они не мешали вам в путешествии.

Незнайка: Где это мы?

Педагог: Мы в дымковской слободе.

Экран: Дымковская игрушка.

Этот город славится своими игрушками, расписанными так волшебно, что ими даже жалко играть, хочется только любоваться.

Незнайка: Я тоже хочу такую игрушку, уж я бы ей поиграл!

Педагог: Это не просто расписные игрушки. Выполненные в виде животных или птиц, они исполняют роль оберега. Ребята, расскажите Незнайке, что такое оберег?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно. На Руси верили, что оберег защитит ребенка от всего плохого, чтобы малыши росли смелыми и ничего на свете не боялись.

Незнайка: А если все-таки страшно? Например, когда ночью в темной комнате, один… бррр

Педагог: Тогда наступает время еще одного сюрприза.

Воспитатель берет в руки игрушку-свистульку и свистит в нее.

Педагог: Такой свист отгонял все страхи и поднимал настроение. Можно насвистывать свою любимую песенку и даже танцевать. Только не ночью, правда, ребята?

Незнайка: Я очень хочу такую свистульку. У меня есть друг Гусля, он играет на всех музыкальных инструментах, а вот на свистульке -нет. Пусть теперь учится.

Педагог: Хорошо. Мастера подарят тебе игрушку только за правильный ответ на вопросы.

Незнайка: Но если что, мне ребята помогут.

Педагог: Почему игрушку назвали дымковской?

Дети помогают Незнайке отвечать. (её делали в слободе Дымково)

Воспитатель : Из чего изготовляют дымковские игрушки? Дети помогают Незнайке отвечать. (из глины)

Воспитатель : Какие фигурки характерны для дымковской игрушки? Дети помогают Незнайке отвечать. (животные и женские фигурки)

Воспитатель : Молодцы, ребята, помогли Незнайке. Выбирай свистульку.

Незнайка: А как? Мне ваша нравится.

Педагог: Давай подберем тебе свистульку с таким же звуком. Ребята, поможете нам?

Дети отвечают.

Педагог раздает детям свистульки.

ЗАДАНИЕ Незнайка: А теперь посвистите, пожалуйста, каждый в свою свистульку, а я буду искать звук, похожий на тот, что мне понравился. Итак, мой любимый звук. (свистит воспитатель) А теперь, ваши звуки. (дети свистят).

Незнайка сравнивает звуки. (эта? нет. Еще раз. Может эта)

Незнайка: Я не могу найти похожую свистульку. Может, мне ребята помогут?

Воспитатель приглашает ребят, которые помогут найти похожие по звуку свистульки. (можно проиграть несколько раз).

Незнайка: Спасибо вам, ребята. Вот Гусля будет рад. Освоит еще один инструмент. Поехали дальше?

Педагог: Поехали. На чем поедем на этот раз?

3. Поселок Жестово

Незнайка: А давайте полетим! На самолете! Чтобы свист ветра был в ушах!

Педагог: Отличная идея! У нас и свистульки есть. Итак, ребята, у кого нет свистулек, тот раскрывает крылья самолета, и мы полетели! Рев мотора и свист ветра за бортом! сначала тихо-тихо, потом громче, еще громче, разгоняемся! Кто громче! Свистим!

Фрагмент песни про полет на самолете.

Экран: Видео летящего самолета или вид из иллюминатора.

Педагог: Пора приземляться. Свистим тише, еще тише, кажется сели. Отлично. Где это мы?

Экран: Вид или название поселка Жостово.

Незнайка: Читает по слогам Жо-сто-во! Что это за поселок?

Воспитатель : А ребятам это название уже знакомо. О чем оно вам говорит?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно. Здесь родилась жостовская роспись и находится завод по производству жостовских подносов.

Экран: Жостовские подносы.

Незнайка: Какие цвета использовали умельцы для этой росписи? Что рисуют на подносах? Из чего сделаны подносы?

Педагог: Традиционные жостовские подносы - с букетом ярких цветов на черном фоне. Внутри – самые крупные и яркие цветы (обычно их три, чем ближе к краю – тем цветы мельче и бледней. Подносы очень крепкие и долговечные, потому что сделаны из жести. На них также могут быть нарисованы птицы, различные узоры и даже картины природы.

Незнайка: Какая красота! Такой поднос надо привести Винтику и Шпунтику. Они любят все железное, а это- еще и красивое.

Воспитатель выносит подносы, разрезанные на кусочки, но сложенный правильно. И случайно рассыпает его.

Педагог: Ой. Рассыпались. Что делать?

Незнайка: Не беда… Я все соберу. Но, чур, тогда вы мне не будете задавать вопросы, хорошо?

ЗАДАНИЕ Педагог: Хорошо. Ребята, помогите, пожалуйста, Незнайке.

Звучит музыка. Дети собирают подносы из кусочков.

Незнайка: Готово! Только как же я его довезу до Винтика и Шпунтика? А если он опять рассыпается? А говорили крепкий.

Педагог: Не волнуйся, Незнайка. Вот тебе жостовский поднос. Он очень крепкий и красивый. Покажи его ребятам.

Незнайка показывает ребятам поднос, дает потрогать.

Педагог: Теперь мы можем отправляться дальше.

4. Город Сергиев Посад

Незнайка: С удовольствием. А можно на автобусе?

Педагог: :Конечно. Незнайка: Занимайте ваши места. А теперь, поехали.

Физминкта «Колесо» (из мультфильма «Фиксики») Звучит музыка.

Экран: Вид дороги из окна автобуса или автобус, едущий по дороге.

Экран: Город Сергиев Посад

Педагог: (в роли экскурсовода) Здравствуйте. Мы с вами приехали в город Сергиев Посад.

Незнайка: Ребята, чем о знаменит?

Дети отвечают. (Он считается родиной русской матрешки. Именно здесь более сотни лет назад художник С. В. Малютин расписал первую из них. С тех пор, получившая признание кукла, стала визитной карточкой этого города, да и всей России)

Экран: Матрешки.

Наши губки бантиком,

Да щечки будто яблоки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Мы загорские матрешки

Всех на свете краше.

Расписные, яркие сарафаны наши

Вот мы и приехали.

Незнайка: Какие чудесные куколки! У меня как раз есть подруга Ромашка, она, как и все девчонки, очень любит играть в куклы. Можно я возьму одну для нее?

Педагог: Можно, конечно, но ты знаешь правила.

Незнайка: Знаю, знаю. Задавайте свои вопросы.

Педагог: Кто из художников расписал первую матрешку?

Дети помогают Незнайке ответить.

Воспитатель : Правильно, это Малютин. Ну что, выбирай себе матрешку.

ЗАДАНИЕ На столе 5 разобранных (верх и низ отдельно) и перепутанные матрешки.

Незнайка: Как же я выберу, они перепутаны?

Педагог: А ты забыл, что у тебя есть верные друзья?

Незнайка: Точно, ребята, поможете мне?

Воспитатель приглашает детей собрать матрешек.

Незнайка: Я выбираю вот эту. Можно?

Педагог: Конечно. Посмотри на нее и вспомни какая роспись на ее передничке? В каком стиле расписана матрешка? А у Вас ребята, какие матрешки?

Ответы.

Воспитатель : Молодцы. Незнайка, передавай Ромашке большой привет от ребят.

Незнайка: А куда мы отправимся дальше?

Педагог: У нас остался последний на сегодня город - Это город Тула.

5. Город Тула.

Незнайка: И что там интересного?

Педагог: Приедем, узнаешь.

Незнайка: А мы поедем? Поплывем?

Педагог: :Мы полетим на вертолёте.

Незнайка: Отлично!

Физминутка «Вертолёт»

Вот какая стрекоза,

Как горошины глаза.

Влево, вправо, назад, вперед,

Ну, совсем как вертолет.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Незнайка: Приземлились. Ура!

Экран: Город Тула.

Педагог: Тула знаменита своими Тульскими пряниками. Чем же они отличаются от других?

Дети отвечают.

Экран: Тульские пряники

Педагог: Совершенно верно. Тульские кондитеры довели рецепт выпечки пряников до совершенства. Это самые вкусные и красивые пряники. Они выпекаются в специальной форме и потом расписываются специальной цветной глазурью. У каждого мастера свой рисунок.

Педагог: Что изображали на пряниках?Дети отвечают.

Незнайка: А они точно, вкусные?

Педагог: Хочешь попробовать?

Незнайка: Конечно.

Звучит музыка.

На подносе выносят тульский пряник, разрезанный на маленькие кусочки (один укус). Угощают детей.

Незнайка: Вкуснятина! А можно я с собой возьму? У нас есть художник, Тюбик, он такую красоту нарисует, что есть будет жалко.

Воспитатель : Конечно, можно.

Незнайка: А вопрос?

Педагог: Ты же наш гость, Незнайка. А гостей угощают просто так, из чувства гостеприимства. Держи, пряник, Пусть Тюбик придумает для пряника самый красивый узор. И мы с вами, ребята, когда вернемся в группу, тоже придумаем узоры каждый для своего пряника. Согласны?

Дети отвечают.

Педагог: Тула был последний пункт нашего путешествия. Пора отправляться домой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Незнайка: Спасибо вам большое, ребята, что взяли меня с собой. Мне очень понравилось наше путешествие. А вам?

Дети отвечают.

Незнайка: Стоп! А как же я отправлюсь домой? Ведь мой шар сдулся и не может лететь!

Педагог: Незнаечка, ты опять забыл, что во время путешествия у тебя появились новые друзья. А друзья всегда помогут. Правда, ребята?

Дети отвечают

Педагог: Незнайка, снимай с якоря свой воздушный шар.

Незнайка берет шар в руки. (ИЛИ СЛАЙД на Экране)

Педагог: А теперь, ребята, давайте подуем на Незнайкин шар сильно-сильно, и он улетит к себе в Солнечный город. Готовы? Наберите побольше дыхания…

Незнайка: Подождите, подождите! Я хочу сказать всем огромное спасибо, я очень рад, что у меня появились такие добрые друзья, и надеюсь, встретиться с вами снова. Всем пока! А теперь дуйте!

Педагог: Наберите воздуха, ребята, и сильно-сильно дуем на шарик Незнайки.

Ребята дуют, Незнайка изображает, что его уносит на шаре,

Незнайка:Покааа, ребятааааа…

Дети машут руками Незнайке.

Педагог: Как здорово все получилось. Мы помогли Незнайке и совершили путешествие по ремесленным городам России.

Расскажите, что вы запомнили из этого путешествия?

Дети отвечают.

Педагог: Вы большие молодцы. Спасибо вам за путешествие и прекрасную компанию.

А теперь, отправляемся домой, в свою группу.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий квеста «Подарки Русских мастеров» по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей
Опубликовано: 18 января 2025 в 12:14
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий квеста «Подарки Русских мастеров» по духовно-нравственному воспитанию и развитию связной речи детей» (включая файлы) размещена пользователем Мария Дмитриева (УИ 455585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД