Соболева Анна Алексеевна
Сценарий итогового занятия по обучению грамоте «Золотой ключик»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий итогового занятия по обучению грамоте
Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Дудинский детский сад комбинированного вида «Льдинка»
647000, Красноярский край, г. Дудинка. ул. Щорса 19 кор. «А»,
тел/факс (39191) 5-45-45, e-mail : Ldinka_doy@mail.ru
Сценарий итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Публикация «Сценарий итогового занятия по обучению грамоте „Золотой ключик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Тема: «Золотой ключик»
Подготовила и провела:
Воспитатель: Соболева А. А
Апрель 2018 г.
Цель: систематизировать у детей знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о звуках, словах и предложениях.
-Закреплять умение графически изображать и анализировать схемы слов и предложений.
Развивающие:
-Развивать грамматически правильную речь детей, творчество, воображение.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в компаниях.
Пособия и материалы:
1. Картинка предметная.
2. Картинки предметные.
2. Картинки сюжетные.
3. Звуковой пенал/схемы слов.
4. Листок в клетку (на каждого ребёнка).
5. Простой карандаш (на каждого ребёнка).
6. Фишки- звёзды (самооценка детьми своей работы).
7. Части «Золотой ключик».
8. Конверты с заданиями.
9. Почтовый ящик. (РППС)
Ход занятия:
Воспитатель в группе обращает внимание детей на конверт в почтовом ящике, предлагает детям по внешнему виду конверта отгадать от кого пришло письмо. Дети определяют сказочного героя Буратино.
Воспитатель открывает конверт и зачитывает детям письмо: Ребята, Буратино попросил Мальвину написать послание нам детям подготовительной к школе группе, он просит нас о помощи.
«Я хотел с помощью Золотого ключика открыть 1 сентября дверь в школу, чтобы не только мне научиться всему, но и моим друзьям, а злой Карабас забрал и поломал у меня ключик. Добрый Светлячок сказал, что если я выполню все задания по «Грамоте» то части ключика все вернутся, но я не ходил ни в садик, ни в школу, я не справлюсь с заданиями. Светлячок предложил отправить конверт с заданиями вам, помогите, пожалуйста!».
Дети предлагают помочь Буратино и выполнить все задания.
Педагог приглашает ребят встать с ним в круг.
Проходит игра для рабочего настроя «Волшебная палочка».
Воспитатель: Ребята Буратино просит нас выполнить задания по грамоте, а что мы делаем на занятиях по обучению грамоте?
Дети: Изучаем звуки, буквы, составляем схемы слов, предложений, учимся составлять рассказы, разбирать слова на слоги.
Воспитатель: Мы так многому научились за этот год и наши знания пригодятся нам в школе, куда вы пойдёте осенью. А еще наши умения пригодятся для выполнения заданий, чтобы собрать золотой ключик и помочь Буратино, нам нужно работать дружно, слаженно и всем вместе. Пора приниматься за дело.
Дети по разрезному материалу объединяются в компании и садятся за столы.
Компании выбирают капитана. Называют свои компании и с помощью жеста показывают готовность к работе.
1. Речь
Воспитатель открывает первый конверт с заданием. Задание для капитанов команд. Участники помогают капитанам в случае затруднения.
Воспитатель: Вот первое задание. Какая бывает речь?
Капитан 1 команды: Речь бывает устная и письменная.
Воспитатель: Зачем мы используем устную речь?
Капитан 2 команды: Чтобы общаться, разговаривать, слушать.
Воспитатель: Зачем нужна письменная речь?
Капитан 3 команды: Чтобы писать, печатать, читать.
Воспитатель говорит, что первое задание выполнено капитаны достают из конверта часть от ключика прикрепляют на магнитную доску.
2 .Слова
Воспитатель берёт второй конверт и предлагает компаниям выполнить второе задание.
Воспитатель: Когда мы разговариваем, мы произносим разные слова. В устной речи слова состоят из звуков, а в письменной речи из букв. Слова состоят из звуков и букв. Что такое звуки?
Дети: звуки мы произносим и слышим.
Воспитатель: А буквы?
Дети: Пишем и читаем.
Воспитатель : Какие слова вы знаете?
Дети: длинные, короткие, слова- помощники (предлоги, сложные, слова -наоборот, слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Воспитатель обращает внимание детей на сюжетную картинку «Мой город».
Воспитатель: Внимательно посмотрите на картинку и назовите 1 команда слова-действия, 2 команда слова- предметы, 3 команда слова- признаки.
Дети работают в компаниях, затем с воспитателем «ходят» друг к другу в гости и слушают ответы, помогают сверстникам.
Воспитатель: А теперь составьте предложение по картинке со словом- предлогом. Например: «Человек стоит на дороге». Слово- предлог- на.
Дети выполняют задание в компаниях и называют предложение.
Воспитатель проводит с детьми игру- разминку «Слова - наоборот». За каждый правильный ответ команды получают фишки.
Воспитатель: Я говорю первое слово, а вы слово - наоборот, т. е слово с противоположным значением.
-Вверху - внизу
-Низко - высоко
-Далеко -близко
-Холодный - горячий
-Твёрдый - мягкий
-Широкий - узкий
-Грязный - чистый
-Налил- вылил
А теперь составим сложные слова.
Дети называют сложные слова, воспитатель может оказывать помощь детям с помощью словосочетаний.
-Под паром ходит - пароход
-Пыль засасывает - пылесос
-Овощи режет - овощерезка
-Кофе варит - кофеварка
-Листья падают - листопад
-Сам катится - самокат
-Тёмные волосы - темноволосый
-По марсу ходит – марсоход
Воспитатель с капитанами считают фишки и определяют команду-победителя.
Капитаны достают из конверта вторую часть ключика.
3. Слоги
Воспитатель: Дети, из чего состоит каждое слово?
Дети: Слово состоит из слогов.
Воспитатель: Как мы определяем, сколько слогов в слове?
Дети: подставить руку к подбородку, между ладошками, пошагать, похлопать.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю с помощью руки и подбордка определить количество слогов в слове. В слове карандаш, сколько слогов?
Дети определяют количество слогов.
Воспитатель: А теперь померяем, какое слово длиннее,т. е у какого слова больше слогов, мерить будем между ладошками.
Лис.
Дети показывают.
Воспитатель: А теперь превратите слово лис, чтобы оно состояло из двух слогов (ли-са, а из трёх (ли-сё-нок).
Дети выполняют задание.
Воспитатель предлагает детям ещё померить слова ладошками: Ёж-ёжик-ежонок, нож- ножик- ножичек.
Дети показывают. Игра социо-игрового приобщения к делу «Слоги».
Воспитатель предлагает детям прохлопать слово, присесть столько раз сколько слогов в слове. Слова: са-ни, кни- га, са- мо- кат,
дом, ве-ло-си-пед, мор-ков-ка.
Воспитатель: А каким будет следующие задание, вы узнаете с помощью пальчиковой гимнастики.
Наши ручки подготовим- разжимаем, сжимаем кулачки.
Печатать будем схемы мы- имитация печатания пальчиками по столу.
Линии вести стараться- пальчиком в воздухе ведём линию.
И слоги посчитаем мы- каждый пальчик загибаем.
Затем обращает внимание детей на лист лежащие на столе и карандаши.
Воспитатель: Сейчас я буду называть слова,а каждый участник команды графически изображать схему слова (кол-во слогов в слове, с помощью карандаша. Например, слово зи-ма- 2 слога.
Воспитатель предлагает детям взять карандаш и поставить карандаш на точку, изображённую на листе и слушать внимательно слово.
Вес-на, по-да-рок, ша-рик, са-мо-кат, ро-бот, бу-ма-га.
Команды графически изображают слоговую схему слов. Капитаны собирают листы и кладут их в конверт, затем прикрепляют третью часть ключика.
4. Звуки
Воспитатель: Ребята, из чего состоят слоги?
Дети: Слоги состоят из звуков.
Воспитатель: А какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: Какими бывают согласные звуки?
Дети: Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими.
Воспитатель: Какими бывают гласные звуки?
Дети: Гласные бывают ударные и безударные.
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Определи звук». Я назову вам чистоговорку, а вы определите, какой звук повторяется чаще всего в ней.
Под столом клубок лежал
Лапой кот клубок достал.
Воспитатель: Какой звук повторяется
Дети: Звук «л»
Воспитатель: В слове «клубок», где находится звук «л», в начале, середине или в конце?
Дети: Звук «л» находится в середине слова.
Воспитатель: Дайте характеристику звука»Л» в слове.
Дети: звук «л»- согласный, твёрдый, звонкий.
Воспитатель раздаё т капитанам конверты с заданием для команд: дать характеристику звука «л» в словах- картинках. Команды выполняют задание и «ходят» друг к другу в гости.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласный звук, твёрдый согласный, мягкий согласный.
Ответы детей.
Компании выполняют звуковой анализ слова по картинкам. Затем капитаны каждой команды определяют характеристику слова.
1 команда: слово мама- 2 слога, 4 звука, 4 буквы.
М- [м]- согл, тв, зв- синий кружок
А-а- гл, удар-красный кружок
М- м- согл, ТВ, зв- синий кружок
А-а- гл,безударный- красный кружок.
Капитаны достают из конверта часть от ключика, прикрепляет к остальным частям.
5. Предложения
Воспитатель обращает внимание детей на схемы предложений, изображённые на доске.
Воспитатель: Ребята, что это за схемы?.
Дети: Это схемы предложений
Воспитатель: Что такое предложение.
Дети: Предложение- слова объединённые по смыслу.
Воспитатель: С какой буквы начинается предложение?
Дети: С заглавной буквы.
Воспитатель: Что ставится в конце предложения?
Дети: Точка, вопросительный, восклицательный знак.
Воспитатель: Ребята у каждой команды на столе лежат 2 картинки, вам нужно составить предложение по этим картинкам, используя слова-признаки, действия, слова- предметы.
Компании выполняют задание, затем «ходят» в гости говорят предложения.
Воспитатель: А теперь следующее задание.
Воспитатель предлагает детям приготовить лист для выполнения графического задания. Я буду диктовать предложение, а вы изображать его на листе с помощью схемы. Не забывайте, что предложение начинается с заглавной буквы, все слова изображаются отдельно (пропустить одну клетку между линиями) и в конце ставится точка.
-Наступила весна.
-Распустились почки.
-В лесу появились подснежники.
- Хорошо весной гулять.
Дети подписывают свои листы, капитаны складывают их в конверт.
Воспитатель предлагает командам следующее задание: внимательно посмотреть на сюжетную картинку на доске. Затем раздаёт каждой команде картинку-фрагмент от общей сюжетной картинки. Даёт задание составить 3-4 предложения по картинке.
Воспитатель: Каждая команда составит маленький рассказ и у нас получится один большой рассказ о городе.
Дети составляют рассказы по картинкам, затем по очереди выходят к общей картинке и рассказывают ребятам предложения. В случае затруднений помогают сверстникам, дополняют их.
Капитаны достают из конверта последнюю часть от ключика.
Воспитатель: Ребята, мы собрали ключик, теперь Буратино сможет открыть школу! Как нам сделать целый ключик и отправить его сказочному герою?
Дети: Можно его склеить, приклеить, вырезать и отправить почтой. Дети изготавливают целый ключик и конверт для него, подписывают конверт, затем кладут его в почтовый ящик.