Киселева Инна
«Как родилось первое слово». Сценарий итогового праздника в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Как родилось первое слово.
Введение в тему.
Сегодня, друзья, мы не просто мальчики и девочки! Мы-путешественники во времени! Нам предстоит погрузиться в далекое прошлое, телепортироваться в будущее и вернуться в настоящее.
-А что такое будущее время? -Что такое настоящее? (Ответы детей).
И наконец, что такое прошлое? Правильно. Когда - то …Давным, давно. В очень далеком прошлом не было ничего… Не было даже нашей планеты! Можете такое представить? Лучше 100 раз увидеть….
-Раз, два, три -перевернись в прошлом быстро окажись! (Видеофильм)
После просмотра фильма (5-6 мин.) Дети проходят через «портал», надевают на себя «одежду первобытных людей»
Публикация «„Как родилось первое слово“, Сценарий итогового праздника в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
(Аудиозапись)
- Я поведаю вам интересную историю.
Было это в далеком далеко прошлом. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был (выход детей под музыку)
У человека не было острых клыков, мощных когтей, но он был умен. Научился охотится и собирать растительную пищу, добывать и хранить огонь.
Артикуляционная гимнастика
Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.
(В руках у ребят карандаши (палочки)
Вдруг солома заискрится, и огонь наш загорится.
Два хлопка над головой, два хлопка перед собой.
Две руки за спину прячем и на двух ногах поскачем.
Влево, вправо повернись и тихонечко садись».
Давным-давно, когда огня не знали люди сырое мясо поедали. В пещере холодной жили? Тужили? Не знаю, Наверно, тужили.
Вопросы:
-Огонь, он какой? (горячий, яркий, жаркий, полезный, опасный, необходимый, красно-желтый)
-Зачем человеку огонь?
Ответы детей:
-Чтобы было тепло, светло.
-чтобы готовить пищу
- чтобы защищаться от диких животных.
Сидим мы тут у костра, беседуем. А разве первобытный человек умел разговаривать? (Нет) А как же он общался? С помощью жестов и мимики.
Угадайте по жестам, что хочет сказать первобытный человек: высокий-низкий; толстый-худой; колючий-гладкий; холодно- горячо, беру-даю.
А теперь, по мимике: злой-добрый; весело-грустно; горе-счастье.
Прошел день, наступил… (вечер). Сидит племя первобытного человека. Событий много, а рассказать не может. Так как человеческой речи на тот момент не существовало. Наши предки выражали свои чувства только с помощью звуков. Бедный белый человек. У него сильные мышцы ног, сильные мышцы рук. А вот мышца языка очень слабая. И мы точно знаем, что звуки человек мог произносить… только какие? При произношении каких звуков не требуется сильная мышца языка. (Гласные. Называем).
С помощью мимики, жестов и гласных звуков покажите мне мне: «Там большой мамонт с огромными бивнями. Я голодный. Хочу есть.»
Шло время …прошло может 100, а может 200 лет, у человека по - прежнему не было острых клыков, длинных когтей, но он был очень умен! Научился слушать звуки природы и подражать им. Рычанию тигра…ррр., шипению змеи…шшш., зудению комара…ззз, стрекоту сверчков…чччч.
Игра «По зову вождя». Отправляемся на охоту. Необходимо загнать мамонта в яму (обручи красного, синего, зеленого цвета).
- Я как вождь племени – Тумак. Подаю вам звук, а вы окружаете яму в соответствии с моими командами. (Прыгаем из обруча в обруч в оответсвии со звукми -согл. гл)
А следом за звуками, появились слоги («слоги в ладошке).
И, далее – из слогов образуем слова.
Игра я «бросаю» слог, ребенок возвращает слово.
Прошло 100, а может 200 лет. Прежде чем человек научился не только разговаривать, но и шить удобную одежду из шкур животных.
Ответ-вопрос.
Шкура из зайца-заячья, лисы- лисья, волка-волчья, тигра-тигровая, медведя-медвежья, козы-козья, овцы-овечья, барана-баранья…
- В то далекое время не было почты, телефонов, да и букв в то время тоже не было, поэтому написать послание они не могли….хотя я ошибаюсь некоторые послания от первобытных людей сохранились и по сей день. Например, вот. (на доске нарисованы символы- «наскальные рисунки») А обозначает этот рисунок вот что- пошел человек охотиться увидел мамонта спрятался за куст. Он передал информацию с помощью рисунков-знаков.
Долгое время человек писал послания с помощью знаков-рисунков. Но из-за этого возникало много путаницы. И только спустя много времени человек придумал обозначать каждый звук знаком. Например звук А ….Так появились буквы. Буквы складываются в слова…
У меня есть в кармане замечательное магическое слово – КУКАРЯМБА. С помощью него мы перенесемся в настоящее.
Задание – сложить слово из отдельных букв.
Хм… пока ничего не произошло. Мы так и остались в далеком -далеком… прошлом. Поняла, надо построить портальный мост из прошлого в будущее.
Задание- сложить «звуковую дорожку» со словом КУКАРЯМБА.
Вопрос-ответ. Сколько в этом слове гласных? Сколько слогов? Дели на слоги.
Раз два три перевернись в настоящем окажись!
Дети «возвращаются» Подведение итогов путешествия.