Елена Палагина
Сценарий интеллектуальной игры для воспитателей «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?»
на тему «Основные компоненты готовности детей к школе»
Цель: повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе.
Задачи: уточнить и закрепить теоретические знания и практические навыки воспитателей по вопросу подготовки детей к школе. Формировать навыки позитивного общения воспитателей, умения работать в коллективе.
Публикация «Сценарий интеллектуальной игры для воспитателей „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» ноябрь 2017
• блицтурнир - метод мозгового штурма;
• ответы на предлагаемые вопросы - метод дискуссии;
• вопрос родителя, интервью с ребенком - решение педагогических ситуаций;
• разгадывание тематического кроссворда, перфокарты - работа с дидактическими пособиями.
Игровой реквизит: волчок со стрелочкой, игровое поле, конверты и игровые карточки с заданиями, магнитофон с записью музыкального сопровождения передачи «Что? Где? Когда?», черный ящик; перфокарты «Эмоционально-волевая сфера»; видеозаписи с проблемными ситуациями; кроссворд «Физические качества личности», мольберт, магнитная доска и магниты, сувениры.
Ход игры:
Старший воспитатель : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?».
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Старший воспитатель : Одной из главных задач детского сада является подготовка детей к школьному обучению. Диагностирование школьной зрелости проводит педагог-психолог, однако основная работа по подготовке ребенка к школе ложится на плечи воспитателей. Поэтому сегодня наша игра будет посвящена этой теме.
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Старший воспитатель : Сегодня мы начинаем прямую трансляцию зимней серии игр «Что? Где? Когда?», и я хочу представить знатоков:
• воспитатели (Ф. И. О.);
• капитан команды (Ф. И. О.).
(Звучит музыка из передачи "Что? Где? Когда?".)
Блицтурнир
Старший воспитатель : Уважаемые знатоки, предлагаю вашему вниманию «Блицтурнир» :
• Перечислите компоненты психологической готовности детей к школе Правильный ответ: интеллектуальная, социально-личностная, эмоционально-волевая.
• Назовите еще один компонент готовности к школе, который не относится к психологической готовности.
Правильный ответ: физическая.
Перед вами игровое поле и волчок, который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
1-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка "Дикая лошадь"
из передачи "Что? Где? Когда?".)
Вопрос «Физическая готовность к школе»
Старший воспитатель : Итак, против знатоков играет медсестра детского сада.
Медсестра: Уважаемые знатоки, известно, что забота о здоровье дошкольников - главная задача взрослых. Вопрос: раскройте важность физической готовности ребенка к обучению в школе.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Старший воспитатель : Внимание! Правильный ответ.
Медсестра: Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развить у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка задолго до поступления в школу.
Старший воспитатель : Уважаемые знатоки, спасибо за ответы. Надеюсь, что в нашем детском саду будут расти только здоровые дети.
2-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
«Черный ящик»
Старший воспитатель : Внимание! «Черный ящик».
(Звучит музыка "Черный ящик" из передачи "Что? Где? Когда?".
Ассистент вносит черный ящик.)
Старший воспитатель : Раньше этот предмет был свинцовым. Вся беда в том, что он пачкал руки. Он прошел стадию обновления и доработки. Им теперь пользуются все взрослые и дети.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Старший воспитатель : Внимание! Правильный ответ: карандаш.
3-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Вопрос «Интеллектуальная готовность к школе»
Старший воспитатель : Итак, против знатоков играет мама воспитанника детского сада. Внимание на экран (звучит видеовопрос).
Родитель: Уважаемые знатоки, моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне ей исполнится 6 лет. Она не умеет писать и читать, знает только буквы, совсем не умеет решать математические задачки. При этом некоторые дети в группе уже бегло читают, Я хотела бы отдать дочь в школу, но опасаюсь, что она не готова к обучению. Скажите, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Старший воспитатель : Внимание! Правильный ответ. Многие родители считают, что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности к школе, а ее основа - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно. Для ребенка, поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в семь лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
4-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
«Музыкальная пауза»
Звучит песня в исполнении всех участников интеллектуальной игры на мотив песни «Погода в доме».
5-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Вопрос «Социально-личностная готовность»
Старший воспитатель : Итак, против знатоков играет воспитанница детского сада (звучит видеовопрос). Внимание на экран.
Знатоки слушают запись интервью с ребенком :
• Хочешь ли ты идти в школу?
• Зачем тебе идти в школу? Что ты там будешь делать?
• Если играть в школу, кем ты будешь - учителем или учеником? Почему?
• Как ты думаешь, понравится ли тебе в школе? Почему?
• Как ты думаешь, где лучше - в детском саду или в школе? Почему?
Старший воспитатель : Оцените ответы ребенка, как вы думаете, готов ли он к школе? Обоснуйте ответ.
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Старший воспитатель : Внимание! Правильный ответ. Девочка имеет общее представление о школе (о том, зачем туда ходят, чему учат). Однако у ребенка не сформирована социальная позиция школьника (девочку в школе привлекает не обучение, а перемены, игровая деятельность преобладает над учебной. У детей должно быть сформировано положительное отношение к школе, учебной деятельности, учителю. Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений ему трудно будет учиться, если не сформирована социальная позиция школьника. Воспитатель должен рассказывать об учителях, школе, читать книги, организовывать просмотры видеофильмов, экскурсии в школу. Это создаст у них положительную установку на учебу в школе.
6-й раунд
(Крутится волчок. Звучит музыка «Дикая лошадь»
из передачи «Что? Где? Когда?».)
Вопрос «Эмоционально-волевая готовность»
Старший воспитатель : Итак, против знатоков играет воспитатель детского сада.
Воспитатель : Уважаемые знатоки, я предлагаю вам рассмотреть показатели готовности ребенка к школе и выбрать те, которые соответствуют только развитию волевых качеств. Правильный ответ обозначьте галочкой (раздает перфокарты).
Перфокарта «Эмоционально-волевая сфера»
1 Ребенок доводит начатое дело до конца
2 Внимательно слушает задание, выполняет его в соответствии с инструкцией взрослого
3 Усидчивый
4 Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10
5 Ребенок способен слушать других, не перебивая
6 Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии
7 Умеет контролировать свои эмоции
8 Ребенок позитивно настроен на обучение в школе
9 Ребенок способен самостоятельно выполнять задание
(Минута на размышление. После этого знатоки отвечают на вопрос.)
Старший воспитатель : Внимание, правильные ответы под номерами 1, 2, 3, 5, 7, 9.
Вопрос 4 «Умеет классифицировать и обобщать предметы, считать в пределах 10» относится к интеллектуальной готовности.
Вопрос 5 «Отсутствует выраженная задержка в речевом развитии» относится к физической готовности.
Вопрос 8 «Ребенок позитивно настроен на обучение в школе» относится к социально-личностной готовности.
Конкурс на лучшего игрока из зала
Старший воспитатель : Пока наши знатоки отдохнут, я хочу провести конкурс на лучшего игрока из зала. Кто быстрее разгадает кроссворд.
Кроссворд «Физические качества личности»
По горизонтали:
1. Способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения интенсивности.
2. Умение действовать в изменяющихся условиях правильно и находчиво.
По вертикали:
3. Способность выполнять какое-либо действие в минимальный срок.
4. Способность мышц производить физические действия, движения.
Итоговое задание
Старший воспитатель : Уважаемые знатоки, вот и подошла к концу интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Предлагаю подвести итоги нашей встречи и выполнить заключительное задание. Представлены четыре компонента школьной зрелости, о которых шла речь на протяжении всей игры, и карточки с основными характеристиками данных готовностей. Вы должны расположить предложенные карточки в таблице на магнитной доске в соответствии с характеристиками каждой готовности.
Пример таблицы с правильными ответами
Интеллектуальная готовность Социально-личностная готовность Эмоционально-волевая готовность Физическая готовность
Любознательность
Желание получать новые знания Усидчивость
Работоспособность
Запас элементарных сведений об окружающем мире
Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности Умение контролировать свои эмоции
Физически и психически развит
Способность к обобщению
Осознание себя будущим и классификации учеником Стремление доводить начатое дело до конца Достаточно развиты двигательные умения и навыки
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».)
Старший воспитатель : Уважаемые знатоки, вы справились с заданием отлично. Надеюсь, что предложенная тема была интересной, а информация, которую вы сегодня получили, окажется для вас полезной. В заключение прошу вас встать в круг. Закройте глаза, расслабьтесь, прислушайтесь к своему внутреннему миру. Скажите одним словом, какие эмоции, ощущения вызвала у вас данная игра. Большое спасибо всем участникам. Я хочу подарить вам небольшой сувенир «Сову» - символ мудрости.
(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».
Знатокам торжественно вручаются сувениры.)