Валентина Вырмаскина
«Путешествие по Волге». Конспект интегрированной НОД по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по Волге
Составила:
воспитатель Вырмаскина В. Н.
Цель: расширить и углубить знания и представления детей о нашей многонациональной Родине.
Задачи:
- дать детям общее представление о Татарстане: познакомить с татарскими обычаями, традициями и культурой татарского народа;
- познакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами;
- учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента (листочки, волнистые линии, тюльпан и др.);
Публикация «„Путешествие по Волге“, Конспект интегрированной НОД по ОО „Познавательное развитие“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Волга, река
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Реки и озера
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
-учить самостоятельно создавать узор;
- продолжать учить наносить рисунок восковыми карандашами, затем красками;
- активизировать познавательную и речевую деятельность детей, умение обобщать и делать выводы;
- развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами;
- воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
Материал и оборудование: женский национальный татарский костюм и обувь (платье, ичиги, камзол, калфак, украшения, карты России и Татарстана, иллюстрации с изображением герба и флага Татарстана и видов города Казань.
Ход деятельности:
Воспитатель: Дети, мы с вами много беседовали о великой русской реке Волге, рассматривали иллюстрации, рисовали. А сегодня на занятии мы совершим путешествие по Волге. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие (ответы детей). Вот и мы с вами отправимся в наше путешествие на большом прогулочном теплоходе. Для того, чтобы отправится в путешествие, необходимо купить билеты и сесть на место, которое указано в билете.
Звучит музыка М. Пляцковского и Б. Савельева «Волга в сердце впадает в мое»
Дети рассаживаются по местам
Воспитатель: Вдоль берегов бескрайней Волги живут разные народы. Сегодня мы побываем в гостях у татарского народа. Давайте рассмотрим карту Татарстана. Какие цвета на ней преобладают?
Как вы думаете, ребята, чем отличается природа Татарстана от природы Самарской области?
Вносится кукла в татарском национальном костюме.
Воспитатель: В республике Татарстан принято встречать гостей в национальном костюме. Нас сегодня встречает необычная кукла.
Посмотрите, дети, как интересно она одета! Вам нравится?
Давайте рассмотрим ее национальный костюм. Сначала платье. Какого оно цвета? Чем украшено? (ответы детей). Да, это светло-зеленое атласное платье, широкое, по краю подола- оборки. На платье одета бархатная безрукавка, которая называется камзол. Камзол расшит национальным орнаментом-узором состоящим из цветков и листочков.
А какой на ней головной убор? (калфак). Да, татарские девушки надевали на голову калфак, расшитый бисером или жемчугом, а иногда по особому повязывали платок. Кто знает, как называется татарская обувь (ичиги). Ичиги очень легкая, удобная, мягкая обувь из кожи, расшитые узорами из цветной кожи.
Татарские девушки и женщины очень любят украшения -серьги, бусы, браслеты. Посмотрите, какие на кукле украшения. Из чего они сделаны (воротниковые подвески; перевязь, которая надевается через плечо; нагрудное украшение на тканевой основе; серьги, бусы- из серебра, золота, металлических пластин, разноцветные камни) .
Так наряжаются на праздники.
У татарского народа есть свои национальные праздники: «Гусиное перо», «Навруз, «Грачиная каша», «Сабантуй».
Что вы знаете о празднике «Сабантуй»? (ответы детей) .Когда его отмечают? (Сабантуй проводят после завершения полевых работ) .Какие соревнования устраивают во время праздника (национальная борьба, скачки, бег в мешках). Какие народные игры проводятся (перетяни канат, кислое молоко) . На празднике весело: люди поют, танцуют. А какой танец исполняют на сабантуе (танец с коромыслами).
Просмотр видеоклипа танца с коромыслом.
Воспитатель: Как называется столица Татарстана? (Казань)
Рассматривание иллюстраций с видами Казани: мечетей, Кремля, башни Сююмбике и т. п.
Воспитатель показывает тюбетейку.
- Ребята, вы знаете, как называется этот головной убор?
(тюбетейка)
Воспитатель: А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?
(Нет, только по праздникам, на концертах. И можно увидеть на выставках и музеях.)
Воспитатель: А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?
(По узорам, по пошиву.)
Воспитатель: Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка тюбетеек. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы? (Хотим.)
Воспитатель: Тогда, ребята, вам нужно будет нарисовать тюбетейки и отправить свои работы на выставку. Давайте рассмотрим их получше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисовано? Где находятся эти узоры?
(Цветы, листочки, волнистые линии. Они находятся по краям тюбетейки и в центре.)
Воспитатель: Ребята, узоры на тюбетейке рисовать очень интересно. Я беру желтый восковой карандаш и по краям рисую волнистые линию. К ней я добавлю мелкие листочки и закрашиваю их. Можно добавить цветок – тюльпан. Его можно рисовать красным карандашом или желтым. Так же украшаю центр тюбетейки. Когда заканчиваю рисовать узоры, я беру кисть, гуашь и закрашиваю тюбетейку. Можно красить синей краской, можно зеленой. Цвет тюбетейки вы выбираете сами.
Дети рисуют.
Воспитатель: Да, ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная работа. Расскажите о своих рисунках.
Рассказы 2-3 детей.
Воспитатель: Ребята, встречая гостей, в Татарстане подносят чак-чак (показывает детям чак-чак). Это угощение, приготовленное в меду, как бы хлеб-соль по-татарски. Татарский народ радушен и гостеприимен. Давайте попробуем чак-чак.
Чаепитие с чак-чак