Полякова Виктория
Сценарий игровой программы «А у нас на севере» в рамках праздника северных национальных игр
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВАЯ ПРОГРАММА
«А У НАС НА СЕВЕРЕ…»
(национальный компонент)
Цель: формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями.
Задача: развивать разнообразные двигательные навыки и умения детей; вызвать яркие эмоциональные переживания; способствовать установлению связей с коренными народами Крайнего севера; обогащать духовные и социальные качества детей; закреплять ранее полученные знания о жизни народов Крайнего севера; воспитывать любовь к малой Родине; познакомить с ненецкой сказкой «Два оленя»
Публикация «Сценарий игровой программы „А у нас на севере“ в рамках праздника северных национальных игр» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2022
Предварительная работа: рассказать детям о Таймыре: народах, птицах, зверях, рыбах; показать орнаменты и рисунки народов Крайнего севера; познакомить с бытом и культурой питания коренных народов полуострова. Рассказать о промыслах (охота, рыбалка, оленеводство, вышивание, создание домашней утвари, разделка шкур). Познакомить детей с такими понятиями, как «маут», «рыбалка», «охота», «бубен», «чум», «хорей», «тотемное животное». «дети тундры», «ягель», «нарты», «ложбинка», «домашний, дикий олени».
ХОД ПРОГРАММЫ
Дети заходят в украшенный в северном стиле спортивный зал.
ВЕДУЩИЙ ребята, мы собрались сегодня здесь, чтобы познакомиться с интересными играми народов Крайнего севера, Таймыра. Знаете ли вы, что коренные жители Таймыра имеют очень тесную связь с природой?
ДЕТИ
ВЕДУЩИЙ: Они всегда обращают внимание на особенности природы, предвещают погоду на будущее, пользуются дарами земли, не нанося ей вред, наблюдают за повадками животных. Раз уж зашла речь о животных, тогда давайте вспомним, какие звери и птицы обитают на полуострове Таймыр.
ДЕТИ
ВЕДУЩИЙ: верно ребята. А знали ли вы, что коренные жители Севера подражали голосам и повадкам животных, чтобы весело провести время в танцах или попросить помощи у тотемного животного для успешной охоты?
ДЕТИ
ВЕДУЩИЙ: раз мы с вами собрались играть в народные игры, и все они будут связаны с традициями северных людей, значит, нам надо как полагается приступить к делу. А поможет нам в этом танец, где мы будем подражать и оленям и чайкам и другим северным животным. Вставайте на места (в домики) и повторяйте движения под музыку.
ТАНЕЦ
ВЕДУЩИЙ: отлично, ребята! Кто старался, тому особенно будет сопутствовать удача в играх. Посмотрите, что у меня в руках… Как вы думаете что это?
ДЕТИ
ВЕДУЩИЙ: верно! Это бубен. У нас на севере бубен всегда является неотъемлемой частью всех собраний и праздников на Севере. Итак, первая наша игра называется «Перегони Бубен». Чтобы в нее поиграть, надо разделиться на 2 команды. В шеренгу становись! На «1-2-ой рассчитайсь»!
ДЕТИ СТРОЯТСЯ В КОМАНДЫ И ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ИГРЫ.
П/И «ПЕРЕГОНИ БУБЕН»
2 команды встают на расстоянии друг друга 3 метра, между ними стоит ведущий с бубном. По сигналу бубен прокатывается на противоположную сторону площадки, где его ловит другой ведущий. Дети из каждой команды по одному стараются перегнать бубен. То же самое делается в обратную сторону (бубен возвращается к 1-ому ведущему). В следующий раз бежит следующий участник команды, а первые встают в конец колонны.
ВЕДУЩИЙ: отлично! Вы большие молодцы! Очень быстро бегаете. А вы знаете какой промысел у нас на севере самый распространенный (оленеводство, рыбалка, охота?
ДЕТИ
ВЕДУЩИЙ: правильно! Все ребятишки северных народов с самого детства тренировались в играх, чтобы стать хорошими рыбаками. Мы с вами тоже попробуем половить рыбу. Вот наш пруд… в нем рыба (ОБЪЯСНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ИГРЫ)
П/И «ВЕСЕЛАЯ РЫБАЛКА»
На расстоянии 2 метра от каждой команды, на полу расположены малые мячи – рыбки по количеству игроков. У каждой команды сеть - обруч на веревке. Задача детей, имея 1 попытку постараться набросить обруч на мяч и подтянуть его к себе. Пойманная рыба складывается в корзины. Побеждает команда, выловившая всю рыбу, быстрее соперников.
ВЕДУЩИЙ: здорово, ребята! А еще у нас на севере дети с малых лет учились набрасывать маут на хорей, чтобы потом с легкостью ловить оленей из домашнего стада.
П/И «ПОЙМАЙ ОЛЕНЯ»
Напротив команд на расстоянии 2м стоят стулья с рисунками оленя либо лежат настоящие рога оленя. Задача детей, имея 2 попытки, набросить малый обруч-маут на стул-оленя. Победитель не определяется.
ВЕДУЩИЙ: Умницы! А еще у нас на севере, чтобы стать метким охотником, дети учились попадать в различные цели снежками или камушками. Давайте и мы с вами попробуем так поиграть. Мы возьмем белые мячи и они будут у нас вместо снежков. Игра так и будет называться - «Меткий охотник»
П/И «МЕТКИЙ ОХОТНИК»
На расстоянии 3м от команд установлены движущиеся мишени, в которые детям надо попасть, используя 2 попытки.
ВЕДУЩИЙ: А вы знаете, что делают дети тундры, после игр? Они собираются в чуме и слушают колыбельные мамы, легенды отцов, отгадывают загадки северной природы, поют песни и слушают сказки предков. Одну из таких сказок я предлагаю послушать и вам, расположившись рядом с белым медведем.
ДЕТИ САДЯТСЯ РЯДОМ СО ШКУРОЙ МЕДВЕДЯ. В ЗАЛЕ ВЫКЛЮЧАЕТСЯ СВЕТ И ВКЛЮЧАЕТСЯ ЭКРАН ТЕНЕВОГО ТЕАТРА. ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА, А ИНСТРУКТОР ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ ГЕРОЕВ НА ЭКРАНЕ.
"КАК БЫЛ НАКАЗАН МЕДВЕДЬ"
(сказка для средней группы) (ТОФАЛАРСКАЯ СКАЗКА в авторском пересказе)
Всем известно, что медведь всегда большим и сильным был. Никто спорить не станет, что красотой движений медведь никогда не отличался. Но одно дело, когда ты просто неуклюж и неповоротлив, а совсем другое, когда ты грубиян и невежа.
Раньше медведь никому житья не давал. Очень звери страдали от него. То он нагло громко рычал и всех птиц пугал. То он громко топал и не давал зайчикам, лисичкам и мышкам покоя. То ломал деревья и кусты. Многих обижал медведь.
Стали звери решать, что делать им с медведем. Собрались звери: и зайцы, и мышки, и птицы, и лисы, и олени и другие. Много обид высказали большие и маленькие звери. Шум стоял такой сильный, что казалось, поднялся сильный ветер. Медведь никогда не слышал такого шума и впервые испугался и сжался в комок.
Наступила осень. Подул холодный ветер и начал срывать листья с деревьев, поднимать воду в реках и озерах. И кажется медведю, что снова поднимается тот шум. Становится медведю страшно. Закрывает он уши лапами и уходит к себе в берлогу. Так и остается он спать до самой весны, пока не стихнет ветер и не пропадет шум.
"ПОЧЕМУ ВЫДРА ЖИВЕТ В ВОДЕ"
(сказка для старшей и подготовительной групп) (ЭВЕНКИЙСКАЯ СКАЗКА в пересказе)
Давно это было. Тогда выдра с лисой жили в чуме дружно, вдвоем перекочевывали на новое место и там охотились. Лиса была хитрая и ленивая, а выдра – работающая и потому на охоте удачливая. Пока лиса спит – выдра успеет в чуме все сделать, обед сварить и на охоту сходить. А лиса встанет, пойдет на охоту, походит, походить по тундре и ни с чем домой возвращается. Вот однажды лиса думает: «Почему это я на охоте ничего не добываю? Это выдра виновата. Она первая идет на охоту и все добывает, а мне ничего н остается». Подошла лиса к выдре и говорит:
- Вот сон видела: в соседнем озере много рыбы водится… давай я сегодня в тундре охотиться буду, а ты в этом озере. Ты удачливая и много поймаешь. А завтра в озере я охотиться буду, а ты в тундре. Выдра согласилась и пошла в озере охотиться, а лиса в тундру отправилась. Вечером лиса вернулась с тундры – мышей поймала. Съела их и стала выдру ждать. Ждала целых три дня. На третий день пришла выдра и говорит:
- под водой много рыб плавает, только они очень быстрые. Вот тебе рыбину поймала.
И отдала лисе большую рыбину. Леса съела рыбу, облизалась и спать легла. Утром лиса говорит выдре:
- Ты один раз под водой охотилась, а я три раза ходила в тундру. Сегодня опять твоя очередь в озере охотиться.
Выдра не стала спорить и пошла на озера, да так и осталась жить в воде. Иногда выдра выходит на берег и встречается с лисой. И каждый раз лиса просит ее:
- Возвращайся в чум ко мне. Опять будем дружно жить и охотиться вместе. Мне одной скучно.
А выдра ей отвечает:
- в воде много рыбы. Мне там хорошо. Не вернусь я к тебе. Ты ленивая, хитрая и завистливая.
Погреется выдра на солнышке и опять уходит в воду. Она и там стала хорошим охотником, только у нее лапы стали короче и хвост плоским, чтобы плавать быстрее. А лиса так и живет одна и охотится на мышей. На большее у нее не хватает ни ума, ни опыта.