Мешкова Снежана
Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста. Проводится на улице. 2022 г.
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры через традиционные обрядовые праздники, русские народные хороводные игры и малые формы фольклора с использованием современных игровых технологий.
Публикация «Сценарий фольклорного праздника „Иван Купала“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Иван Купала. Праздник для детей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Программные задачи:
• Расширять у детей представление о традиционных обрядовых праздниках русского народа.
• Развивать эмоциональную выразительность речи через малые формы фольклора.
• Закрепить у детей знания о русских народных хороводных играх.
• Формировать потребность в изучении обычаев русского народа.
• Формировать умение договариваться, действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом, видеть закономерности, совершенствовать умение ориентироваться во времени и пространстве, формировать самостоятельность и инициативность.
• Пробуждать интерес у детей к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю, интерес к русским народным праздникам, традициям.
• Формировать чувство национального достоинства.
Предварительная работа:
• беседы о традициях русского народа, просмотр иллюстраций;
• просмотр мультимедийных презентаций о народном празднике Ивана Купала;
• разучивание хороводных русских народных игр, стихотворений, танца (в соответствии с возрастными особенностями детей);
• просмотр иллюстраций лекарственных растений Тульского края;
• изготовление венков из цветов (домашнее задание для родителей).
Оборудование:
• русские народные костюмы для всех детей,
• папоротник с «цветком»,
• набор картинок с растениями Тульского края,
• ленточки по количеству детей,
• венки для девочек,
• «костёр»,
• атрибуты для игры «Водяной»,
• угощение для детей.
Ход мероприятия:
Дети собираются на полянке
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы отпраздновать приход лета, как это делали наши предки. И праздник этот называется день Ивана Купалы. Это праздник солнца, воды и растений. Ещё его называют – травник, купальник, чистоплотный. Расскажите мне, что вы знаете об этом празднике. (Ответы детей).
Да, в этот день пели, плясали, водили хороводы, надевали на голову венки из цветов, прыгали через костры. Но самым главным чудом этого праздника являлся папоротник. По легенде, он цветёт всего одну ночь в году – в ночь на Ивана Купала. Кому посчастливится найти цветок папоротника, того ожидает счастье и богатство. По другой легенде, там, где расцвёл цветок папоротника, зарыт клад.
Вот летний праздник наступил,
Его давно народ уж любит.
Иван Купала подарил
Надежду тем, кто весел будет.
1 ребёнок. Всех с Купалой поздравляем,
И цветок найти желаем,
Что лишь раз в году цветёт,
Счастлив будет, кто найдёт!
2 ребёнок. На Ивана на Купалу
Смеха, радости немало.
С песней водит хороводы
Под берёзками народ,
И на землю, и на воды
Солнце щедро свет свой льёт!
Ведущий. В этот день особо почитали берёзку. Люди загадывали желания и завязывали ленточку на берёзе, и мы с вами сделаем то же самое. Предлагаю всем отправиться к берёзке, поводить хоровод и загадать желания.
Берёзка, радуйся, зелёная радуйся.
К тебе детишки идут, завивать венки будут.
Все идут к берёзе, водят хоровод под р. н. п. «Во поле берёза стояла». После этого,
ведущий просит детей загадать желание и завязывает ленточку на веточке берёзы
Ведущий. В старину на Ивана Купалу люди собирали травы, так как считалось, что в это время они приобретают целебные и магические свойства. Давайте и мы пойдём на полянку и найдём лекарственные растения.
Проводится игра «Найди лекарственные растения»
Ведущий. Многие старинные обычаи на Ивана Купалу были связаны с водой. Считалось, до этого праздника нельзя было купаться в реках и озерах.
Как вы думаете, почему? (ответы детей). Предлагаю поиграть в игру.
Проводится игра «Водяной»
Выбирается по считалке ведущий – Водяной. Дети становятся в круг, Водяной идёт по кругу с платком и колокольчиком, все поют песню:
«Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой,
Выходи на чуточку, на одну минуточку».
По окончании песни, Водяной отдает колокольчик ребёнку, оказавшемуся напротив. Водяному завязывают глаза, он ловит на слух того, у кого колокольчик. Игра повторяется.
Ведущий. Июль. Жара дневная спала.
Венки на девушках пестры.
Иванов день. Иван Купала –
Зажёг над речкою костры.
Ребята, а где же наш папоротник, давайте, скорее, проверим, не зацвёл ли он?
Все идут к папоротнику, но он ещё не «зацвёл»
Ведущий. Наверное время не подошло, предлагаю продолжить веселье!
Проводится игра «Я с веночком хожу»
Дети делятся на 2 группы: мальчики и девочки, встают в шеренги напротив друг друга. Девочки поют песню:
«Я с веночком хожу, я с зелёненьким хожу.
Я не знаю, где веночек положу, (2 раза).
Подойду я к дружку, (2 раза,
Поклонюся и веночек подарю, (2 раза!»
Отдают венок мальчику, отходят в сторону парой.
Ведущий. Смотрю, выбрали вы себе друга, но так ли крепка ваша дружба? Как же нам это проверить? (Ответы детей).
Проводится игра «Перепрыгни через костёр»
Дети прыгают парами через «костёр», стараясь не разомкнуть рук. Пока дети играют, воспитатель группы, незаметно, кладёт на папоротник «цветок»
Ведущий. Давайте проверим наш папоротник. Ух, какой красивый цветок! Осторожно мы его сорвём и пойдём искать клад.
Ведущий даёт детям по очереди подержать цветок – на счастье, затем все ищут клад на площадке
Проводится игра «Найди клад!»
Игра по принципу «горячо-холодно».
Ведущий. А вот и клад! Это конфеты непростые, кто их съест – тот
станет здоровым и счастливым!
Исполняется танец «На Ивана на Купалу» В. Осошник
Ведущий. На Ивана на Купала
Веселее в мире стало!
Солнце, ярче разгорайся,
Всех теплом согреть старайся!
Праздник закончен