Олеся Семергей
Сценарий «Другого века гражданин» к 225-летию со дня рождения русского поэта и драматурга А. С. Грибоедова
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное учреждение культуры
«Александровская межпоселенческая центральная районная библиотека»
БФ № 9 с. Круглолесское
Сценарий
Литературный портрет
«Другого века гражданин»
(к 225-летию со дня рождения русского поэта и драматурга А. С. Грибоедова)
2020 г.
Цель: донести до учащихся своеобразие сложной личности Грибоедова; при помощи документальных материалов помочь увидеть живого писателя, почувствовать далёкую эпоху, понять творчество автора, уяснить его отношение к людям, обществу; оценить место писателя в литературе, значение его дипломатической и творческой деятельности для России.
Публикация «Сценарий „Другого века гражданин“ к 225-летию со дня рождения русского поэта и драматурга А, С, Грибоедова» размещена в разделах
- Грибы. Сценарии праздников, досуги, развлечения
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Задачи:
— рассказать о блистательной и трагической судьбе А. С. Грибоедова, о его роли в истории России;
— подвести учащихся к мысли о любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое соотечественников, а также их личной ответственности за будущее России.
Оформление: мультимедийный экран и мультимедийная презентация, видеофильм.
Библиотекарь: (Слайд 2) Добрый день! Уже стало хорошей традицией проводить мероприятия, посвященные великим, талантливым соотечественникам: Николай Васильевич Гоголь, Михаил Юрьевич Лермонтов. Сегодня мы посвящаем наше мероприятие Александру Сергеевичу Грибоедову — человеку громаднейшего ума и ослепительных способностей (Слайд 3).
Учащийся: Музыкант, дипломат, поэт, писатель, математик, психолог. Пожалуй, рядом с ним никого нельзя поставить. По разнообразию своих задатков он гениален. Грибоедов – колоссальная, ослепляющая фигура (Слайд 4).
Библиотекарь: 15 января (4-го по старому стилю) исполняется 225 или 230 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова - русского поэта и драматурга. Точный год его рождения до сих пор не установлен: то ли 1795, то ли 1790, то ли любой из годов в этом промежутке. Прямых документов нет, а те, что есть, похоже, умышленно запутаны самим поэтом. Как бы то ни было, воспользуемся этой датой, чтобы вспомнить о судьбе «одного из самых умных людей в России» (по выражению А. С. Пушкина) (Слайд 5).
Учащийся: У Грибоедова была очень обеспеченная, родовитая дворянская семья. Их предки ещё в XVII веке переехали жить в Россию из Польши. Детство маленький Александр со своей сестрой Марией проводил либо в Москве, либо в родовом имении своего дяди по линии матери — Хмелите в Смоленской губернии. Все удивлялись необыкновенной серьёзности и сосредоточенности маленького Саши, который уже в детстве блистал разными талантами: пел, музицировал (играл на фортепиано и флейте, писал стихи и музыку (Слайд 6).
Библиотекарь: Грибоедов получил блестящее образование. В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года он поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение. Александр Сергеевич был редким эрудитом и полиглотом (знал несколько европейских, турецкий, арабский, персидский, грузинский языки, а также латынь и древнегреческий). Его аналитические способности, остроумие и кругозор производили невероятное впечатление на современников. Грибоедов, как известно, был неплохим пианистом и сочинял музыку. Он — автор нескольких фортепианных пьес, среди которых наибольшую известность имеют два вальса для фортепиано. Некоторые произведения, в том числе фортепьянная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. Вальс ми минор его сочинения считается первым русским вальсом, дошедшим до наших дней. Рассказывают, что когда Александр Якубович во время дуэли прострелил Александру Грибоедову кисть левой руки, то воскликнул: «По крайней мере, перестанешь играть на фортепиано!». И хотя Александр в результате лишился одного пальца, но играть все-таки не перестал (Слайд 7).
Учащийся: Продолжить образование Грибоедову помешала война : он добровольцем записался на военную службу - корнетом в Московский гусарский полк. Впрочем, всю кампанию провел в резерве, в Казанской губернии. Только в декабре 1812 года Грибоедова перевели в Иркутский гусарский полк под командованием полковника П. А. Кологривова. Жил он настоящей гусарской жизнью - много кутил, озорничал. В Брест-Литовске въехал верхом на лошади на второй этаж, на бал, куда его не пригласили; в другой раз забрался в польский костел во время богослужения и стал играть на органе. Играл он так, что всех восхитил, но в самый благостный момент внезапно перешел на «Камаринскую» (Слайд 8).
Библиотекарь: По возвращении из армии Грибоедов поступает на службу в Коллегию иностранных дел. Летом 1818 года, нуждаясь в средствах, Грибоедов определился секретарем Персидской миссии при главнокомандующем Отдельным Кавказским корпусом генерале А. П. Ермолове. Ехать в Персию ему, правда, не хотелось. В это время Александр Сергеевич увлекается поэзией. Он написал несколько десятков стихотворений. Грибоедову предоставили выбор : отправиться в русскую миссию в Союз Американских соединенных штатов или же на Кавказ и в Персию. Подумав, он выбрал последнее. Но столицу покинул с тяжелым сердцем, рассеявшись лишь в Тифлисе, где часто посещал дом П. Н. Ахвердовой, воспитывавшей юную княжну Нину Чавчавадзе (Слайд 9).
Учащийся: В 1828 году 33-летний Александр Грибоедов, известный писатель, статский советник, посол России в Персии, приехал на несколько месяцев в Тифлис и, конечно, пришёл навестить своего давнего друга князя Александра Чавчавадзе. Его дочь Нину он помнил маленькой девочкой — когда-то он учил её музыке и французскому языку. Теперь же его встретила настоящая красавица, и Грибоедов был покорён с первой минуты (Слайд 10).
Библиотекарь: Объяснение не заставило себя долго ждать. «В тот день… за столом сидел против Нины Чавчавадзе. всё на неё глядел, задумался, сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из-за стола, я взял её за руку и сказал ей по-французски: "Пойдёмте со мной, мне нужно что-то сказать вам". Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу её за фортепьяно. мы. взошли в комнату, щёки у меня разгорелись, дыханье занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, и всё живее и живее, она заплакала, засмеялась, я поцеловал её.». Сама же Нина была не в силах противостоять охватившему её чувству: «Как солнечным лучом обожгло!», — признавалась она подруге (Слайд 11).
Учащийся: Подготовка к свадьбе велась с ошеломительной скоростью, ведь страсть не может долго ждать. Уже через два месяца влюбленные обвенчались в Тифлисском соборе Сионе. Только вот незадача - Александр незадолго до торжества переболел лихорадкой и, все еще чувствуя себя не очень хорошо, случайно уронил обручальное кольцо, надевая его на палец невесте. Плохая примета! - испуганно зашептались гости. Собственно, в этот раз примета, как ни печально, сработала. И все же сначала, как и у всех молодоженов, первые дни супружества протекали очень счастливо (Слайд 12).
Библиотекарь: Долго наслаждаться семейным счастьем им было не суждено. Уже через неделю после свадьбы Грибоедову нужно было возвращаться в Персию. Нина, конечно, поехала с ним. Путешествие было тяжё лым: ночевать хрупкой супруге Александра Грибоедова приходилось в продуваемых ветром шатрах. Но влюблённые не замечали преград, радовались обществу друг друга, будто предчувствовали скорую разлуку.
Учащийся: К тому времени, как супруги приехали в резиденцию Грибоедова в Тавризе, Нина была уже беременна. Беспокоясь о здоровье жены и будущего ребёнка, Грибоедов решил продолжать путь один. «Пиши мне чаще, мой ангел Ниноби. Весь твой. А. Г. 15 января 1829 года. Тегеран», — гласило одно из последних писем Грибоедова супруге (Слайд 13).
Библиотекарь: «Через восемь дней я рассчитываю покинуть столицу» - так писал Александр в последнем письме. Но этой надежде не суждено было сбыться. Через несколько дней в Тегеране вспыхнул бунт, и бесчинствующая толпа захватила дом русской миссии. Русского посла и его свиту просто растерзали. Грибоедов погиб героически, с саблей в руке, но персы постарались максимально надругаться над врагом. Несколько дней тело поэта таскали по улицам, а потом сбросили в общую яму. Страшную весть скрывали от беременной Нины, как могли. Супруга Грибоедова долго отказывалась ехать в домой, все ждала письма от мужа. Наконец удалось убедить ее, что Александр серьезно болен и пока лучше уехать на родину. Однако в пути Нина случайно подслушала разговор, из которого и узнала о трагедии. Эта новость вызвала трагические преждевременные роды. «Мое бедное дитя прожило только час и уже соединилось со своим несчастным отцом в том мире, где, я надеюсь, найдут место и его добродетели, и все его жестокие страдания», - писала Нина друзьям о сыне, которого успела окрестить Александром в честь любимого мужа (Слайд 14).
Учащийся: Нина Грибоедова никогда больше не вышла замуж и почти 30 лет не снимала траурных одежд. Её называли «чёрной розой Тифлиса» за то, что хранила память о погибшем супруге до конца своей жизни. Нина умерла в 1857 году от холеры, и её последние слова были посвящены единственному возлюбленному: «Что только не перенесла твоя бедная Нина с той поры, как ты ушёл. Мы скоро свидимся, свидимся. и я расскажу тебе обо всём. И мы уже навеки будем вместе, вместе.». Вместе они покоятся в тбилисском Пантеоне на горе Мтацминда. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы, а надпись на могильной плите — вечное свидетельство великой любви и верности Нины Грибоедовой : «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» (Слайд 15).
Библиотекарь: Не хочется заканчивать наше мероприятие на печальной ноте – гибели великого человека и «одного из самых умных людей России», поэтому мы обратимся к творчеству этого писателя. Творчество Грибоедова кратко вряд ли удастся описать, ведь этот человек написал не одно увлекательное и интересное произведение. А. С. Грибоедова даже в какое-то время называли самым умным человеком. Но больше всего он запомнился людям, после написания своей юмористической комедии «Горе от ума». Писать он еще начал, обучаясь в Московском университете, но публике его произведения не были представлены. В то время он регулярно выпускал корреспонденции. Больше всего произведений Грибоедов написал в жанре комедия. Одним из отличительных моментов творчества можно назвать то, что Александр Сергеевич полностью отказался от романтизма, по которому фанатели его предшественники. Ему по душе был реализм. После своей главной комедии Грибоедову не удалось закончить ни одного произведения, хотя у него было много планов на свое будущее. Вообще его личность и писательская судьба уникальная, в памяти народа он остался как автор одного масштабного произведения (Слайд 16). Все те произведения, которые были написаны Грибоедовым, нельзя было сравнивать с комедией.
Другими комедиями Грибоедова можно назвать следующие:
• Притворная неверность
• Молодые супруги
• Студент
• Замужняя невеста
• Своя семья.
Учащийся: Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.
Библиотекарь: Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов. Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен.
Учащийся: Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф. В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году. Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.
Библиотекарь: В январе 1825 года поэт И. И. Пущин отвез комедию в Михайловское ссыльному А. С. Пушкину. Пушкин с восторгом писал: Читая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. О стихах я не говорю: половина
– должны войти в пословицу. Так и есть, и сегодня мы можем слышать цитаты:
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно.»
- «А судьи кто?.»
- «Счастливые часов не наблюдают.»
- «Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь.»
- «Ба! знакомые всё лица!» и др.
Учащийся: С нами навсегда останется бессмертная комедия «Горе от ума», останутся несколько музыкальных произведений, среди которых знаменитый «Грибоедовский вальс», черновые замыслы новых литературных произведений Александра Сергеевича да горький плач Нины Чавчавадзе, запечатлённый в стихах Я. П. Полонского (Слайд 17) :
И я пошла его встречать,
И весь Тефлис со мной
К заставе Эриванской шёл.
Растроганной толпой.
На кровлях плакали когда
Без чувств упала я.
О для чего пережила его любовь моя…
Библиотекарь: Судьба Александра Сергеевича Грибоедова трагична и прекрасна. Уже более 220 лет прошло со дня его рождения. А нас по-прежнему притягивает образ этого человека, поэта, гражданина. Он близок и дорог людям как гениальный поэт и глубокий мыслитель, как передовой деятель своего времени – патриот и гуманист, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры (Слайд 18). Мы предлагаем просмотреть видео «Краткое содержание «Горе от ума»».