Ирина Молчанова
Сценарий досуга к прилёту птиц «Сороки» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Досуг, посвящённый прилёту птиц
для детей старшего возраста.
«Сороки"
Цели и задачи:
• продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно- эстетический вкус;
• обогащать музыкальные представления детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыки и малых фольклорных форм;
• продолжать знакомить с фольклорными жанрами: хоровод, закличка.
• закреплять практические навыки музицирования на шумовых инструментах, навыки исполнения песен-закличек без музыкального сопровождения;
Публикация «Сценарий досуга к прилёту птиц „Сороки“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Перелетные птицы
- Подготовительная группа
- Сорока, птица
- Сороки, Жаворонки. Сценарии развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• способствовать развитию танцевально-ритмических движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером и темпом музыки; развивать танцевально-игровое творчество.
Социализация:
• приобщить детей к культуре и традициям наших предков через активную музыкальную, игровую и коммуникативную деятельность.
• развивать у детей навыки соблюдения правил и норм поведения, разыгрывать роли;
• побуждать детей подбирать и создавать атрибуты для игры (украшение лентами, цветами, изготовление фигурок птиц);
• уточнять словарный запас по теме Перелётные птицы; разъяснение и анализ старинных и символических слов русского фольклора (кликать, коромысло и др.)
• закреплять навыки выстраивания причинно-следственных связей, исключения лишнего, грамотного и логичного оформления высказываний и суждений
• совершенствовать навык составления слов из предложенных букв, звукобуквенный анализ;
• формировать фонематические представления детей посредством живых звуков (голоса птиц).
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• Беседы о традициях русского фольклора, календарном празднике прилёта птиц - Сороки.
• Беседы о зимних и весенних явлениях природы, наблюдения на прогулке, чтение произведений художественной литературы,
• Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний весной, людей в народных костюмах, прослушивание народной музыки, пение песен,
• Разучивание стихотворений, закличек, хороводов, музицирование на шумовых инструментах.
• Изготовление фигурок птиц.
Оборудование и атрибуты: сарафаны, рубахи, кокошники, бусы, шапочки: Сорока, День и Ночь, яркие платочки для девочек, тряпичные куклы-жаворонки.
Музыкальное сопровождение:
Русская народная мелодия «Как у наших у ворот», хоровод «Земелюшко-чернозём»,оркестр народных инструментов «Пойду ль я, выйду ль я да»,«Ой, весна», группа «Млада»,«Ой, приде весна…», исполнитель «Кана-веснянка» «Светит месяц», Оркестр народных инструментов "Русские узоры", белорусская песня «Весна», звуки природы: голоса птиц.
Сценарий праздника
Действующие лица:
Хозяюшка – музыкальный руководитель,
Сорока, День, Ночь – дети подготовительной группы
Зал украшен в народном стиле, звучит музыка в исполнении народного оркестра.
Хоровод «Как у наших у ворот»
Раздаётся пение птиц, выходит Хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, мои хорошие, здравствуйте, мои пригожие! Позвольте представиться. Я – Авдотья Ивановна. Доброго здоровья, честной народ!
Хозяюшка и дети здороваются (русский поясной поклон)
Хозяюшка: Приятно видеть вас в добром здравии. Сейчас я вам поведаю, как в далёкую старину праздники праздновали. Только сначала загадку отгадайте:
Кто прочь прогнал метель?
Кто ото льда очистил реки?
Кто разбудил капели звон?
Кто первым почкам дал напиться?
Кто дал земле тепло?
Кто птиц позвал к нам возвратиться?
Дети: Весна красна!
Правильно! А сегодня, мои дорогие— день необычный, день прилета птиц, а называется он Cороки. Слово это – старинное, да необычное. Кто знает, что означает это слово? На что похоже? (варианты ответов)
Работа с презентацией (звуки природы и птиц)
А ещё и потому, как сорока-белобока хитра, быстра, всегда первая, да самая ловкая, всё-всё она знает и новости всем разносит.
Давайте Сороку кликать будем, да привечать!
Сороки-вороны Зиму зимовали Воду не пускали. Прилетели птички, Прорубь продолбили, Воду пустили. Прилетай, сорока!
Выходит Сорока.
He сижу сама на месте,
На хвосте несу я вести.
Может, в них и мало прока,
Но на то я и сорока.
Хозяюшка: Ну, здравствуй, белобока. Мы тебя рады встретить, да приветить. Ты, Сорока, вовремя! Мы тебя звали, чтобы праздник наш начать. Присядьте, гостьюшки дорогие! Сорока нам что-то важное сказать хочет, новость какую-то принесла!
Дети садятся на стульчики.
Сорока : Да знаю я! Сороки – праздник не простой, да необычный. Этот день ещё называют днём весеннего равноденствия.
Хозяюшка: А кто-нибудь из вас знает, что это такое – равноденствие?
(Ответы детей)
Хозяюшка: В народе так говорили об этом дне:
Когда вода разольется, Когда лес зазеленится, когда день и ночь равняются
Когда птицы прилетают, Тогда и весна приходит.
Да, мои дорогие! Именно в этот день День и Ночь силами меряются, да равняются. И пока не станут они равны – не видать нам весны, не слыхать нам голосов птиц перелётных. Вот так.
Что ж, спасибо, тебе, Сорока, за новость! Присядь вместе с детьми, оставайся на празднике!
Звучит волшебная музыка, появляются День и Ночь.
День:
Солнце в небе появилось, Засветилось, покатилось! Посмотри в своё окно - Всем на улице светло.
День: Здравствуйте, дорогие друзья.
Хозяюшка: Кто это к нам пожаловал, яркий как солнышко? (День)
Ночь:
Ночью на небе луна, очень строгая она. У неё холодный свет, но не зря пришла она. Чтоб природа отдыхала. Сон да покой наш охраняла! Здравствуйте.
Хозяюшка: Дети, кто это? (Ночь)
Ах, гостьюшки дорогие, зачем пожаловали?
День: А мы вот песни ваши да пляски услышали и пожаловали.
Ночь: Вы тут празднуете, каждый год всё одно и то же. А нас вот никто и не спрашивает – хотим мы равняться, или нет?
День: И то правда! Не хотим мы больше друг другу уступать. Я хочу целый день хозяйничать!
Ночь: А вот и нет! Это я хочу, чтобы никакого дня вообще не было! Всё время ночь, да ночь – сонное царство. Тишина!
Хозяюшка: А вы, гостьюшки, как думаете – что важнее День, или Ночь? Для чего день нужен, а для чего – ночь?
(Ответы детей)
Хозяюшка: А давайте вспомним пословицы, да поговорки старинные про природу, день, да ночь. Поможете мне?
День да ночь – сутки прочь,
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Сова днем молчит, а ночью кричит.
Днем — думы, ночью — сны.
Куда ночь, туда и сон.
Чем ночь темней, тем звёзды ярче.
Люд честной, я думаю, День и Ночь надо помирить, уравнять, да порядок восстановить! Поможете мне? (Да) Есть у меня средство старинное, а как называется – вы мне сами скажете!
Обращается внимание на коромысло.
Хозяюшка: А помирить их можно, если равновесие навести. Мы должны постараться, ведь от нас сейчас всё зависит. Наступит ли весна, прилетят ли птицы перелётные, запоют ли песни звонкие. Проходите, День и Ночь, садитесь.
День и Ночь садятся возле коромысла.
Хозяюшка: Зимой ночь длинная, а день короткий. Нужно их уравнять, чтобы встречу весны начать. Как это можно сделать? (Ответы детей)
Вносятся шарики-грузила, дети по очереди опускают их в вёдра на коромысле.
1. Зимой солнце сквозь слезы смеется.
2. Снег на полях- хлеб в закромах.
3. Зима не лето - в шубу одета
4. Летом заяц серый – зимой белый.
5. Снег холодный, а от стужи укрывает.
6. Мороз не велик, да стоять не велит.
7. Зима - не лето, в шубу одета.
8. Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
9. В зимней шубке и морозы - шутка.
10. В зимний холод всякий молод. 11. Зимой снег лежал, а весной побежал.
12. Вздел Ярило зиму на вилы.
13. Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет.
14. Зимний лёд толст, а весенний - прост;
15. Весной посеешь в срок – урожай будет высок.
16. Потрудись весной – сытым будешь зимой.
17. Когда в речке ледоход – щука на нерест идёт.
18. Прилетел скворец – зиме конец.
Равновесие на коромысле восстановилось.
Хозяюшка: Ай, да молодцы! Какое дело полезное сделали! Ты, Ночь не обижайся, что пришлось тебе права свои уступить – таков уж закон природы. А чтобы тебе грустно не было – становись с нами, да сыграй на инструментах народных.
«Русский мотив» - шумовой оркестр.
День: А теперь мой черёд! А ну-ка, выходи честной народ – да исполни хоровод. Хоровод, да не простой, развесёлый игровой.
Хороводная игра «Ловушка».
Хозяюшка: Ой, добры молодцы да красны девицы, сдаётся мне – кого не хватает, иль нет? Праздник-то как называется? Прилёт птиц! Вот и давайте птиц встречать, да зазывать! А какая птичка весной первая из тёплых краёв возвращается, мы сейчас узнаем. Есть среди нас одна красавица – много она стихов разных знает. Попросим её о жаворонке прочитать.
«Жаворонок»
Тихо раннею порой После тёплой ночи. Вдруг —над самой головой, Зазвенел звоночек! Весь в потоках света, В дымке синеватой, Солнцем обогретый, Маленький, крылатый! Поднимается в зенит И — звенит, звенит, звенит
Хозяюшка: А теперь покликаем жавороночков, по-старинному! А ведь жавороночки с тёплых краёв прилетают. А в какой это стороне света? На юге. Значит нужно их с юга кликать. А как можно определить, где Юг?
(Ответы детей)
Работа с компасом.
Жаворонушки!
Прилетите к нам да принесите нам, Жаворонушки!
Нам весну-красну, да тепло летечко, Жаворонушки!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела, Жаворонушки!
А воды-то полила за три колодезя, Жаворонушки!
Всю куделю перепряли, на мотушки замотали, Жаворонушки!
На базарик натаскали, за копейку продавали, Жаворонушки!
За копейку продавали, детям хлебу покупали, Жаворонушки!
Летите в поле, несите здоровье, Жаворонушки!
Хозяюшка: нет, не летят к нам жаворонки! А ведь пока не прилетят – весна-то и не начнётся! Кто же нам поможет, кто утешит?
Изготовление тряпичных кукол-жаворонков.
Танец-импровизация «Жаворонки»
Хозяюшка: вот и встретили с вами птиц, и повеселились, и потанцевали. И День с Ночью уравняли. А какие песни мы с вами пели? (заклички, а танцы какие заводили? (Хороводы) Что узнали нового? (ответы детей) А какие птички красивые у нас, как они называются? (жаворонки).
Давайте попрощаемся, скажем гостям спасибо за сотрудничество. До свидания!
Выход детей.