Вера Павленко
Сценарий доминантного занятия в подготовительной группе детского сада «Изобразительная сила музыки. Зимние картинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить представление об изобразительности в музыке
Задачи: Побудить детей импровизировать, самостоятельно двигаться в характере, темпе и манере музыки, раскрывая различные образы через ритмо-пластику, не подражая другим детям. Совершенствовать певческие навыки - петь легким звуком, с отчетливой дикцией, эмоционально, в характере музыки. Разучить поступенное движение мелодии вниз в повторяющейся фразе новой песни. Предложить соотнести музыку и живопись.
Публикация «Сценарий доминантного занятия в подготовительной группе детского сада „Изобразительная сила музыки, Зимние картинки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Подготовительная группа
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Планируемые результаты: Раскрепощенное самовыражение детей в пластических этюдах, знакомство с новой песней, самостоятельное пение детьми повторяющейся фразы, соотношение детьми музыки с предложенными картинами.
Основные термины, понятия: Пластичное движение под музыку; пульсирующее звучание аккордов в высоком регистре, музыкальный жанр,
Оборудование: музыкальный центр, султанчики, шарфики, фортепиано, колокольчики, картины, коллаж «Зимние картинки», снежинки, клей-карандаш
План занятия
1. Вход детей
2. Пластический этюд «Серебристые снежинки»
3. Слушание песни «Что мне нравится зимой»
4. Разучивание песни «Что мне нравится зимой»
5. Музыкальный этюд «Лыжники»
6. Музыкальный этюд «Фигуристы»
7. Музыкальный этюд «Саночки»
8. Сопоставление музыки и живописи
9. Создание живой картины
10. Рефлексия
11. Уход детей.
Структура занятия
1. Вход детей под музыку вальса – 2 мин.
2. Беседа об услышанной музыке – 3 мин.
3. Пластический этюд «Серебристые снежинки» 2 мин
4. Беседа о зиме. 4 мин
5. Слушание песни «Что мне нравится зимой» - 3 мин.
6. Анализ песни. - 2 мин.
7. Разучивание песни - 6 мин
8. Музыкальный этюд «Лыжники» - 2 мин х 2 раза – 4 мин.
9. Музыкальный этюд «Фигуристы» 2 мин
10. Музыкальный этюд «Саночки» 2 мин
11. Анализ музыки для этюда «Саночки» и сопоставление картин с данной музыкой. – 5 мин
12. Создание живой картины. 2 мин
13. Рефлексия (создание аппликации «Зимние картинки») – 2 мин
14. Уход детей под музыку снежных хлопьев 1 мин
Ход занятия
Дети входят в зал под звучание песни «Серебристые снежинки»
(фонограмма песни – 2 мин.)
М. р. (3 мин) Здравствуйте, ребята. Вы узнали, что это за песня?) Правильно, это песня «Серебристые снежинки». Откуда она вам знакома?) Да, наши девочки танцевали под нее танец снежинок на нашем новогоднем утреннике. Как вы думаете, для чего я сегодня вспомнила эту песню?) Конечно, мне хотелось продлить наш праздник, поднять нам всем настроение прекрасными воспоминаниями. Но еще я хотела напомнить вам, что хотя новогодний праздник позади, зима продолжается, и мы можем радоваться ей, любоваться ею. Скажите, как вам кажется, наши девочки были похожи на снежинки в своем танце?) А почему вам так кажется?) Конечно, их движения были плавными, легкими, воздушными. А что, только девочки могут изображать снежинки?) Я предлагаю сейчас всем стать на время снежинками. Вы можете взять султанчики или шарфики, если нужно. Только не повторяйте движения танца, а придумайте каждый свои.
- Пластический этюд «Серебристые снежинки» (фонограмма – 2 мин)
М. р. (4 мин) Молодцы, это было замечательно, прямо вихрь снежинок кружился сейчас в нашем зале. И мне понравилось, что вы старались двигаться в характере музыки – очень танцевально, пластично, ведь музыка хотя и очень стремительная, но в то же время легкая и изящная. Присаживайтесь на стульчики. Скажите, а вы любите зиму?) А что вам нравится зимой?) Я так понимаю, зима дарит вам много радости. А что, никто из вас мороза не боится?) Вы знаете, а я очень мерзну зимой, и всегда жду тепла. И если бы я придумала свою песню, она была бы примерно такой: «Ах, как холодно мне, я мечтаю о весне» (заунывно). А если бы вы сочинили песню о зиме, какая бы она была – веселая или грустная?) А о чем бы вы в ней спели?) Я спою вам сейчас новую песню, а вы послушайте и скажите, чье отношение к зиме в ней выражено, мое или ваше?
- Песня «Что мне нравится зимой» (ноты «Что нам нравится зимой?» Музыка Е. Тиличеевой. Слова Л. Некрасовой. - 3 мин)
М. р. (2 мин) Итак, кому из нас близка эта песня, вам или мне?) Да, чувствуется что и автор песни любит зиму. Какая песня по характеру?) Песня веселая, задорная, в ней поется о том, сколько много радости и забав дарит зима. Какие из них вам запомнились из песни?) А как вы думаете, кто мог бы петь эту песню, взрослый или ребенок?) Да, конечно, это песня беззаботного детства. Вам понравилась эта песня?) Вы готовы сейчас спеть ее со мной?) (разучивание - 6 мин) Тогда ответьте мне, заметили ли вы, какая фраза повторяется в песне несколько раз?) Да, это вопрос «Что мне нравится зимой?» Послушайте, я пропою ее вам, а вы покажите мне рукой, как двигается мелодия.) Правильно, мелодия двигается по ступенькам вниз. Пропойте вместе со мной.) Хорошо. Попробуем с аккомпанементом.) Обратите внимание, как замечательно аккомпанемент поддерживает мелодию, он двигается тоже по ступенькам вниз и очень четко «проговаривает» каждый слог фразы. Спойте сейчас сами эту фразу под аккомпанемент.) Мы попробуем сейчас спеть с вами вместе – вы будете задавать мне вопрос («Что мне нравится зимой», а я буду вам отвечать. (повторное совместное пение)
М. р. Скажите, ребята, а можно покататься на лыжах, санках или коньках без снега и льда?) А вот я хочу вас сейчас пригласить сделать это прямо у нас в зале. Выходите!) Сейчас заиграет музыка, а вы попробуйте двигаться под нее так, как будто вы скользите на лыжах.
- Муз. этюд «Лыжники» (аккомпанемент ф-но 2 мин)
М. р. Да, вы очень похоже и, главное, очень музыкально двигались. А можно еще представить, что у вас в руках лыжные палки, «отталкиваться» ими, и тогда каждый шаг делать с усилием, протяжно – также как это звучит в музыке. Попробуйте еще раз. (2 мин)
А теперь встаньте по залу парами. Руки – крест-накрест. Представьте, что вы – фигуристы. (Кому не хватило пары, тот – фигурист-«одиночник»). Попробуйте теперь скользить вместе, как фигуристы на льду. Это очень непросто – нужно почувствовать друг друга. Вот посмотрите, как мы с Ириной Николаевной будем скользить.) А теперь вы) Послушайте музыку.) Кто смог определить музыкальный жанр?) Правильно, это вальс. А сейчас – придумайте и исполните свой музыкальный номер под музыку вальса, старайтесь двигаться в характере и темпе музыки.
- Муз. этюд «Фигуристы» (ноты Э. Вальдтойфель Конькобежцы - 2 мин)
М. р. Здорово! Вы замечательно скользили под музыку, очень плавно, грациозно. Особенно мне понравилось катание … У них очень похоже получилось, я как будто побывала на выступлении настоящих фигуристов. А теперь я предлагаю покататься на санках. Разделитесь по трое (один в центре, двое по краям, возьмитесь за руки, встаньте тройками по кругу, чтобы удобно было двигаться, никому не мешая. Тот, кто в центре пусть сядет на корточки, а двое пусть держат его крепко за руки. Когда услышите начало музыки, тяните сидящих ребят так, чтобы они прокатились, как на санках.
- Муз. этюд «Саночки» (Песня «Саночки» Музыка А. Филиппенко. 2 мин)
М. р. (5 мин) Как весело! Мне самой аж захотелось прокатиться с вами. Скажите, музыка помогла вам сейчас двигаться?) Какая она по характеру?) Да, музыка активная, задорная. Видимо, она вас захватила, поэтому вы так лихо катались сейчас. Скажите, а что вам представлялось под эту му-зыку?) Обратите внимание, какое равномерное, пульсирующее звучание аккордов в высоком регистре. На что это похоже?) А мне еще кажется, как будто это кони в русской тройке скачут и везут по снежной дороге сани, и это бубенцы у них на шее звенят. Как на этой иллюстрации, посмотрите:
(Константин Александрович Прохоров. Картина : Зимняя тройка)
А может, как на этой:
Юрий Анатольевич Жабин. Картина : Русская тройка
Настроение какой картины больше подходит, как вам кажется?) Почему?) Мы с вами создадим сейчас живую картину. Девочки, возьмите колокольчики, играйте под музыку звонко и равномерно, а мальчики встаньте снова по трое и представьте, что вы кони, запряженные в сани.
- Живая картина (Песня «Саночки» Музыка А. Филиппенко. 2 мин)
Что-то изменилось в вашем ощущении?) Звучание колокольчиков усилило музыкальное впечатление, и мы с вами по-новому вместе пережили эту музыку. Живая картина получилась у нас с вами!
Посмотрите, как много зимних картин нам сегодня нарисовала музыка. В каких зимних забавах мы вместе с музыкой сегодня участвовали?) Правильно – мы катались на лыжах, на санках и на коньках. Совсем, как на этой иллюстрации:
Мне очень хочется узнать, что вам больше всего запомнилось и понравилось. Для этого я каждому из вас дам снежинку, а вы приклеите ее возле той забавы, которая вам больше сегодня запомнилась и понравилась. У нас получится зимняя аппликация. Посмотрим, куда больше снега наметет!
- Аппликация «Зимние картинки» (2 мин)
Ребята, я вам желаю быть внимательными к музыке. Учитесь понимать ее язык, прислушивайтесь к ней, и тогда она расскажет вам еще много удивительного!
Дети уходят под музыку снежных хлопьев. (фонограмма – 1 мин)