Надежда Иоселева
Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ на тему: «Детям — о правах, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сценарий деловой игры для педагогов ДОУ на тему: «Детям - о правах, играя»
Разработала: учитель-дефектолог - Иоселева Надежда Васильевна.
Цель правового воспитания педагогов дошкольного образовательного учреждения — расширение, активизация знаний, умений педагогов ДОУ для воспитания правовой культуры обучающихся.
Задачи правового воспитания педагогов ДОУ:
• обогащение практических умений педагогов, позволяющих устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями (законными представителями);
• создание условий для осознания педагогами того, что решающее значение для соблюдения прав детей в системе образования имеет уровень квалификации и культуры самих педагогов.
Демонстрационный материал: презентация, видео фрагменты интервьюирования обучающихся старших групп ДОУ; тарелочка с листочками; экран, проектор.
Раздаточный материал: цифры от 1 до 3; номера столов.
Аудиоряд: музыка для души.
Организация: педагоги сидят в конце зала, перед экраном стоят 3 стола. Вокруг столов по три стула, один из которых – цветной. На каждом столе - цифра – номер стола.
Отдельный стол для администраторов – консультантов игры.
Ход деловой игры.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы знаете, что в начале недели правовой культуры в старших группах ДОУ было проведено интервью обучающихся с целью, выяснить, какими знаниями владеют наши воспитанники по теме: «Правовое воспитание».
Итак, внимание на экран!
(Просмотр видео-интервью с обучающимися старших групп ДОУ)
Итак, результаты опроса старших дошкольников показали следующее: дети недостаточно имеют представлений о собственных правах и обязанностях; не все из них правильно оценивают своё поведение и поступки других людей согласно правовым нормам.
Цель нашей сегодняшней встречи – расширение, активизация знаний, умений педагогов ДОУ для воспитания правовой культуры обучающихся.
А теперь немного теории…
Цель правового воспитания дошкольников — формирование у детей правовой культуры, правовых знаний, включая позитивные правовые убеждения и ценности.
Задачи правового воспитания дошкольников:
• дать детям представление о собственных правах и обязанностях;
• учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовым нормам;
• воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность, уважение к другим людям.
Основным документом, в котором изложены права ребенка, была и остаётся на сегодняшний день Конвенция ООН о правах ребёнка.
- А сейчас, для того, чтобы лучше понять значение, специфику работы по правовому воспитанию дошкольников, мы проведем с вами деловую игру «О правах играя».
- Для неё нам нужно разделиться три команды. Вы выбрали по одной цифре. Прошу вас занять места за столами в соответствии с этими цифрами. (Педагоги рассаживаются за столами.)
- Таким образом, мы разделились с вами на три команды. Тот из вас, кто занял цветной стульчик, становиться командиром. Наши поздравления им! (Все хлопают.) Задачей командира является руководство командой, сообщение ее ответов, принятие ответственного решения.
- Если команда затрудняется с ответом, то она может обратиться за помощью к администрации ДОУ – нашим консультантам, экспертам.
- Приветствуется ваше желание отвечать с опорой на собственный практический опыт, дополнять ответы своих товарищей и других участников.
- Условия деловой игры понятны?
- В своей практической деятельности мы часто используем различные термины. А верно ли мы их употребляем?
- Итак, первое задание - блиц – опрос «Кот в мешке»
- Каждый член команды достает из волшебного мешочка листочек. Разворачивает его. Команда помогает расшифровать правовые понятия для детей.
Итак:
• Государство – это страна, в которой мы живем. Другие страны тоже являются государствами.
• Закон – это правила, которые соблюдают все люди.
• Законные представители – это родители, а если их по какой-то причине нет – родственники с которыми ты живешь: бабушка с дедушкой или тётя с дядей.
• Конституция – это самый главный закон страны.
• Многодетная семья – семья, у которой трое (или даже больше) маленьких детей.
• Право – это возможность для ребёнка. Например, иметь своё имя, место для сна и игр.
• Преступление – это нарушение закона страны.
• Долг – обязанность. Например, материнский долг, гражданский долг.
• Семья – это общий дом, в котором живут родные люди.
- Эти понятия особенно часто встречаются в практической деятельности по правовому воспитанию дошкольников.
- Молодцы, все успешно справились с первым заданием!
- Итак, с чего начинает педагог работу по правовому воспитанию? Конечно же, с определением возрастной категории дошкольников. Перед вами, на столе, лежат листочки, на которых указан возраст воспитанников вашей группы.
- Второе задание деловой игры - определите этапы и задачи работы по правовому воспитанию с дошкольниками.
I этап (младший дошкольный возраст) — обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
II этап (средний дошкольный возраст) — продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей, формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.
III этап (старший дошкольный возраст) — формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «обязанность».
- Теперь, когда мы четко определили этапы работы по правовому воспитанию с дошкольниками, наступает этап практической работы для дальнейшего развития и воспитания правовой культуры обучающихся.
Ваша задача назвать, с какими правами мы знакомим старших детей.
Словесная игра «Продолжи предложение».
Каждый ребенок обладает следующими правами и свободами…
• на получение фамилии, имени, отчества;
• жить и воспитываться в семье;
• знать, кто является его родителями;
• на проживание совместно с ними, на заботу с их стороны;
• на воспитание родителями, а при их отсутствии опекуном, детским учреждением;
• на общение с бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами;
• на всестороннее развитие, обучение;
• на уважение человеческого достоинства;
• на защиту, лечение;
• на выражение собственного мнения;
• на отдых.
- Каждый дошкольник обязан…
• научиться умению общаться с разными людьми;
• проявлять уважение к культуре других народов;
• трудиться, учиться;
• помогать младшим, слабым, больным, пожилым,
• беречь и защищать Родину и т. д.
- Воспитание правовой культуры человека - одна из актуальных задач общества. Начинать этот процесс нужно уже с детского сада - самого первого социального института ребёнка. Осознанно воспринимать правовые знания дети начинают со среднего дошкольного возраста и легче всего они усваиваются в игровой форме.
- Задача педагога - подбирать различные методы и средства, которые помогут детям овладеть довольно сложными правовыми понятиями, активно привлекая родителей (законных представителей).
- Назовите методы, формы, которые можно использовать в правовом воспитании. (Ответы педагогов)
- К основным методам правового воспитания относятся: убеждение, поощрение, принуждение, пример, упражнение, соревнование, наблюдение; проблемно-поисковые методы.
- Для реализации задач по правовому воспитанию можно использовать такие формы правового воспитания дошкольников (Ответы педагогов):
• чтение детской художественной литературы, затрагивающей правовую тематику;
• просмотр иллюстраций, видео, диафильма;
• беседа о прочитанном и просмотренном содержании произведения;
• решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя;
• познавательные, развивающие, дидактические игры. Например, «Я имею право», «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Выбери право» и т. д. ;
• наблюдение, например, как относятся близкие люди друг к другу и т. п. ;
• драматизация ситуации, произведения;
• отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;
• продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем;
• игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий;
• экскурсии;
• совместная и самостоятельная деятельности;
• конкурсы, развлечения, организуемые с детьми.
- Все справились с трудным заданием. Вы показали себя грамотными педагогами.
Практическое задание «Составьте схему любого педагогического мероприятия по правовому воспитанию, по выбранному вашей командой произведению, с указанием возраста детей».
(Время – 10 минут)
Защита конспекта
- Таким образом, мы постарались через деловую игру емко осветить все этапы согласованной, планомерной работы педагогов ДОУ.
- Есть ли у вас вопросы, предложения, пожелания по теме деловой игры? (Ответы педагогов)
- Всех участников деловой игры, консультантов благодарим за активное участие! Желаем вам успехов в творческой деятельности!