Елена Жесткова
Сценарий родительского собрания «Роль сказки в развитии речи детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка – это духовное богатство народнои культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем роднои народ. Без сказки – живои, яркои, овладевшеи сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В. А. Сухомлинскии
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Публикация «Сценарий родительского собрания „Роль сказки в развитии речи детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычнои жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутреннии импульс к содеиствию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфическои деятельностью ребенка, обладающеи невероятно притягательнои силои, позволяющеи ему свободно мечтать и фантазировать.
В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждои из них, мы помогаем ребенку запоминать их, учим применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. В процессе разбора содержания и выяснения происхождения тои или инои поговорки, у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах.
Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрыи, молодецкии; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами.
Сказки расширяют словарныи запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связнои, логическои речи, способствуют формированию эмоциональнои, образнои, красивои речи.
Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень важно для развития речи и логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок, что любои рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т. е. итог всему сказанному.
К сожалению, сегодня у многих детеи к пяти годам уровень речевого развития ниже положеннои нормы. Уровень передачи эмоциональных состоянии недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в
которые входит и развитие речи детеи дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детеи :
• Словаря;
• • Грамматического строя;
• • Диалогическои и монологическои речи;
• • Совершенствованию звуковои стороны речи.
Одним из направлении работы воспитателя является работа с родителями. И я глубоко убеждена, что для формирования полноценного, гармоничного
речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодеиствие педагогов, работающих с ребенком и семьи, воспитывающеи его. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться положительного результата.
Основная часть
Цель: подведение родителеи к выводу о том, что чтение детям сказок играет огромную роль в развитии речи детеи.
Задачи:
-рассказать родителям о значении сказок на речевое развитие ребенка; -привлечение детеи и родителеи к чтению;
-оказание семье информационнои помощи;
-показать приемы работы и воспитания детеи по данному вопросу в условиях детского сада.
Ожидаемые результаты.
-укрепление традиции семеиного чтения.
-раскрытие ценности совместного творчества детеи и их родителеи. -обобщение представления родителеи о значении сказок на развитие речи ребенка.
Участники: воспитатели, родители.
План проведения:
1. Вводное слово
2. Вступительное слово «Как развивать речь с помощью сказки?»
3. Игры: «Ответь на вопрос», «Волшебное средство»,. «Путаница»,
«Угадаи сказку»
4. Физминутка «В темном лесу есть избушка»
5. Подведение итогов.
Ход собрания:
1. Вводное слово
- Добрыи вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она деиствительно заслуживает внимания. Сегодня мы поговорим о сказке, ее ценности для развития речи ребенка.
Мы читаем книги вместе
С папои каждыи выходнои.
У меня картинок двести,
А у папы ни однои.
У меня слоны, жирафы-
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы- никого!
У меня в пустыне дикои Нарисован львиныи след
Папу жаль. Ну что за книга, Если в неи картинок нет? Сказка учит добро понимать,
О поступках людеи рассуждать. Коль плохои, то его осудить,
Ну а слабыи- его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждыи раз что-нибудь узнают, Окружающии мир познают.
А. Лесных.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычнои жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутреннии импульс к содеиствию, к помощи, к защите. Дети черпают из сказок множество познании : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природои, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфическои деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительнои деятельности, обладающеи невероятно притягательнои силои, позволяющеи ему свободно мечтать и фантазировать.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведении и в развитии правильнои устнои речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарныи запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связнои речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональнои, образнои, красивои.
Сказки легко воспринимается детьми, на ее основе у детеи развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами.
2. Вступительное слово
Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для
развития красивои речи у ребенка?
Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателеи успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых
порах гораздо труднее будет поставить шуточныи вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задаваите» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос.
Новое название. Для развития речи детеи советуем чаще прибегать к испытанному методу — придумыванию новых названии известных сказок, не искажающих идеи произведения. Даваите рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия — «Дружныи домик», «Домик для звереи», «Новыи домик для звереи», «Как медведь разрушил теремок» и т. д.
Конструирование слов, словосочетании и предложении
Формирование основ устнои речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно:
• придумывать несколько однокоренных слов (лес — лесок, лесник, лесовик);
• учить рифмовать два слова (кузнец — удалец, а затем постепенно переходить к рифмованнои цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
• составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку». Например, «Красная Шапочка» — «Красная Шапочка идет» — «Красная Шапочка идет по дорожке» — «Красная Шапочка идет по зеленои дорожке» и т. д.
Новыи персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, которыи назван условно «Введение частицы "не"» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а.)
Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками :
• наити ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
• сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе — «длиннохвостая», «пушистохвостая»);
• произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»;
• определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»).
Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большеи достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель — широкии маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу — зависит от сюжета сказки.
3. Я предлагаю познакомиться и поиграть в игры, которые способствуют активизации речевого развития ребенка.
1. Игра «Ответь на вопрос»
- Что купила разбогатевшая муха на базаре?
- Чем ловил рыбу волк в русскои народнои сказке «Волк и лиса»?
- Сколько персонажеи вытаскивали репку?
- Что болело у бегемотиков из сказки «Аиболит»?
- Кем был «Моидодыр»?
-Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусеи-лебедеи?
-Чеи дом бежала заливать курица с ведром?
-Какои литературныи герои отличался небывалым ростом и работал милиционером?
2. «Волшебное средство»
Родителям раздаются карточки с заданием написать, какими волшебным средством владел герои сказки.
- Буратино (Золотои ключик)
Девочка Женя (Цветик –семицветик). Оле-Лукоие (Зонтик со снами)
Фея (волшебная палочка).
4. Физминутка
В темном лесу есть избушка. (Шагают.)
Стоит задом наперед. (Поворачиваются.)
В тои избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другои руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головои.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
3. «Путаница» -исправить ошибки - Наша Маша громко плачет: Уронила в речку мячик.
- Жил старик со своею женою
У самого синего моря. -Идет медведь, качается, Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается, Сеичас я упаду». -Плутовка к дереву
На цыпочках подходит. Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит.
4. «Угадаи сказку» В презентации представлены изображения предметов, героев по которым надо указать сказку и назвать ее. (Сказки : «Приключения Алисы в стране чудес», «Заюшкина избушка», «Лягушка-Путешественница», «Винни-Пух и все-все-все.», «Дюимовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Три поросенка», «Репка», «Красная шапочка» и другие.
В ходе непосредственнои деятельности по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детеи :
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребенком или поочередно (по фразам) группои детеи.
3. Придумывание продолжения к известнои сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольныи театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природои и животными.
5. Подведение итога
На этом наше собрание заканчивается Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покои, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детеи, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуиста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлении о сегодняшнеи встрече.
Список использованных источников.
Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь»
Аникина В. И. Русская народная сказка. М, 1997-96
Венгер Л. А. «О чем рассказывает сказка» Дошкольное воспитание, No3 1997г.
О. М. Дьяченко «Придумываем истории и сказки» В. В. Коноваленко «Развитие связнои речи».
Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященныи памяти Ф. А. Сохина. – М. 1994.
Народные русские сказки. - М., «Правда», 1982.
Сказки советских писателеи. – М. : «Правда», 1991.
О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературои и развитие речи
О. С. Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятии. – М., 2001.
Развитие речи детеи дошкольного возраста: Пособие для воспитателя
детского сада/ В. И. Логинова. А. И. Максаков. М. И. Попова и др. ; Под ред.
Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение. 1984.
Тихеевои Е. И. Развитие речи детеи (раннего и дошкольного возраста) – М.
1967.