Пустозерова Ксения
Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях
г. Камышлов 2022
Публикация «Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Сборник упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях / сост. К. В. Пустозерова. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022.
В сборник включены упражнения по формированию зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях, с использованием наглядных материалов. Сборник может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, помощниками воспитателей, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование».
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2022
Оглавление
Пояснительная записка 5
Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия 9
«Четвертый лишний» 9
«Собери слово» 9
«Какая же картина» 10
«Какая картина лишняя» 12
«Времена года» 14
«Что находится на холсте» 15
«Один - много, мало – много» 16
«Дорога домой» 17
«Кто где живет» 18
«Найди крапиву» 18
Упражнения, направленные на формирование мелкой моторики 19
«Дополни ряд» 19
«Согласные и гласные» 20
Оригами «Щенок» 21
«Пропиши» 21
«Разрезанные картинки» 22
«Найди тень» 22
«Пропиши» 23
«Найди бабочкам домики» 23
«Дорисуй недостающие лепестки» 24
«Дорисуй цифры» 25
Упражнения, направленные на формирование зрительно-пространственной ориентации. 26
«Встань как на картинке» 26
«Дорисуй котика» 26
«Сколько животных потерялось» 27
«Путь к домику 3 поросят» 28
«Какой выключатель к какой лампе?» 28
«Рыбалка» 29
«Найди детенышей осьминога» 29
«Найди путь» 30
«Где ты сидишь?» 31
«Путь слоненка» 31
Список литературы 33
Пояснительная записка
Одна из главных аспектов в подготовке к школе ребенка - развитие зрительно-моторной координации детей.
Важнейшим условием полноценного развития координации детей является своевременное формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста, что отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Освоение ребенка в развитии зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста, очень важно для поступления в школу.
К эффективным методам развития зрительно-моторной координации относят различные упражнения. В то же время специалисты считают необходимым при формировании зрительно-моторной координации у старших дошкольников использование наглядности.
Однако наглядные средства применяются, в основном, в виде картинок, упражнения, образованные на занятии, часто носят характер дидактического упражнения.
Приблизить процесс развития зрительно-моторной координации старшего дошкольного возраста, неформальному могут помочь наглядные средства, представляющие наглядность, которая является опорой при формировании зрительно-моторной координации, а также средством создания различных ситуаций на образовательных занятиях.
В практике дошкольных учреждений такие наглядные средства для формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста используются недостаточно. Это подтверждается небольшим количеством имеющихся сборников упражнений с использованием дидактическим средств, малым количеством подобных материалов, представленных практическими работниками образования в интернете.
Системность проведения занятий позволит детям овладеть осязательным восприятием, развить творческое мышление, зрительное внимание, стимулировать детскую фантазию, подготовить руку к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу.
Таким образом, возникает необходимость создания сборника упражнений, направленных на формирования зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях, с использованием наглядные средства.
Представленные в сборнике упражнения ориентированы на работу с детьми старшего дошкольного возраста во время образовательных занятиях. У детей к концу старшего дошкольного возраста уже развивается зрительно-моторная координация, которая помогает ребенку легче поступить в школу.
На базе зрительно–моторной координации формируются графо-моторные навыки, являющиеся составляющей функцией письма. Причем умение рисовать мало влияет на уровень развития зрительно-моторной координации (у детей, которые много рисуют, но не срисовывают, не копируют образцы, координация движений глаза и руки может быть очень слабой).
Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Зрительно-моторная координация детей должна развиваться ещё с раннего возраста. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.). Для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения.
Зрительно-моторная координация тесно связана с мелкой моторикой рук и зрительным восприятием. Если какая-то из этих функций нарушена, у ребенка будет недостаточно развита и зрительно-моторная координация. Связи между зрительным анализом и движениями руки не существует с рождения. Они формируются и отлаживаются постепенно в соответствующих видах деятельности. Развитие зрительно-моторной координации и тонких дифференцированных движений рук происходит постепенно, с переходом от одного этапа психического развития к другому.
Цель сборника : подбор и систематизация упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях.
Задачи сборника :
1. Подбор упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях;
2. Систематизация упражнений по разделам сборника;
3. Оформление сборника упражнений, направленных на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях.
В сборник включены упражнения, направленные на формирование зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста на образовательных занятиях, с использованием наглядных средств, т. е. пособий, позволяющих создать ситуацию для развития зрительно-моторной координации.
В данном сборнике 3 раздела :
1. упражнения на развитие зрительного восприятия;
2. упражнения на развития мелкой моторики
3. упражнения на развития зрительно-пространственной ориентации
Представленные в сборнике упражнения могут быть использованы в индивидуальной, групповой и фронтальной формах как на образовательных занятиях по формированию зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста, так и в самостоятельной деятельности детей, при организации работы с детьми.
Сборник может быть использован воспитателями дошкольных образовательных организаций, помощниками воспитателей, родителями, студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование» по формированию зрительно-моторной координации.
Упражнения, направленные на формирование зрительного восприятия
«Четвертый лишний»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
Инструкция: ответь на вопросы, и найди тот овощ или фрукт, назвав его положение на картинке.
Что растет на грядке?
Что растет на дереве?
«Собери слово»
Цель: Формировать у детей интерес к чтению, закреплять знание букв, умение складывать слова из слогов, читать слова. Развивать мышление, внимание, речь детей.
Инструкция: ребенку предлагается собрать слова из слогов: дома, домики, маки.
ДО МА
МИ КИ
«Какая же картина»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
Инструкция: Выбери ту картинку, которая подходит к данному стихотворению, а также расскажи, что на ней изображено, какая картинка не подошла, почему?
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен;
А ты песню спой
Что из стран далеких
Принесла с собой.
(А. Н. Плещеев)
Уж верба вся пушистая.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад.
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена -
И над душою каждою
Проносится весна.
(А. А. Фет)
Черемуха
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. А. Есенин)
«Какая картина лишняя»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
Инструкция: Выбери ту картинку, которая подходит к данному стихотворению, а также расскажи, что на ней изображено.
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
(В. А. Жуковский)
Колокольчики мои
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Конь несёт меня стрелой
На поле открытом;
Он вас топчет под собой,
Бьёт своим копытом.
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Не кляните вы меня,
Тёмно-голубые.
(Л. Н. Толстой)
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
(А. Н. Майков)
«Времена года»
Цель: закреплять понятия «весна», «лето», «осень», «зима», различать изменения природы в разное время года, находить, соответствующие данному времени года детали, развивать зрительную память, внимание, речь.
Инструкция: расскажи, какие картинки относят к временам года, например, зима находится в первом столбике сверху, и т. д.
«Что находится на холсте»
Цель: умение связывать слова в простых и сложных предложениях, научить детей ориентироваться на плоскости картины и обозначать словами местоположение объекта, переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Инструкция: назови, что находится на каждой картинке, полным ответом, например на картине в середине в центре изображены птицы в лесу, среди деревьев березы.
Что изображено на картине сверху слева?
Что изображено на картине сверху справа?
Что изображено на картине в середине холста?
Что изображено на картине снизу слева?
Что изображено на картине снизу справа?
«Один - много, мало – много»
Цель: Развить умение сравнивать без пересчета количество одинаковых объектов развить игровые навыки, воображения, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышления, активизировать словарный запас по теме.
Инструкция: собери по парам предметы, где один и много, где мало и много, назови эти предметы и посчитай их количество, а также назови правильно, например три апельсина – пять апельсинов.
«Дорога домой»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку, закрепление считать в пределах 10, развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; зрительно-моторную ориентацию.
Инструкция: сколько метров человечку идти до дома? Посчитай сколько ему идти, если 1 клетка это 1 метров.
«Кто где живет»
Цель: развитие способности соотносить животное с местообитанием, формирование представления о жизни в природе или рядом с человеком, развивает воображение, мышление, память, речевые навыки и моторику пальцев рук, обогащающее словарный запас.
Инструкция: соотнеси домик, и кто в нем живет, при этом назвать правильно, например червяк живет в яблоке и т. д.
«Найди крапиву»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний, развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
Инструкция: среди всех цветов назови, где именно находится крапива, и назвать где она находится, и назвать какие цветы где находятся, например ромашка находится сверху справа и т. д.
Упражнения, направленные на формирование мелкой моторики
«Дополни ряд»
Цель: учить находить закономерность в ряду и продолжать этот ряд; закреплять лексический словарь по теме «Овощи», развивать мышление, внимание.
Инструкция: дорисуй недостающие овощи по порядку.
«Согласные и гласные»
Цель: закрепление умения различать гласные и согласные звуки
Инструкция: используйте карандаши красного и синего цвета, закрась гласные буквы красным цветом, а согласные синего цвета.
Оригами «Щенок»
Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами, формировать умение следовать инструкциям, развитие мелкой моторики
Инструкция: при помощи инструкции или взрослого, собери оригами щенка.
«Пропиши»
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом, укрепление руки, улучшение координации движений, совершенствование способности к зрительному восприятию форм; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма; поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
Инструкция: возьми в руки карандаши и по примеру пропиши линии из начало клеточки в конец клеточки, справа на лево, сверху вниз.
«Разрезанные картинки»
Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 6-8 частей.
Инструкция: собери пазл из деталей, скажи что изображено на картинке.
«Найди тень»
Цель: Учить детей находить заданные силуэты путем наложения, развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, мелкую моторику рук
Инструкция: возьми карандаш и найди тень каждому насекомому.
«Пропиши»
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом, укрепление руки, улучшение координации движений, совершенствование способности к зрительному восприятию форм; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма; поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
Инструкция: возьми в руки карандаш и по примеру пропиши лини (заборчик)
«Найди бабочкам домики»
Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, находить соответствующую картинку данного цвета; продолжать закреплять знания о цвете; развивать у детей внимание и наблюдательность; активизировать речь детей.
Инструкция: соотнеси цвет бабочки и такой же цвет цветка.
«Дорисуй недостающие лепестки»
Цель: Развитие творческого мышления детей; формировать умение детей собирать целостный образ предмета из его частей; развивать воображение детей; развивать мелкую моторику детей;
Инструкция: используя разные цвета карандашей, дорисуй недостающие лепестки, той формы, которые уже есть у цветка.
«Дорисуй цифры»
Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
Инструкция: возьми в руки карандаш и дорисуй цифры, а также назови их
Упражнения, направленные на формирование зрительно-пространственной ориентации.
«Встань как на картинке»
Цель: развитие навыков зрительной памяти
Инструкция: встань в ту позу, в которую стоит человечек на картинке.
«Дорисуй котика»
Цель: учить различать геометрические фигуры; - развивать логическое мышление и память.
Инструкция: посмотри на картинку и дорисуй котика, которого не хватает.
«Сколько животных потерялось»
Цель: узнавание предметов по их контурам среди нескольких наложенных изображений, Развитие целостного восприятия, внимания, образного мышления, активизация функций, обеспечивающих зрительно-пространственное различение предметов.
Инструкция: раскрась разным цветом животных, которые ты видишь на картинке, назови их и каким цветом ты их раскрасил.
«Путь к домику 3 поросят»
Цель: Развитие пространственных представлений.
Инструкция: используя разные цвета карандашей, помоги волку найти путь к поросятам.
«Какой выключатель к какой лампе?»
Цель: Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги, развивать внимание, память, логическое мышление, развивать пространственное мышление, развивать мелкую моторику и координацию движений.
Инструкция: используя разные цвета карандашей, найди выключать к каждой лампе.
«Рыбалка»
Цель: Развитие пространственных представлений.
Инструкция: используя разные цвета карандашей, помоги рыбакам найди ту рыбу, которая досталась именно им.
«Найди детенышей осьминога»
Цель: Развитие пространственных представлений.
Инструкция: помоги осьминогу найти его деток.
«Найди путь»
Цель: выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации, а так же моторика и ориентация на листе бумаги
Инструкция: используя разные цвета карандашей, по примеру найду путь к домикам
«Где ты сидишь?»
Цель: развитие пространственных представлений, умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Инструкция: посмотри вокруг и отметь место, где ты сидишь.
«Путь слоненка»
Цель: Развитие ориентации в пространстве письменного листа, умения внимательно слушать и точно выполнять указания педагога, развитие внимательности, логического мышления, умения ориентироваться на листе бумаги.
Инструкция: помоги слоненку найти путь, используя подсказки взрослого, например одна клетка вниз, одна клетка вправо и т. д.
Список литературы
1. Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, Диана Королева URL : https://www.livemaster.ru/topic/3135867-zadaniya-i-uprazhneniya-na-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-detej-6-7-let
2. Зашумленные картинки, Зоя Владимировна Соломахина URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/08/zashumlennye-kartinki
3. Игровые упражнения для развития пространственных представлений (рекомендации А. В. Семенович) URL : https://edu.mari.ru/ou_respub/sh20/DocLib33/Ерофеева%20Е%20А/Пространственные%20представления. pdf
4. Игры и упражнения на ориентировку в пространстве. Мухачёва Наталья Олеговна URL : https://multiurok.ru/files/igry-i-uprazhneniia-na-orientirovku-v-prostranstve.html
5. Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации URL : https://infourok.ru/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-zritelno-motornoj-koordinacii-4264968.html
6. Игры и упражнения по развития мелкой моторики у дошкольников URL : https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-po-razvitiya-melkoy-motoriki-u-doshkolnikov-3278375.html
7. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ Подготовительная к школе группа. О. А. Соломенникова
8. Примерная-общеобразовательная-программа-дошкольного образования «От рождения до школы» Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий.
9. Татьяна Быстрова. Комплекс дидактических игр и упражнений для развития зрительно-моторной координации для детей старшего дошкольного возраста URL : https://www.maam.ru/detskijsad/kompleks-didakticheskih-igr-i-uprazhnenii-dlja-razvitija-zritelno-motornoi-kordinaci-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
10. Упражнения для развития зрительно-пространственного Восприятия и зрительно-моторных интеграций URL : https://lektsia.com/6x4701.html
11. Формирование элементарных математических представлений И. А. Пономарева, В. А. Позина