Хафизова Лариса
Элементарное музицирование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сборник методических разработок
для музыкальных руководителей
Автор:
Музыкальный руководитель
Хафизова Л. М.
Элементарное музицирование детей дошкольного возраста
(Музыкальные игры)
В мировой педагогической практике существуют несколько известных концепций музыкального воспитания детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в 40 странах мира, является концепция Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей». Главная цель: обучение детей в действии. Главный принцип этой педагогики - учимся, делая и творя - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
Опираясь на концепцию Карла Орфа, Татьяна Эдуардовна Тютюнникова, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Грант Москва» создала свою авторскую программу «Элементарное музицирование с дошкольниками». В этой программе органично сочетаются систематическое обучение и развитие музыкальности детей и творческое, игровое начало: с детьми играют, но они не осознают, что их при этом учат. Можно определенно сказать, что данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога к его преподнесению и разучиванию, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. Только при таком комплексном подходе можно говорить о реализации игровой методики и музыкальной педагогике в принципе. У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно- эмоциональное (а не интеллектуальное) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру.
Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр - вот формы, которые адекватны данному возрасту. А это и есть элементарное музицирование.
Игровое общение на занятиях обладает большим творческим потенциалом, богатством эмоциональных оттенков, неожиданностью поворотов ситуаций смен ролей. Игровое общение - это высокий уровень общения, его создание на уроке потребует от педагога артистизма, духовной тонкости, искренней заинтересованности в происходящем.
В ноябре 2012 года в городе Новосибирске прошел семинар «Модернизация музыкального воспитания дошкольников: интеграция и творчество».
Хочу познакомить читателей с рядом методик, используемых мной в ежедневной работе с детьми. Целью их использования является формирование у детей эмоционально-радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании.
Музыкальная игра «Моя пара»
Звучит музыка.
1. Первое музыкальное предложение: дети ходят врассыпную по залу.
Повтор: выбрав пару, дети выполняют три хлопка; пауза; повтор этого ритмического рисунка до конца предложения.
2. Рефрен: дети гуляют по залу уже парами.
Повтор: пара встречается с другой парой и повторяет хлопки уже четверками.
3. Повтор музыкального предложения: дети меняются парами и с новой парой гуляют по залу.
Музыкальная игра «Передай палочки другу»
Дети встают в круг, спиной к центру. В руках деревянные палочки. Звучит музыка.
Первый вариант.
1. Вступление: готовность к игре.
2. Первая музыкальная фраза: дети отстукивают ритмический рисунок. Вторая музыкальная фраза: передают соседу. /Левой рукой отдают палочки, правовой забирают/.
3. Рефрен: идет повтор ритмического рисунка и так далее по фразам до конца музыки. Второй вариант.
Дети встают в круг лицом в центр, тогда передавать палочки соседу ребёнок будет правой рукой, а левой - забирать.
Третий вариант.
Дети сидят на полу, и тогда передавать палочки соседу надо, положив их на пол.
Музыкальная игра «Сапожник»
Перед этой игрой можно детям рассказать
стихотворение: «Я в садочке погуляла и сапожки
порвала, Пять минут погоревала и к сапожнику пошла:
- Ясек, Ясек, парень милый, выручай меня скорей,
Глянь, сапожки я порвала, ты получше их зашей!
Ей ответил Ясек:
- Ладно, приходи через часок,
Взял иголку, вынул дратву, починю твой сапожок».
Звучит музыка. Стульчики стоят по кругу на расстоянии 30-40см друг от друга. Дети участвуют в игре парами (сапожник и подмастерье: сапожник садится на стульчик, подмастерье - на полу).
1. Вступление: готовность к игре.
2. Первая музыкальная часть: отстукивают ритмический рисунок и выходят в круг.
3. Вторая музыкальная часть: по кругу делают боковой галоп, возвращаются обратно, встав «лодочкой». В конце второй части садятся на стульчики, меняясь ролями. 4. Игра начинается сначала до конца музыки.
Музыкальная игра «Найди свою пару»
Дети встают парами по кругу друг за другом. Девочки в первом кругу, мальчики во втором. Звучит музыка.
1. Вступление: все хлопают в ладоши.
2. Первая музыкальная часть: мальчики стоят на месте, продолжая хлопать в ладоши, а девочки танцуют внутри круга. Затем темп меняется на медленный, и девочки «засыпают». В это время, мальчики, взявшись за руки, идут по кругу.
3. Повтор первой части: девочки находят свою пару, кружатся лодочкой и обнимаются. 4. Игра повторяется, дети меняются местами.
В разделе «Движение и музыка» предлагается игровой танец.
Дети встают парами (мальчик и девочка) по кругу.
1 музыкальное предложение: идут мелким шагом по кругу.
Рефрен: возвращаются обратно.
2 музыкальное предложение: поворот в паре, руки соединены наверху и - переход к другому партнеру, снова поворот и переход к другому партнеру.
1 музыкальное предложение: повороты с рукой в одну и другую сторону.
2 музыкальное предложение: в круг заходят девочки, затем мальчики, мальчики выходят и - лодочка в паре. Парами ходят в круг и из круга. Танец заканчивается притопом, руки поднимаются вверх.
Обучение детей дошкольного возраста игре на детских
музыкальных инструментах
Цель моей работы: обучение и использование шумовых музыкальных инструментов в работе с детьми.
Задачи:
• познакомить детей с шумовыми инструментами;
• познакомить с методами и приёмами использования шумовых музыкальных инструментов в повседневной жизни;
• сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.
Музыкальное воспитание в детском саду является неотъемлемым элементом в формировании полноценной личности и направлено на развитие музыкальных и творческих способностей. Барабан. Напоминает раскаты грома.
Металлофон. Это мелодический музыкальный инструмент. Деревянный звук, какой? (Он стучащий и сухой, теплый и трескучий, тихий и гремучий).
Трещотка - этот инструмент, его звук напоминает звучание кастаньет. Известен он как русский национальный инструмент.
Бубен. «Постучи-ка, Лена, в бубен, Мы в ладоши хлопать будем. Постучи веселей, Посильнее в бубен бей. Ай да Лена! Как играет! Как по бубну ударяет! Веселее поиграй, Вове бубен передай!»(Н. Френкель) Музыкальная игра «Передай бубен»
Педагог простукивает какой-либо ритм, дети по очереди повторяют его, воспроизводя на бубне, остальные дети прохлопывают его в ладоши. Ложки. Это своеобразный русский инструмент. Послушайте шуточное стихотворение П. Синявского, которое называется «Заиграли ложкари».
При царе да при Горохе
Озорные скоморохи
По дороге в балаган
Потеряли барабан,
Бубен потеряли.
В ложки ударяли.
Ой, жги - говори, Заиграли ложкари!
Рассматриваем расписную деревянную ложку, ее части: у ложки есть ручка и та часть, которой черпают суп - поварешка, обратная ее сторона называется «щекой».
Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например «Ах вы, сени», «Светит месяц». Игра «Солнышко»:
«Вокруг солнышка, дружок, Становись скорей в кружок» (дети встают в круг, солнышко лежит в середине круга). На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка). «Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли: детки ложки в руки взяли, дружно в ложки застучали. Мы сейчас растопим печь - надо блинчиков испечь». Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже влево - «печем блинчики».
У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Главное - создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку, шутку, веселье. Только в такой атмосфере может формироваться полноценная личность.
Грамотный и творческий подход к созданию развивающей среды в группе с учетом зоны музыкального воспитания помогает сохранять и укреплять психофизическое здоровье детей. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами извлекать из них звуки. Музицирование способствует развитию музыкальной памяти, внимания, фантазии, творческих способностей. Ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развивается его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую мускулатуру, моторику пальцев рук. Кроме того, дети начинают чище и выразительнее петь, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности. Весь комплекс приёмов приобщения детей к музицированию хорошо готовит их к будущим урокам в школе.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах осуществляю через разные формы работы:
• фронтальные и подгрупповые занятия; тематические занятия;
• развлечения, праздники;
• театрализованные игры с музыкальным сопровождением; музыкально-дидактические игры; индивидуальная работа с детьми.
Методы обучения:
• «Наглж)ны11» (наглядно-слуховой и наглядно-зрительный);
• «Словесный» (поэтические дополнения, образная речь, применение сказочного сюжета в обучении детей музыкальной грамоте); «Практический» (выступление на празднике).
В музыкальном зале нашего детского сада есть кабинет, где представлены ударные, духовые, струнные, клавишно-язычковые музыкальные инструменты.
Я провожу занятия в младших и средних группах. В своей работе опираюсь на принцип - «от простого к сложному». Существует прямая связь между простотой и возрастом детей: чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен музыкальный инструмент. Одновременно существует связь иного рода: чем беднее музыкальный опыт ребёнка, чем ниже уровень его музыкальности, тем с более простых инструментов следует начать обучение.
На начальном этапе первыми инструментами детей становятся ударные шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Учимся узнавать и различать звуки бубна, погремушки, барабана, деревянных ложек, маракаса и др. Каждый инструмент вношу, создавая игровую ситуацию. Постепенно у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них. С самого начала учу детей точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаю прочувствовать ритм, проиграть с помощью различных ударных инструментов (бубнов, ложек, музыкальных молоточков).
На следующем этапе мы выбираем произведение для ансамбля. Ребята слушают музыкальное произведение в исполнении педагога или аудиозаписи. Затем детям предлагаются инструменты, на которых можно исполнять данное произведение. Все партии разучиваем индивидуально и только потом объединяем всех музыкантов.
Чтобы играть слаженно и согласованно, слышать не только свою игру, но и игру всех других ребят, требуется немало времени.
В каждой группе имеется музыкальный уголок с доступными для детей шумовыми инструментами, дети всегда могу поиграть, отработать ритм.
В музыкальном зале имеются плакаты, вызывающие интерес к музыке. Итог наших занятий - выступления на детских праздниках и развлечениях. Именно здесь дети учатся быть ответственными, внимательными, дисциплинированными. А если зрители - не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствуется вдвойне. Анализируя проведённую работу, можно сказать, что игра на детских музыкальных инструментах помогает развивать музыкальные способности детей: тембровый, динамический, звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память.
Дети сами ориентируются в разнообразных приёмах игры, у них развивается слуховой контроль и умение исправлять неточности в своём исполнении. Многие ребята могут подбирать мелодии по слуху.
Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения
Развитие чувства ритма у дошкольников по
методике Т. Тютюнниковой
Как сказала Л. В. Михеева: «Ритм - чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов; является ярким выразительным средством; часто определяет характер музыки».
Ритм нужен во многих областях, таких как: музыкальной,
хореографической, творческой, аналитической, логической.
Чувство ритма напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.
Совсем недавно считалось, что чувство ритма невозможно откорректировать - оно является врожденным. Безусловно - многие малыши чувствуют музыку и ритмично двигаются с рождения, но есть и такие детки, у которых нужно развивать данную способность. Очень важно, чтобы занятия не были скучными и утомительными, а напротив - интересными и занимательными. От первых впечатлений в мире музыки зависит дальнейший путь ребенка.
Как и многие педагоги, я на протяжении нескольких лет занималась поиском нетрадиционных путей в работе над развитием чувства ритма у дошкольников. Особое внимание обратила на программу Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование». Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала, где неразрывно соединены музыка, речь и движение.
Игры и упражнения Т. Тютюнниковой я внедрила в программу по музыкальному воспитанию и использую у себя на музыкальных занятиях. Хочется поделиться некоторыми из них. Детям очень нравится начинать занятие с игр-приветствий.
Игра-приветствие «Сороконожка» (младший возраст)
Дети идут цепочкой, держат за талию друг друга, впереди воспитатель. Хором говорят слова: «Топали все ножки у сороконожки. Ножка, ножка попляши, свое имя расскажи». Останавливаются. Один ребенок произносит свое имя: «Света» (присела). Все вместе: «Света» (присели) Игра повторяется, пока все дети не скажут свое имя.
Игра-приветствие «Имена» (средний возраст)
Музыкальный руководитель говорит о том, что имя человека можно произнести по- разному. Например: «Лена, Леночка». Детям предлагается по очереди произнести свое имя, одновременно хлопая в ладоши. А в ласковой форме будут говорить все дети, хлопая по коленкам. Ребенок: «Маша» (два раза хлопает в ладоши). Все дети: «Машенька» (одновременно хлопают по коленкам три раза).
Игра-приветствие «Я пою» (старший возраст)
Дети выстраиваются кругом. Первый человек обходит рядом стоящего, ритмически проговаривая слова: «Я пою, пою, пою и дружочка найду». Останавливается напротив стоящего рядом человека, подает руки: «Маша», другой ребенок: «Таня». Кружатся лодочкой: «Вот компания моя, вместе мы с тобой друзья».
Игра-приветствие «Мы идем» (старший возраст)
Дети идут по кругу, держась и проговаривая слова. «Мы идем, идем по кругу, скажем имя мы друг другу». Останавливаются.
1 ребенок. «Оля» (приседает).
2 ребенок: «Катя» (приседает).
Все дети вместе повторяют имена, (приседают): «Оля, Катя». Игра повторяется вновь, пока все дети не представятся друг другу.
Игры со звучащими жестами.
Разминка
Первые инструменты человека - руки, ноги, голос.
Хлопки
Шлепки
Притопы
Щелчки пальцами
Игра на грудной косточке
Педагог задаёт ритмы в звучащих жестах с речевой поддержкой. Каждый повторяется дважды. Движения сочетаются с шагами, прыжками, поворотами, приседаниями. Чтобы разнообразить ритмические игры вместо хлопков в ладоши я применяю палочки, «маракасики» (емкость от киндерсюрпризов, колокольчики и т. д.
Игра «Танцевальная разминка»
Движения дети могут выполнять сразу по примеру педагога. В музыке
3 части.
1 ч. - бег по кругу, хлопки, шлепки, поворот вокруг себя + «утята».
2 ч. - врассыпную выполняют «моталочку». На конец каждой фразы выставляют ногу на пятку. Дети старшей и подготовительной группы могут выставить ногу на прыжке. 4 раза.
3 ч. - дети собираются в пары «ладушки», кружение на своё усмотрение.
Игра с маленькими бубнами или гофрированными ленточками
(«Мексиканский вальс») (средний, старший возраст)
1 вар. : 1 ч. Дети бегают по залу на носочках, в конце каждой фразы здороваются и говорят «привет». Между пальцами зажата ленточка.
2 ч. Дети свободно танцуют с ленточками.
2 вар. : Игра с предметом в кругу. Дети рассчитываются на «первый» и «второй». У «первых» предмет (шляпа, бубенчик, султанчик).
1 ч. Играет предметом и на сильную долю передаёт соседу (повтор 4 р.).
2 ч. «Первые» выходят танцевать с предметом в круг. В конце возвращаются на место и передают предмет следующему ребёнку. Таким образом, игру начинают то «первые», то «вторые».
Игра «часы» (средний возраст)
Будильник (тик-так, трещотка с палочкой
Наручные — цокают языком, как молоточек
Куранты (бом-бом, тарелка и палочка
На стене часы висели, тик-так, тик-так.
Тараканы стрелки съели, тик-так, тик-так
Мыши гири оторвали, тик-так, тик-так.
И часы ходить не стали тик-так, тррр.
2 вариант: (в парах) «насос», «часики», «насос», «часики», «насос», «часики». Кладут друг другу руку на голову и садятся на корточки.
Оценить результат проделанной работы помогает ежегодная диагностика детей. Результаты работы показывают, что использование технологии Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программного воспитания.
Волшебные звуки лета
Лето - удивительная пора, когда ребенка окружают звуки природы: шум дождя, теплое дуновение ветра, пение птиц и т. д. Жизнь детей в этот период можно сделать содержательной, познавательной и интересной посредством музыкальной деятельности.
Проект «Волшебные звуки лета» направлен на формирование трепетного отношения к природе, подарившей волшебный мир музыки.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой, по
продолжительности два месяца.
Основная цель проекта - это организация эстетического развития детей дошкольного возраста в летний период.
Задачи:
расширить представления у детей старшего дошкольного возраста о звуках лета;
помочь детям научиться слушать и слышать музыку в окружающей их природе; развивать творчество, звуковую фантазию, воображение, ассоциативное мышление;
прививать детям высокую духовную культуру средствами искусства, любви и доброго отношения к человеку, природе;
развивать навыки создания свободных композиций;
вовлечь в совместную творческую деятельность родителей.
Проект осуществлялся поэтапно. На первом этапе (подготовительный) созданы условия для совместной деятельности участников проекта: дети, педагоги, родители: подобран музыкальный репертуар, дидактические игры, наглядный материал (презентация, разработаны сценарии развлечений.
Второй этап (практический) включал в себя основные мероприятия: тематические беседы, слушание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий, исполнение музыкально-ритмических зарисовок. Во время прослушивания музыкальных произведений, дети «рисовали» перед собой воображаемую картину летней природы: спокойная вода, порхание бабочек, щебетание птиц, разговор цветов. Выполняли творческие задания: придумай танцевальную композицию, необычное движение на музыку «Вальс цветов» П. И. Чайковский из балета «Щелкунчик», исполни звуки дождя на шумовых инструментах. Особенный эмоциональный отклик, вызвали: игра- ритмодекламация «Каким бывает дождик?», музыкальнодидактическая игра «Наряди бабочек».
Свои впечатления дети отображали в художественно-продуктивной деятельности: рисование «Такие разные бабочки», рисование пластилином (коллективная работа) «Солнечный домик».
Для поддержания устойчивого интереса к проектной деятельности использовался показ мультипликационных фильмов о лете: «Дед Мороз и лето», «Львенок и Черепаха», «Паровозик из Ромашково» и т. д. Важную роль в расширении представления у детей о звуках лета имели беседы познавательной направленности «Признаки лета», «Что такое лето?», наблюдения в природе.
В проект были вовлечены родители воспитанников. С их помощью был создан альбом «Летний фольклор», в который вошли стихи, загадки, пословицы, поговорки о лете, фонотека музыкальных произведений о природе.
В рамках проекта были проведены развлечения «Здравствуй лето», «В гостях у Нептуна».
Итогом проектной деятельности (заключительный этап, стала презентация проекта «Волшебные звуки лета». Презентация была проведена в игровой форме. Дети представили совместно с родителями творческие работы, рассказали об интересных моментах.
В результате реализации проекта у детей сформировались навыки
музыкально-познавательной деятельности, интерес к различным
видам искусства, умение слышать отдельные звуки природы.
У родителей отмечен положительный отклик о совместной
деятельности